Волосы
переходить на указываемые им места на плоскость;
в противном случае их оттеснять далее в
бесплодные горы, а оставленные ими земли
заселять казачьими станицами;
им остается или перейти на плоскость,
под наш ближайший надзор, или переселиться в Турцию,
в чём предполагалось оказывать им возможное содействие», Князь Барятинский.
(Окончание Кавказской войны в кн. Обзор войн России от Петра Великого до наших дней, 1896)
ВОЛОСЫ
Я запуталась в них, как в собственных воспоминаниях. Мне казалась, что я тело, висящее на нитках, растущих внутрь, вверх, в стороны. Они ткали меня, как паутину, проходили сквозь рот и язык, подвешивали под небом, как на качелях и заплетали глаза, когда мучительно хотелось их открыть. Волосы прорастали вниз, нанизывали на себя корни растений и весь в них томящийся прах. Из него вставали тени, говорящие на непонятном языке. Я отстранялась: «Я не ваша, я не понимаю вашего языка», но они настойчиво продолжали шептать что-то.
Я научилась равнодушию, но не смогла научиться забывчивости.
Я смогла принять смерть, но не могла вспомнить любовь.
Многие пытаются ее забыть, а я не могла вспомнить.
Шипящий спотыкающийся птичий язык, словно заклинания. Горы. Они меня не хотели рядом, но им нужна была память.
Как и мне.
Мои волосы держали меня за небо, но чтобы быть твердой и сильной, как в детстве, мне нужна была земля.
Я шла куда-то, я искала себя. Я не знала, что нам дает себя.
Душа собирала камни. На камнях она водружала маленький алтарь.
И тогда приходили они и становились вокруг. Я была чужой.
«Вы тени моей земли, которую я не выбирала родиться».
Откуда?
Мне принадлежало все, но ничего такого, к чему бы я была по-настоящему привязана.
«Мне нужно будущее и вам тоже».
Женщина сидит перед очагом, помешивая что-то в котле. Ее печаль похожа на мою, только намного больше.
«Мы храним душу земли. Вы ее никогда не знали. Эти горные реки, закованные в асфальт. Эти пустые пастбища. Леса, которые засадили. Море, которое извели. Все вокруг тебя - наш очаг. Мы здесь были всегда. Мы ушли, потому что ослабло сердце».
Женщина пряма и изящна, как дерево, у которого, несмотря на тонкий ствол, огромная корневая система. Ее глубоко-посаженные глаза с изящными дугами бровей тревожно мерцают красноватыми отблесками.
Мое детство – заброшенный двор с тремя курицами, мое детство – лес. Души, духи, ангелы. Я шла по лесу, с маленькой собачкой-пекинесом, которая умерла от чумки, а за мной следовал их шлейф.
Они всегда были во мне, просто я никогда не знала кто это.
Я искала восток вдали от себя, а он был внутри.
Нам дом-пятиэтажка стоял на старом черкесском кладбище. В этом доме умирали все, и мы поспешили поменять квартиру.
Им не оставили ничего, их стерли. Их души ушли в лес и бродили.
Будучи ребенком переселенцев в третьем поколении, не имея никакого отношения к их крови, я плакала вместе с ними. Эта земля не могла больше. На ней жили люди, строили отели и ходили в рестораны, но вокруг каждого их них была пустота. Им было пусто друг с другом и наедине с собой. А под этим слоем пустых людей жил слой памяти, где каждый камень был наполнен словами, а каждый водоем знал свое имя, место и время. Это была густая кровеносная система, уходящая в века и в ней мерцали звезды.
«Только Тха выбирает каждому его Путь и время для него, и не может человек определять вместо Тха удел ближних своих и их Путь».
Ее боль – это ее память. Моя боль – это мое прошлое, в котором нет памяти. Я хочу от него избавиться и не могу. Я зачем-то пришла к мертвым.
Она ворошит угли в очаге, пламя то разгорается, то угасает.
«Зачем ты пришла?». «Я ищу и не могу найти».
Она протягивает что-то, не отрывая взгляда. Их язык как шипение змей, их узоры как их сплетение на старых камнях. Они передают из рода в род знаки и сказания. Это женская сила, поэтому они проиграли северной стране. Это женская сила, поэтому они остались. В руках невозможное жжение, я их силюсь разжать, но женщина обхватила их своими маленькими ладонями. И теперь мы говорим только глазами, что-то горячее застилает все во мне. Изнутри меня приходит тоскливая музыка неизвестного струнного инструмента, дождь, золотые узоры на ткани, оживающие оленями и цветками граната, сердцебиение скачущего табуна лошадей и дымка водопадов, очень много крови, очень много любви. Я готова закричать, меня тошнит.
«Ты готова».
Она отпускает руки, уголек из очага падает на землю, оставляя ожог как клеймо.
«Тха даровал Хабзэ, передаваемый через Нартов, Хаттов и другие поколения рода, как единственный Закон, в соответствии с которым направлялись бы помыслы и деяния».
Я еще не знаю, что мне делать. Во мне все еще ноет какая-то обида, какая-то незавершенность, страх.
«Ты готова. Просто живи»
И я открываю двери.
В белый-белый день.
Свидетельство о публикации №211051100865
Как же ты пишешь...
Сколько же я ждал тебя...
Сколько же я искал тебя!
Темрюк Идаров 27.05.2011 19:23 Заявить о нарушении