Слушая Хэмтона в апреле 2009

Телевидение Франции  показывает концерт Лайонела Хэмтона 1958 года.  Прямыми пальцами он вколачивает в инструмент высокие ноты своих импровизаций. Кажется, что его ксилофон становиться продолжением рояля. Его биг  бенд настроен на легкие порхающие палочки Хэмтона, которые как бабочки взлетают над ксилофон. И музыка выплескивает в зал теплоту джазовых импровизаций. Зал полон неподдельной радости и свободы, а задорный свист одобрения зрителей вплетается в коду импровизаций. Свобода разлита на сцене, в музыке и в зале. Она осязаема. Так осязаема, что до нее, кажется можно дотронуться и ощутить вкус и цвет этого слова. Никто, как джаз не дает этого ощущения. Это давным-давно поняли основатели джаза – американцы.
Джаз 1958 года. Совсем еще недавно в мире чернела война. Маленькие, крысоподобные тираны с  усами под хищными носами дрались друг с другом, кидая в землю миллионы людей. Они уничтожали и топтали их свободы, религии, и жизни всех от мала, до велика. Один художник – недоучка, истреблял ненавистных ему Евреев в печах. Другой недоучка – семинарист, окольцевал огромную страну колючей проволокой лагерей. Как египетский фараон, заставлял подчиненных ему рабов, к бессмысленному труду, на благо несбыточных утопий. Но время, время все стирает с этой планеты. Оно неумолимо. Никому не дано остаться на этой Земле. Одних превращает в прах и забвенье. Другими отводит место в саркофагах и склепах. Третьим достаются строчки в книгах, которые со временем уходят в тлен. Но все, же есть что - то вечное здесь. Музыка – вот вечность. Ее боготворят, бранят, лелеют и хранят, как самый драгоценный предмет жизни. Но и ее боятся. Страшно боятся. Ей же можно управлять и казнить. Барабанный бой  и свист флейт перед казнью, и марш меднотрубных оркестров  вводящих солдат в преисподнюю войны заставляют простых людей сжиматься от страха и трепетать. Но все, же не эти звуки  и музыка правят миром. Бах, Моцарт, Паганини, Шопен, Битлз, Армстронг и  десятки других гениев, кудесников и чародеев звука приходят  к нам из высот вдохновенья и дара Творца, принося радость свободы и счастья.
А джаз 1958 года. Почему он так трогает сегодня в 2009 году. Наверное, потому что все чаще рвется нить человеческого общения. Свобода заменяется эрзацем электронной паутины, музыка уходит в надпространство, становясь простым предметом обихода, как сортир, телефон, компьютер.
Гаснет экран телевизора. Джаз Хэмтона словно скрывается за невидимой ширмой пространства, куда уходят чародейство звуков и чувств, оставляя в осиротевшей комнате невидимую ауру свободы, доброты и любви.            
   
Апрель 2009.


Рецензии