Портрет неизвестной
В советское время народ вновь вспомнил Неизвестную даму, после того как она появилась на коробочках парфюмерных изделий, конфетных обёртках. В магазинах стали продаваться репродукции этой известной картины Крамского. Покупателям нравилась подобная атрибутика мира прекрасного. Живопись, которую пытались представить как классовую, не пользовалась спросом. Репродукцию Репинских бурлаков или «Тройку» Перова мало кто хотел разместить на стене в своей квартире.
В день бракосочетания новоиспечённой супружеской чете Аваковых один из их друзей подарил «неизвестную». Габариты репродукции были в два раза меньше оригинала, но это не умаляло того восхищения, которое вызывала незнакомка. Супруга Авакова – Ромелла посчитала незнакомку аристократкой. По её мнению, взгляд, одеяние таинственной красавицы говорил о её непростом происхождении. Супруг Роман был иного мнения.
- Это обыкновенная куртизанка, - уверенно сказал он.
- А ты много видел куртизанок? – не без иронии спросила его свояченица.
Роман пропустил реплику мимо ушей и пригласил гостей к столу. Прошла неделя после свадьбы, и по традиции на званый ужин приглашались родители невесты и самые близкие родственники. Едва отец Романа вошёл в комнату, взгляд его сразу привлёк портрет незнакомки, который висел на видном месте. Он подошёл поближе, прищуриваясь, разглядывал картину, и перемещал свой взгляд на невестку, словно искал сходство с незнакомкой.
- Наверное, эта женщина твоя бабушка? – предположил свекор.
Ромелла улыбнулась, отрицательно покачав головой.
- А с чего ты взял? – спросил Роман у отца.
- Похожа! - последовал лаконичный ответ.
Схожесть “незнакомки” с Ромеллой была лишь в том, что художник воплотил в своей героине черты, присущие восточной женщине. Тесть Романа тоже не обошёл вниманием неизвестную даму. Во время застолья он часто поглядывал на картину и что-то нашептывал жене. После нескольких тостов, он как бы осмелился спросить у свата, кто эта прекрасная женщина, стараясь сделать комплиментом приятное родству зятя. Тесть был уверен, что незнакомка приходится прародительницей зятя.
- Это «Портрет незнакомки», написанный русским художником Крамским лет семьдесят назад, - ответил за отца Роман.
- Значит до революции, - уточнил тесть, - раньше рисовать могли!
Свекор укоризненно посмотрел на свата и, поймав его взгляд, скривил губы, давая понять, что не стоит затрагивать тем, близких к политике.
Из радиорепродуктора доносилась надрывная, но бойкая речь лидера страны Хрущёва. И хотя «врагов народа» уже не искали, но для пущей бдительности лучше было помалкивать на такие темы, тем более в стране с непредсказуемыми будущим и прошлым.
За столом раздавались тосты не только в адрес молодых, но согласно родственной иерархии пили от глубоких родственных корней новобрачных до будущих потомков. За отца всех народов товарища Сталина уже давно не пили, да и там, где собирались в узком родственном кругу меньше всего думали о нём.
Когда гости разошлись, Ромелла была скучна и не скрывала этого.
- И так всегда мы будем одалживать столы, стулья у соседей? – не без грусти спросила она супруга.
- Так делают все в нашем дворе, когда у них собираются гости.
- Но у нас нет своего нормального стола.
- Купим, - ответил Роман уверенным тоном,- и диван новый купим, и телевизор.
Ромелла счастливо улыбнулась, будущая жизнь представлялась обеспеченной всей хозяйственной необходимостью.
Деньги на покупку стола вскоре были собраны. Оставалось лишь выбрать его в мебельном магазине. А если дать продавцу магазина немного больше денег, то он не поленится отыскать на складе самый качественный и модный стол и даже организует его доставку на дом.
В один день, в предвечернее время, приготовив ужин, Ромелла дожидалась супруга. Она решила после ужина пойти с Романом в мебельный магазин купить стол. По её расчётам, они должны были успеть в магазин за полчаса до его закрытия. Но она находилась некоторое время в замешательстве. Отложенных денег она не могла найти. Изрядно порывшись в отглаженном постельном белье, одежде она присела на диван, обдумывая, куда могла положить деньги.
На этажерке находилось несколько книг, в том числе и увесистый том «Книги о вкусной и здоровой пище», ещё с цитатами Сталина и Берии в предисловии. На иллюстрациях красовались пышно накрытые столы с цветами, блюдами из дефицитных продуктов, охладительными бочонками для шампанского. Пролистав книгу и не найдя там денег, Ромелла с трудом отодвинула диван. Найдя там несколько шашек и игральную кость для игры в нарды несколько прибодрилась такой находкой. Ведь эти детали древней игры казались утерянными навсегда, но странным образом нашлись.
- Найдутся и деньги, - успокаивала себя Ромелла, уже перебирая посуду в шкафу.
В комнате не нашлось места, куда бы не заглянула хозяйка в поисках пропавших денег.
Вскоре вернулся муж с работы.
- Снова уборку затеяла? – спросил он недовольно, - а я билеты в кино взял.
- Опять на «Бродягу»? – не без иронии спросила Ромелла.
- Сколько можно смотреть «Бродягу»? Я взял билеты на франкоитальянский фильм, - Роман прищурил глаза, вспоминая название кинофильма.
Ромелла накрыла на стол, ни слова не говоря о потере денег. После долгих поисков, она пришла к выводу, что деньги безнадежно пропали, но каким образом это могло произойти, не могла дать объяснения.
- Вспомнил, фильм называется «Пармская обитель». Там играет хороший актёр Жерар Филипп, - неожиданно воскликнул за ужином Роман.
Но его слова никак не вызвали восторг у супруги. Она показалась ему чем-то удрученной и встревоженной.
Фильм был завораживающим и произвёл большое впечатление на зрителей. Но Ромелла была далека от событий, разворачивающихся на экране, даже в тот момент, когда главный герой фильма Фабрицио дель Донго совершал побег из тюремной башни. Мысленно она продолжала перебирать все возможные места в комнате, где могли бы оказаться деньги. Ромелла вспомнила, что деньги она могла засунуть в карман демисезонного пальто, которое она давно не надевала из-за холодных погод. Несколько успокоившись, она теперь переживала, как и все зрители за героев гениальной экранизации романа Стендаля.
Придя домой, Ромелла поспешно скинула пальто и с волнением раскрыла шифоньер. В карманах пальто денег она не обнаружила. Утром она отправилась на работу в прескверном настроении. Заработная плата на предприятии была невысокой. Платили ровно столько, чтобы хватило на пропитание, транспорт и покупки какой-либо единицы дешёвой одежды. Лишь стоимость квартплаты была недорогой, если экономить на электроэнергии.
Поделившись с подругой своей печалью, Ромелла услышала десятки предположений исчезновения денег. Чтобы скрыть пропажу денег от мужа, подруга предложила свои деньги.
- Вернёшь, когда будет! Ты же мне не отказываешь, когда мне что-то надо.
Ромелла понимающе относилась к людям, охотно давала деньги в долг, но сама никогда не одалживала.
Придя домой она вновь переворошила в комнате и окончательно убедилась, что собранные деньги пропали и покупку стола придётся отложить.
Роман пришёл с работы раньше обычного и предложил сходить в мебельный магазин за покупкой стола.
- У меня нет денег, - в голосе послышалось отчаяние.
- А где они? Мы ведь откладывали деньги на стол, - Роман говорил спокойным тоном, словно напоминал ей о заначке.
Ромелла сидела на краю дивана, опустив голову. Ей было больше жаль Романа, чем себя. Она уже пережила эту печаль и как будто свыклась с этой потерей.
- Я не могу их найти. Потеряла.
- Ты не могла их потерять. Посмотри в кухонной книге,- его совет Ромелле показался верхом наивности.
- Я перелистала все книги. Я обшарила всю комнату. Даже кладовку обыскала, - в голосе были слышны слёзы отчаяния.
Роман наспех поужинал и вышел из комнаты. Вернулся около полуночи пьяным и завалился на диван, не раздевшись. Утром, уходя на работу, он проворчал, что ему незачем ходить на работу, если его заработанные деньги неизвестно куда пропадают.
- Нужно было одолжить деньги, - подумала с сожалением Ромелла.
Прошло несколько недель. В городе выпал снег. Это было редким явлением для этих мест. После работы Ромелла решила пройтись по магазинам. Домой ей идти не хотелось, а бесцельное блуждание по городу если не успокаивало её печали, то хотя бы несколько отвлекало. Воздух был как никогда свежим. Снег заботливо укутал ветви акаций и кипарисов. Редкие пальмы склонились под тяжестью непривычного для них атмосферного осадка.
Завидев трехъярусную колокольню церкви, Ромелла поспешила посетить её. Войдя в церковь, она почувствовала, как тепло нагретого свечами воздуха заботливо обволакивало её замерзшее лицо.
Купив свечи, она направилась к иконам святых. Около лика Богородицы она задержалась, словно чувствуя прилив исходящих от иконы силы надежды и терпения. Зажженные свечи, воткнутые в песок перед иконой, горели ровным благородным пламенем, словно помогая Господу выполнять заветные желания прихожан. Проходивший мимо алтаря пожилой священник в сутане жалостливо посмотрел на Ромеллу, чувствуя отчаяние молодой женщины, по-доброму покачал головой, давая понять ей, что Господь непременно услышит её.
Покидала церковь Ромелла со спокойной душой и приподнятым настроением. Пропажа денег не вызывала теперь у неё тягостного сожаления. Прохожие с интересом разглядывали посетителей церкви, особенно если это были молодые люди. Ведь из-за своего уважительного отношения к христианской вере они могли поплатиться своим благополучием в учёбе или на работе, исключением из комсомола.
Рядом с церковью находились два книжных магазина. В одном продавались учебники, в другом художественную и политическую литературу, карты географические и политические больших и малых размеров, репродукции известных картин.
В небольшом магазине как всегда было много народу. Некоторые посетители, зашедшие, чтобы погреться, делали вид, что их интересует политическая литература. У стойки этого отдела было меньше покупателей. Окинув взглядом витринные полки с книгами, Ромелла увидела среди многочисленных репродукций, выставленных для продажи, портрет незнакомки Крамского. Ей показалось, что Незнакомка улыбнулась, словно напоминая о себе, и казалось, была обижена, что владелица репродукции, озабоченная поиском пропавших денег, ни разу не взглянула у себя дома на её портрет.
- Господи, я о тебе совсем забыла, - трепетно прошептала Ромелла, как будто б перед ней находилась чудотворная икона.
Едва войдя в комнату, Ромелла не снимая обуви и пальто, кинулась к портрету незнакомки. «Как я могла забыть, что сама спрятала их сюда?!». Деньги оказались за картиной.
Вечером следующего дня за новым столом Роман играл в нарды со своим приятелем. Игроки так были вовлечены в игру, что уже для перекура не выходили из комнаты, и казалось, с удовольствием стряхивают пепел в новую хрустальную пепельницу, купленную специально по случаю приобретения стола. Ещё долго во многих советских семьях существовало бытовое правило, что стол и пепельница, лежащая на нём означали как бы атрибут домашнего уюта.
Ромелла весь вечер терпеливо сидела на диване и делала вид, что увлечена чтением книги. Было поздно, когда приятель мужа, извинившись, попрощался с хозяевами квартиры.
- Рома, я прошу тебя больше в моём присутствии не курить. Мне тошнит от табачного дыма.
- Ты права, мне нужно бросить курить, а сэкономленные деньги прятать в эту аристократку, - он кивнул в сторону репродукции.
Ромелла, заметила, что он впервые назвал незнакомку аристократкой, но не обратил внимания на её просьбу о курении. Роман, достав новую сигарету, пальцами мял впрессованный в сигарету табак.
- Я просила тебя, в комнате не курить. Мне теперь тошнит от твоих сигарет.
Роман вышел в коридор покурить и спустя несколько минут вошёл в комнату, широко улыбаясь своей догадке, спросил:
- У нас будет ребёнок?
Прошли годы. Теперь в комнате Аваковых ничего не напоминало о той обстановке, когда они поженились. Стол, отслужив свой срок, не только морально устарел, но и каждый раз грозился упасть на свою больную ножку и теперь служил во дворе игровым полигоном для настольных игр. Вместо него теперь красовался посередине комнаты тонконогий полированный стол с той же хрустальной пепельницей. Диван и прочая мебель были новыми, радиорепродуктор мог молчать месяцами. Теперь главным источником информации и предметом досуга был телевизор с тремя каналами вещания и девятью остальными с помехами. На стене на месте Неизвестной висела копия Джоконды, удачно написанная маслом.
О том, как были спрятаны в репродукции картины деньги, часто рассказывала Ромелла своим приятелям, родственникам. Её дети, зная эту историю, порой сами продолжали рассказ, сожалея, что уже давно нет той репродукции. Старшая дочь винила своего младшего брата за то, что ещё в детском возрасте, он пробовал рамку на прочность, превращая её в параллелограмм. Картонка, на которой был отпечатан портрет неизвестной, видимо раскрошился из-за того, что сын часто бросал её за диван, из-за детской наивности, говоря: “тётя может выйти из картины”.
Когда по стране прокатилась волна межнациональных конфликтов, семья Аваковых оказалось в числе беженцев. Они были вынуждены покинуть большой город, успев прихватить с собой небольшую часть имущества.
Старикам Аваковым пришлось обустраиваться на пустом месте, почти как тридцать пять лет назад. Роман, несмотря на престарелый возраст, открыл мастерскую по ремонту одежды. Его сын со своей супругой работали на госпредприятии в надежде получить добротную квартиру, и покинуть жилище гостиничного типа, где жили в основном молодые семьи.
Ромелла занималась внуками. Начало их школьной жизни как раз пришёлся на тот период, когда им пришлось обосновываться на новом месте.
Всякий раз, когда в хозяйстве чего-то не хватало, ей становилось обидно – она вспоминала покинутый дом и нажитое годами имущество. И хотя в их жилище с каждым годом имущества прибывало, но здоровье становилось слабым. Сказывались пережитые страхи во время межнационального конфликта, ужасы погромов и побег из родного города, который удался через неимоверные волнения и унижения.
Тяжёлый недуг как следствие пережитых нервных потрясений приковал её к постели. Внуки поочередно ухаживали за бабушкой. Ромелла была интересным рассказчиком. Раньше она внукам рассказывала сказки и разные интересные истории. Детям очень нравился рассказ о Гикоре. И сколько бабушка не рассказывала внукам историю, описанную Ованесом Туманяном о несчастном мальчике, глаза у них всегда увлажнялись и наполнялись обидой за его судьбу.
Как-то внук, придя из школы, пытался что-то найти в книжном шкафу. Книги были главным достоянием Аваковых, которые они смогли перевезти на новое место жительства.
- Эдик, а что ты ищешь? – поинтересовалась она.
- «Тараса Бульбу». В школе задали читать.
Ромелла давно не вспоминала историю с деньгами, спрятанными в портрет неизвестной. Ей показалось, что внук переживал из-за сомнений в наличии такой книги в домашней библиотеке, и была обрадована вместе с ним, когда он вытянул первый том Гоголя с красочными иллюстрациями.
Дождавшись внучку из школы, она рассказала внукам историю с картиной неизвестной.
Эдуард Аваков проводил беседу с художником-дизайнером по поводу предстоящей выставки, на которой должна была быть представлена продукция фирмы «Ромелла».
- Эдуард, буклеты, журнал, прайсы будут готовы к сроку. В типографии этот заказ выполнят в течение суток, - пытался успокоить художник руководителя фирмы по производству электромеханического оборудования.
Руководитель фирмы улыбнувшись, поблагодарил художника и перевёл взгляд на копию картины Неизвестной Крамского. По телефону он попросил секретаря занести кофе гостю, а для себя чая. Эдуард подошёл к картине, приподнял, и достал из небольшого сейфа, вмонтированном в стену, определённую сумму денег и передал её художнику как аванс за предстоящую работу.
- Эдуард, Вы конечно простите, - художник попробовал кофе на вкус, - но портрет Неизвестной как-то не вписывается в этакую прогрессивную, что ли, обстановку Вашего кабинета.
Эдуард улыбнулся.
- А портрет, то бишь, копия, Вам нравится?
- Бесподобная работа! Кто сделал такую замечательную копию?
Эдуард назвал имя художника, выполнившего эту работу. Художник-дизайнер почтительно покачал головой, услышав имя мастера живописи.
- А почему именно Неизвестная?
- Когда-то в далёком пятьдесят шестом году моей бабушке с дедушкой в день их бракосочетания подарили такую репродукцию…
Эдуард рассказал историю, которую ему поведала покойная бабушка. Художник без притворного внимания слушал Эдуарда.
- Так значит, это добрая семейная традиция держать деньги за картиной Крамского!
- Нет. Я не люблю каких-либо символов, - сказал Эдуард, - Просто мне так захотелось.
Отец Эдуарда любил ездить в столицу, только для того, чтобы вдохнуть в себя запах метро. Он не хотел задумываться над тем, что это всего лишь испарения идущие от шпал, пропитанных креозотом в качестве антисептика. Запах метро напоминал ему родной город.
Но в метро за последние поездки в столицу ему не удавалось попасть. Сын возил родителей по городу на автомобиле.
- Как давно я не был в метро, - сказал отец Эдуарду в полушутливом тоне, - там легко можно представить, что ты в родном городе.
Эдуард предложил отцу заехать в офис по делам и заодно выпить чаю.
Войдя в кабинет, отец стоял перед портретом, ощущая себя ребёнком. Он усмехнулся, вспоминая детское опасение, что тётя может выйти из картины. Отец стоял в кабинете, не решаясь сесть.
- Ты, наверное, хранишь за картиной деньги?!
Эдуард приподнял картину и отец, увидев дверцу сейфа, засмеялся своему правильному предположению.
- А откуда тебе известна эта история?
- Бабуля рассказывала.
Отец одобрительно покачал головой. Перед глазами проплывали картины из детства. Мать, постоянно занятую каким-нибудь рукоделием. Отца Романа, темпераментно играющего в нарды со своим приятелем, и клубы голубого табачного дыма над ними.
Он посмотрел на картину, и ему показалась, что неизвестная тётя подмигнула. В метро ему не хотелось, теперь он отчётливо ощущал запах родного очага.
Свидетельство о публикации №211051101102
С уважением,
Людмила Нор-Аревян 11.03.2022 19:55 Заявить о нарушении