Мировоззрение готов, существует ли оно?

Есть ли у готов мировоззрение? Этот вопрос всегда волновал самих готов. Одни говорили, что его нет и быть не может, и имели в этом свой собственный резон, другие – что мировоззрения может и нет, но мироощущение уж точно присутствует. С появлением Интернета, пространство которого сразу же стали осваивать приверженцы готизма: на  сайтах, посвященных субкультуре, стали размещать различные определения того, что собственно такое готическое мироощущение или мировоззрение –  так называемые FAQ'и. Правда, нужно признать, что подобных определений нет на сайтах нерусскоязычных, где больше сосредотачиваются на краткой истории самой субкультуры и не пытаются дать определение того, что готично, а что нет. Отсюда действительно появляется ощущение, что в России субкультуре хотят придать некое подобие организованного движения с собственной идеологией, что все же неверно и характерно для готической субкультуры на русской почве.
Одно из старейших определение готизма на русскоязычных сайтах принадлежит http://goths.ru, где без обиняков заявляют: «Готы – это, прежде всего, мировоззрение», но оно базируется на определенных жизненных принципах, в основе которых лежат тексты различных музыкальных готических и окологотических групп. В чем суть этого мировоззрения? Абсолютный индивидуализм и необычная (темная) романтика. В чем именно этот самый абсолютный индивидуализм, не объясняется и, как его отличить от элементарного эгоизма, также неясно. И собственно, что тут такого чисто готичного, так как такой принцип может себе присвоить любая субкультура. Темный романтизм, по-видимому, заключается в том, чтобы «чувствовать себя нормально с своими «отклонениями»: мрачным настроением». Ну, эти признаки можно привязать к определенному психологическому типу людей, совершенно не имеющих никакого отношения к готизму. Так, по этим параметрам гот, например, Чаадаев, или под такие признаки подходит то, что называли в XIX в. сплином.
Далее перечисляются другие источники, откуда готы черпают свое вдохновение, в том числе указывается архитектура, литература. На мой взгляд, привязка субкультуры к средневековой архитектуре все же натянутая. Разные посылы и смысл этих явлений, скорее архитектура этого периода –  некий антураж для современного готизма, а не источник вдохновения и идейных установок, хотя некоторое влияние, без сомнения, присутствует. Об этом очень интересно пишет в своей статье «Взаимосвязь средневековой готической эпохи с современной готической субкультурой» Малькова Кс.: «Некоторая взаимосвязь между готами и готической эпохой просматривается. Во-первых, влечение готов к мистицизму. Во-вторых, время, которое теперь ассоциируется с готической эпохой, породило наибольшее количество ереси, что привело к разгулу инквизиции». Как это похоже на сегодняшний день! Когда приверженцев готизма пытаются объявить носителями враждебных идей и даже организовать преследование представителей субкультуры, обвиняя их в сатанизме и даже в экстремизме. Но автор продолжает далее: «В-третьих, наряду с развитием церковной власти, во времена готической эпохи зарождается (впервые так явно с античных времен) интерес к науке: Дж.Бруно, Д.Бэкон, Парацельс, Н.Коперник и др. И с другой стороны, неподдельный интерес современных готов к точным наукам, в отличие от представителей других маргинальных субкультур. Именно готов (из всех остальных молодежных течений) считают самыми интеллектуально развитыми, и это действительно так. Современный гот имеет хорошее высшее образование и стремится к получению высокой должности. В-четвертых, извращенное (для современника) понимание прекрасного», – так думает Малькова (1). Можно согласиться с ней, но мне все же кажется, что все отсылы к средневековью вряд ли уместны. Даже в смысле внешнего вида готов, которые якобы копируют ту одежду, которую носили тогда. Известно, что во времена средневековья черный цвет в одежде не был господствующим, скорее характерно было цветовое многообразие.
Наиболее близки к объяснению того, что такое готизм, авторы обширного очерка «Готика» (2), которые утверждают, что готизм – это не что иное как способ самовыражения. И действительно, не тот гот, кто подражает определенной линии поведения или внешнему виду, а тот, кто пытается самовыразиться творчески, оставаясь при этом в рамках определенной стилистики.
Еще одно бытующее в сети определение, обширный очерк под названием «Готиковедение», исходит из самого определения понятие субкультура: «Субкультура – это клуб по интересам, со своими законами, со своей историей и своим взглядом на какие-то аспекты главенствующей культуры». Исходя из этого, понятно, что каждый человек принадлежит к какой-либо субкультуре, даже если он сам себя ни к какой из них не относит. Мнение, конечно, спорное, но имеющее основание.
Авторы «Готиковедения» с уверенностью заявляют, что все, написанное о мировоззрении готов на сайте goths.ru и подобных им, ложь, потому что «у субкультуры никак не может быть мировоззрения — это не религия, не социальная группа (социальная группа – это, например, нищие, средний класс, золотая молодёжь), а просто клуб по интересам. И у клуба по интересам не может быть единого мировоззрения» (3). У субкультуры может быть система ценностей, ну уж никак не мировоззрение. В очерке подчеркивается, что такое понятие, как готическое мировоззрение, есть только в русском Интернете. Что же тогда готика? «Готика является феноменально эклектичной и сложной эстетической формой — за несколько десятилетий она обрастала всё новыми и новыми ассоциациями с какими-то художественными течениями прошлого, и в итоге превратилась в многогранное, и сложное явление, заимствующее символы и идеи у эпохи нового времени, обращаясь к средневековью и даже к древнеегипетской цивилизации» (4).
Надо признать, это наиболее разумное и толковое определение субкультуры. Источником вдохновения для готов является готическая литература и средневековая эстетика. Черты внешнего вида также копируются, творчески осмысляясь из эпох нового времени, там же черпается вдохновение.
Существует интересный документ питерских готов под названием «Манифест готов» (5). Сложно сказать, кем он написан, и вряд ли кто-то всерьез следует ему, об этом хотя бы свидетельствует послесловие к нему следующего содержания: «Фекла Константиновна заявила, что она напишет свой манифест, так как этот ей не понравился. Сейчас она бесцеремонно сдирает текст с какой-то книжки о "призраке готов", который ходит по Европе». Т. е. такой манифест может написать каждый гот. В этом манифесте излагаются следующие мысли: готы – элита интеллектуалов, придерживающихся темной эстетики, это абсолютно неагрессивная среда, живущая своим собственным миром. Темная эстетика в представлении авторов манифеста (или автора) – это «поэзия, литература, арт, музыка. Темная эстетика – это то, что дает смысл жизни людям, уставшим от телевидения, желтой прессы, музыки, рассчитанной на примитивные инстинкты приматов». В этих словах присутствует некая заносчивость и высокомерие. Что ж – не без этого.
Итак, можно подвести некоторые итоги: готическая субкультура – это не мировоззрение, скорее внешняя эстетика и определенное мировосприятие, хотя с этим утверждением согласятся не все готы, определенная часть которых считает, что это мировоззрение. Но безусловно среда эта неагрессивна и абсолютно безопасна для общества. Опасна не субкультура сама по себе, а те люди, которые в нее приходят со своими взглядами, отношением к жизни и окружающим, проблемами и даже комплексами. Поэтому так важно появление в этой среде людей с четкой системой ценностей и здоровым гуманизмом.
Кроме того, ни в одном из вышеперечисленных «программных документов» я не нашел и слова о суициде и каких-либо экстремистских наклонностях, а также призывов и признаний, что готы поклоняются сатане и повально практикуют оккультизм, что так любят им вменять и сотрудники правопорядка (особенно в провинции), и церковные люди, и просто обыватели. Расхожие штампы и мнения, когда-то установившиеся, очень не просто развеять.
1.
2. http://faqs.org.ru/music/styles/gothcult.htm
3. http://gothicology.goths.ru/html/goth_part_1.htm
4. http://gothicology.goths.ru/html/goth_part_2.htm
5. http://mi-drugie.ucoz.ru/publ/19-1-0-13


Рецензии