Дедушкины часы

Два моих деда воевали на Великой Отечественной.   Один не вернулся- пропал без вести, сделав вдовою мою бабушку, молодую тогда ещё женщину с тремя детьми.  Моя мама была слишком мала и не помнила хорошо его.  Она не рассказывала о нем, как обычно рассказывают дети, став взрослыми о своих отцах  в таких случаях: " Помню у него были большие руки .."
    Другой- попал на войну в 18 лет, дошел до Кенигсберга и вернулся живой.  Именно он женится на моей бабушке,  через десять после войны  и  станет родным для всех человеком. Война взяла- война дала.
Для троих детей он станет отцом,затем любимым дедушкой внукам, когда дети создадут свои семьи.
   9 мая  всегда был важным  праздником для нашей семьи, который мы  торжественно отмечали.

Дед привез с войны трофеи:  австрийские старинные настенные часы с боем и  инкрустированный столовый набор ножей и вилок  с ручками из слоновой кости от "Solingen".   

Часы  висели на стене в доме дедушки, помню их с детства и придавали комнате особую атмосферу готического стиля.

 Два предмета из того набора приборов- нож и вилку, мне подарила бабушка на память..  Бабушки с дедушкой нет в  живых с конца 90-х. Светлая память вам мои родные!

 Часы тоже перешли нам по-наследству, все эти годы  лежат дома в разобранном виде, а починить их всё, никак не получается. Обычная история.  Было дело, как-то  пытался их запустить:  завел механизм старым, позеленевшим от времени  ключом, придал маятнику нужную амплитуду поступательного движения.  Механизм нехотя скрипнул пружинкой и колёсико закрутилось...Невероятно, но часы тикали. На какой миг почувствовав себя доктором Франкенштайном, я замер в ожидании.. Но чуда не случилось.  Всё это продолжалось чуть более минуты и затем часы перестали идти, маятник  остановился.   Но я продолжал и с настойчивостью врача-реаниматолога, еще какое-то время, всё пытался запустить механизм  снова и снова.  Увы.

Часы не хотели работать, что-то мешало им это сделать. Возможно долгий простой.  И вот  тогда потеряв интерес, я сдался и надолго.
 Были, конечно, после этого, в разные годы, еще несколько  попыток отдать часы в какие-то мастерские, но каждый раз что-то не складывалось. То физия мастера не нравилась, то его квалификации не хватало, то доверия, то ещё что-то.  Хотя.. Это   "ещё что-то",возможно самая обычная лень довести дело до конца.

 Я ведь себе всегда представлял  определенную сцену сдачи этих часов в ремонт. Я представлял, как найду  этого часовых дел мастера, строго  по блату,  и чтоб он обязательно Соломоном Абрамовичем был. Это уже будет заявка на профессиональные традиции.   И он, как увидит эти старинные дедушкины часы, всплеснет руками, взглянет на них поверх очков и слегка картавя воскликнет:

-Хм..Какой любопытный экземпляр.. Очень интересно... И откуда они у вас?

А я ему гордо:

-Дедушкины..трофейные.. И  наивно так, с надеждой в голосе:

-Соломон Абрамович! Ну как, берётесь, сможете...?

Соломон Абрамович оторвет свой взгляд от часов, взглянет на меня лукаво с  укоризной, покачивая головой промолвит:

- Эх, молодой человек, молодой человек.. Знаете сколько их прошло через мои руки..?!

Затем он вставит  увеличительный окуляр в глаз,чтоб рассмотреть получше механизм и промычит сквозь зубы:

- Так-так.. Сейчас мы тебя голубчик за-ве-дём...

 Но где таких реликтов сейчас найдешь? Знаете какие пальцы бывают у ювелиров, настоящих часовщиков, виртуозов своего дела? Думаете какие-нибудь тонкие, красивые, артистические, как у хирурга или художника?  Нет.

Толстые, узловатые... Вот так. Эту особенность, я в одной  дореволюционной книге о хирологии вычитал, которой когда-то увлекался.

Сейчас же не часовщики, а умельцы какие-то:  "самоделкины", набившие себе руку на заправках зажигалок, замене батареек на часах  и мелком ремонте  мобильных телефонов. А нам такие ненужны. Будем искать правильных часовщиков, профессионалов c традициями. 

    Все это хорошо, но вот каждый раз, когда попадается случайно на глаза эта коробка c дедушкиными часами, мне становится как-то неловко.  Неловко и стыдно, что до сих пор не починил и не повесил на стену. Это же  часы не простые. Дед этот трофей в войну сберег и умудрился в целости и сохранности, через тысячи километров привезти на Родину,наверное не для того, чтобы они лежали в пластиковом пакете на дне этой дурацкой картонной коробки
Хочется  вновь услышать  их гулкий, размеренный  бой, такой знакомый с детства! Рано или поздно, так и  будет. Возможно это сделаю не я, а кто-то другой из семьи.  А возможно и даже очень может быть, когда  будут читаться эти строки, часы уже будут тикать на стене и отмерять  новый ход времени.
     Не знаю, наверное это смешно, но мне кажется, что после того, как дедушкины часы заработают и пробьют полночь, у всех у нас, обязательно случится что-то особенное, хорошее,почти волшебное. А дедушка с бабушкой  улыбнутся нам с фотографии. Аминь!


Рецензии