Размышления о дружбе

                (письмо-эссе)




                "..................Позволь мне плакать --
                В твоих объятьях выплакать всю муку!
                Единственный мой друг! Я одинок!"...


                "Прошу вас, продолжайте, милый принц!
                Раскройтесь до конца: в беседе с другом
                Мы облегчаем боль души"...


                Из драматической поэмы Шиллера "Дон Карлос"
                (в переводе Левика).


    

        ...Когда человек впервые встречается с понятием "друг"? -- Наверное, в том пленительно искреннем возрасте первого интенсивного познания мира, которое включает уже осмысленное общение со сверстниками через слово: в 4 -- 5 лет. Вот и я в этот период, играя с "дворовыми" девчонками, могла сказать, основываясь на продолжительности времени, проведенного за куклами, кто является моей лучшей подругой. Про одну из таких "подруг" мне говорили, что она очень "хитрая", но я не замечала этого качества, и мы снова и снова собирали своих кукол и играли в "дочки-матери"... Потом эта девочка (соседка Нина), поскольку она ходила в балетный кружок, учила меня основам хореографии и делала это добросовестно.
        Выросла она человеком серьезным и ответственным, всегда отлично училась. И, хоть наши пути -- еще в отрочестве -- разошлись, уважение к ней сохранилось до сих пор.
        Когда человек начинает подсознательно испытывать потребность в настоящей дружбе? Может быть, в 7 -- 8 лет, когда круг приятелей становится более определенным, а кроме того, развивается вкус к чтению (чему должна -- и по-моему обязательно! -- способствоовать семья)?
        Когда я выговаривала знакомому мальчишке, что будто бы он оказался плохим товарищем, могла ли я думать, что отчасти во мне звучали произведения детской классики -- советской и зарубежной?! Ведь эти известные любимые книги (повести Гринвунда, Мало, Василенко, Свирского, Неверова)* дают прекрасную возможность переживать за таких же маленьких героев, постигать их тяжелые условия жизни, их отношения с людьми в жестоком мире прошлых веков и в частности -- радоваться, даже завидовать, как они обретают на своем пути заботливых и мудрых взрослых друзей...
        А в девять лет, когда я впервые прочитала роман "Дети капитана Гранта" и навсегда полюбила его бескорыстных и самоотверженных героев, ставших для меня олицетворением истинной дружбы... как хотелось мне в моем воображении быть рядом с ними, подвергаться тем же опасностям! И как хотелось встретить в жизни подобных друзей! Да, такими восторгами была отмечена новая волна моего знакомства с художественной литературой... Но заветные мечты были недосягаемы и, разумеется, хранились в тайне. А сверстницы из нашего двора вовсе не горели стремлением дружить со мной по-настоящему...
        И все же мне довелось в этом возрасте познать глубокое чувство искренней, преданной дружбы. Тогда, в шестьдесят втором году, я впервые увиделась со своей двоюродной сестрой: я жила в Рустави, она -- в Вильнюсе, куда мы всей семьей приехали на летний отдых.
        Ей было двенадцать лет, мне -- девять, но мы сразу нашли общий язык. Сколько у нас было захватывающих приключений, сколько интересных занятий мы придумывали вместе!
        ...Как-то раз мы переходили вброд маленькую реку Вильняле на пути к лесу, и мне было трудно бороться с течением; но сестра (Галина) сказала: "Нужно воспитывать смелость!". Мне стало стыдно, и я, собрав все силы, дошла до противоположного берега. И этот ее наказ -- пусть даже на уровне игры! -- я запомнила на всю жизнь.

 
                (продолжение следует)


        *Автор имеет в виду следующие произведения: повести -- "Маленький оборвыш" Гринвунда, "Артемка" Василенко, "Рыжик" Свирского, "Ташкент -- город хлебный" Неверова; роман "Без семьи" Мало.      


Рецензии
Наталья, здравствуйте! Прочитала несколько Ваших произведений. Не устаю удивляться и радоваться одновременно, что есть женщины, глубоко чувствующие классическую литературу. А тема дружбы меня волновала всегда. Кто такой друг или подруга? За все прошедшие годы у меня была одна подруга в том значение, которое я вкладываю в это понятие сейчас.

С уважением, Галина.

Удивилась - не отправляется. Оказывается была неизвестным читателем 17.

Галина Магницкая   16.09.2011 08:40     Заявить о нарушении
Наталья, дружба и добро = "ау" буква "ж". Дружить - "дру" жить. Вы написали, что с семи лет более здравое восприятие мира, так как учились читать. Вы сами понимаете, что литература спасает человека. Тот был год культуры, этот литературы. Чем литература отличается от культуры? Спрошу по другому, год лошади и год козы, чем лошадь отличается от козы? Литература-лошадь, а культура-коза и рога. Дружба ценна временем и ваше произведение этому подтверждение.

Даша Новая   20.11.2015 18:04   Заявить о нарушении