Димка и его предпоследнее школьное сочинение
... Тогда Елена Ивановна Кропотова прошла в класс и сказала, что сегодня будет сочинение на свободную тему. Оглядев нас, пройдя к окну, потом к столу, она сказала, что «ввиду сложности задания, на сочинение отводится четыре часа». Удовлетворенно посмотрев на нас, она добавила, что «это не издевательство, а обычная проверка нас на точность и правильность мировоззрения, на готовность принимать решение, на способность жить людьми после школы».
– Вы можете пользоваться любой литературой, любыми словарями, вставать, ходить, выходить на улицу, общаться между собой, спрашивать друг друга, учителей всех о чём угодно, но не меня…
Елена Ивановна села, глядя на наши довольные лица.
– Ваши довольные лица подсказывают мне, что перед экзаменами вы все завалите сочинение, а некоторые не получат в аттестате то, на что они рассчитывали! – её взгляд прошелся по Верке Гриненко, Люське Петровой и остановился на мне.
– Итак! Все вы взрослые и готовы принимать решения, а некоторые готовы осудить не только Наташу Ростову… – тут её взгляд остановился на мне, миную Верку, – … поэтому вместо того, чтоб высказывать поддержку Андрею Болконскому непосредственно на страницах библиотечного второго тома «Войны и мира» ручкой, почерком, знакомым мне, у вас есть возможность изложить своё внутреннее содержание и видение неправоты автора непосредственно на листочках со штампом нашей школы. Кому не хватит листочков – вот на столе можете брать.
На этот раз она сначала посмотрела на Верку, а только по-том на меня.
– Тема сочинения проста, как… Среди нас есть люди, которые считают, что самыми простыми вещами являются молоток и колесо, так что тема проста так же…
Елена Ивановна процитировала меня, и мне показалось, что в её глазах зажглось что-то зелёное.
– Тема сочинения…
Меня просто обдало зелёным светом.
– … Тема сочинения «Я бы написал так…»
Елена Ивановна посмотрела на меня, и я понял, как смотрит гладиатор на лежащего у его ног противника.
– Вы берете эпизод из любого литературного произведения, известного вам, и переписываете его по своему усмотрению. То, что потом придётся переписывать автору всё произведение, не должно вас смущать. Берёте эпизод и переписываете его так, как считаете нужным. …Вопросы есть?
Мы притихли.
…Я понял, что я могу оставить Катерину живой. Островский мне вообще никогда не нравился. Играет на нервах человека! Опять же было жалко Остапа Бендера. Эти дураки – румынские пограничники...
Монморанси!.. Несправедливо к нему относились!
… Елена Ивановна встала и осмотрела нас.
– Если вам не хватит времени, я добавлю вам ещё два часа.
…И ушла!
Нет! В дверях она сказала: «Вперёд!»
Я не помню, кто что делал. Помню, что решил – перепишу письмо Евгения к Татьяне. Опять же было жалко Базарова!
Я оглядел класс. Все смотрели на потолок. Посмотрел и я. Его я уже видел.
Убрать серебряную пепельницу-лапоть со стола в «Отцы и дети»?!.. Как-то мелко!
«Добавить в «Гренаду» пару четверостиший?!..
Герасима развернуть от речки?!..
Эта Наташа!.. Столько мужиков сменила!.. В каком месте исправить?..
На балу?! Или убрать тот вечер, где Соня кудахчет у окна? В каком месте?! А как Андрей не мог понравиться?! Полковник! Батька у него – кремень! Элен… закопать?! Ведь испортила Пьеру всю жизнь! Почему испортила? Человека сделала из «пельменя»!
Я сидел и перебирал всех, кого знал. Было так одиноко. Вспомнил «В глубине обороны» Абрамова. Её изъяли тогда из библиотеки. Там Финская война, что изменишь?.. Серпилина вспомнил. Тоже … что там изменишь?
«Чайку»! «Чайку» перепишу! Вот! Не дело так быть одинокой! Перебрал всех, кто рядом с ней – нет, уж пусть будет как есть!
– Пойдём! – Витька Вьюнов стоял рядом. – Я сдал! А что там... писать-то?!
– А ты про что написал?
– Про Крылова. Помнишь, там Лебедь, Рак и Щука?..
– Помню!
– Ну, я и написал… Не помню уж, подожди…
Витька пошел к столу. Вернулся со своим сочинением.
– О! … «Когда Ворона-дура сидела на дубу
Ей каркнул Рак – Командуй …
А то не вытащим возяку никогда…
Ворона гаркнула «Сейчас!»
Лиса-плутовка воз не помогла тащить,
Хотя нажралась сыру!»
Витька посмотрел на меня.
– Я хотел добавить, что перед ними была земляничная поляна. Но это слишком! Елена не поймёт! Битлы для неё, наверное, лес зеленый! Темнота! Детское мыло!
... Витька был «гитара-соло» в клубном ансамбле. И играли они в форме, оставшейся от съемок «Войны и мира», и назывались «Гусары». Была бы другая форма – назывались бы по-другому.
– Ты про что написал?
Я ничего не понял в Витькиной писанине.
– А кто его знает?! Никогда не понимал, чё они за телегу схватились? Хотел мартышку вставить!.. Много будет! ...К старости зрение падает, чтоб себя в зеркале не видеть! ...Пойдём! Что тут сидеть?! Не в рифму!.. Так никто и не требовал!
Мы пошли.
Сашка Жаравин и Вовка Клятвин с нами. Пошли к ко-тельной.
– Елена! Придумала!.. Сразу и не решишь!
Сашка достал сигареты «ТУ-134».
– Ты что писал?
Вова достал сигареты «Варна», глядя на меня. Мы стояли, курили, болтали! О чём-то смеялись! Потом Сашка пошел к углу, отвернулся от нас, а Вовка громко в никуда сказал: «Здравствуйте, Галина Ивановна!»
Галина Ивановна Новак была наша классная.
Сашка задергался, а потом заорал «Убью!», в качестве аргумента показывая сырые штаны-клёш с широким поясом и двумя карманами-полосками, по низу с латунным блеском от вшитой молнии, которые ему сшил Витька Вьюнов.
…Хотите – верьте, хотите – нет!
Я тогда написал: «Подбежала мышка! Тянут-потянут! Так и не вытянули репку. Посмотрел дед на всех и говорит: «Эх! Работнички! Пойдёмте-ка домой, ребята!».
И всё! На одном листочке сверху всё уместилось!
Свидетельство о публикации №211051201083
Вы, Автор, мастер озадачить читателя вопросами.
А здесь каждый новый вопрос-ответ тянет за собой следующий и следующий.
Рассказ по времени события -- всего лишь 4-е часа, время для школьного сочинения.
И сколько же времени нужно, чтобы читатель увидел проблемы и начал разбираться в них. Притом каждый, читая, заметит своё.
(Кстати, замечательное свойство вашей прозы -- страницы книг открыты для всех нас, разных, а не для узкого общества "избранных" ☺).
.
Переписать литературу -- переписать историю?
Все было глазами и пониманием авторов.
Однако "сегодняшний день, опрокинутый во вчера" , -- это наш опыт и наши представления, всего лишь неполные представления, о тОм времени...
.
Произведения уже Созданы в Своё время.
Можно давать сегодня собственные оценки (и то субъективно, мы не жили в то время...), но переписать.. сложно.
Не просто -- выбраться из "матрицы"
Да и нужно Своё, чтобы оно могло быть сильным противовесом "утвердившейся" идее ЛГ.
Детали, важные автору, могут быть упущены сегодняшним Димкой -- Нинкой -- и будет уже другая "песня".
Да и вообще ремейк зачастую воспринимается критичнее и оценивается ниже.
Первое впечатление всегда сильнее.
Переписатиь -- здесь очень много "стрелочек".
Однако каверзные предложения для читателя, который всему верит, раз "написано так".
Выйти из круга легче подростку. Причем дать ему пр-е впервые для чтения. И никакой информации о литературоведческом "приговоре".
Вот было бы интересно. А так ведь все эти ЛГ уже сто раз обсуждались и толковались на уроке, той же учительницей были представлены ученикам.
И каждый ли "бобик" может уйти дальше, чем позволяет цепь?
Дети -- в принципе, они все на "привязи", установленной взрослыми.
Может, потому и рвутся на волю из-под опеки: "Я сам..." ???
.
Вообще преподавание литературы -- упущенная многими словесниками возможность воспитать человека , имеющего свое мнение, смеющего о нем заявить и способного отстоять.
Нетрадиционные оценки -- на это способны действительно только "дерзкие" подростки.
Удачи им, пусть набивают "шишки", но свой путь можно пройти только самому, без чужих идеалов.
.
далеко завело "сочинение"...
Бывайте здоровы!
Мила Логвинова 08.07.2014 11:11 Заявить о нарушении
Но тут сложнее. Что есть книга? «Реальная возможность прожить нереальные события». (Я) Учит ли она чему-то? Сомневаюсь. Она просто делает человека другим.
Она учит взглянуть на жизнь как кто-то. Как какой-то герой близкий или нелюбимый читателем. Что есть переписать книгу или сюжет из неё? Это попытка заставить человека подумать о том, что «а Автор-то написал так! Почему?»
Отсюда терпимость к мнению другого. Отсюда понимание того, что переписав эпизод придется переписывать всю книгу. А готов ли на это читатель? Готов ли он как автор – написать всю книгу. Прожить всю жизнь, а не только те эпизоды, которые нравятся или исправить те, которые неприятны или противо естества его?
Как часто начинается спор с человеком, высказавшем мнение, потому, что оно не совпадает с мнением другого! Откуда желание спорить? Как правило, обе стороны прекрасно понимают, что он спорят лишь о том, что им показали, а не о том – как есть на самом деле. А сколько осталось и чего непоказанного? Как можно спорить о неизвестном обоим сторонам? Но спорят!
Диванные стратеги спорят о том как нужно было поступить кому-то и когда-то.
Делают выводы. Зачем? Это что-то меняет в человеке?
Автор всегда знает больше, чем написано, потому, что он облекает в форму, убирая то, что может мешать. А если он оставил – то значит так надо!
Надо, чтоб Витька, который знает, что «Земляничная поляна» – это Битлы, не лез о них в спор с учителем. Это он сшил брюки-клеш Сашке. Это он считает Рака командиром. Это он «Была бы другая форма – назывались бы по-другому». Вот оно –бытие!
Это разные сигареты по одной цене – 30 коп. и одного производителя. Но разные.
Разные! Вот в чем дело. У одного учителя – разные ученики.
В одной стране разные граждане.
В одной библиотеке разные читатели.
В одной семье разные дети.
И всем жить в одном мире – общем для всех.
Но как он может быть общим, если завтра-послезавтра у соседей начнется процесс реституции. Как из этого мира кто-то заберет (вернет себе) здания Львова. Земли Буковины. Прикарпатские леса. Заберет себе. И будет прав, поскольку так решил мир. Так решили люди, которые завтра будут жить на съемных квартирах, которые не смогут зайти в лес. Но они сегодня так решили. А завтра? Не появится ли прежний владелец шахт? Верфей? Одесского театра? И как решит он? Не выкинет ли он все книги из Одесской городской публичной библиотеки – прообраза и первенца всех публичных библиотек России? Все уверены, что завтра не подъедут потомки Алексея Ираклиевича Левшина в администрацию г.Одеса с документами на часть собственности?
Как сложно переписать сюжет в книге! Как просто переписать историю!
Саша Тумп 08.07.2014 11:45 Заявить о нарушении
Война -- старое, как мир
.
Война и ... мир.
Так, возможно, парадоксалист-петербуржец не столь циничен, насколько прав:
"Великодушие гибнет в периоды долгого мира, а вместо него являются цинизм, равнодушие, скука и много — много что злобная насмешка, да и то почти для праздной забавы, а не для дела. Положительно можно сказать, что долгий мир ожесточает людей".
Сегодняшний мир жесток и равнодушен.
Где человечество -- у порога?
Или предел уже достигнут?
Мила Логвинова 08.07.2014 20:22 Заявить о нарушении
Скачи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Стоит просмотреть книжные рассылки и определить книги, востребованные читателем.
А по ним уже совсем просто определить рядового читателя.
По исследованиям , в Украине в 2013 году в среднем читали 4.3 книги в год.
Большая доля -- попаданцы (чем не переписывание истории?), детективы, фэнтэзи.
У бывшего Генпрокурора Украины полки, заполненные боевиками...
Что читаем?
Куда дорога, закрыв книгу?
Мила Логвинова 08.07.2014 20:27 Заявить о нарушении
Т.ч. все идет, как шло. Сегодняшняя власть на Украине выяснила, что стрельба на Майдане велась из оружия отобранного у милиционеров во Львове. И что?
Никто же не собирается извиняться перед Януковичем. Ерунда все это. Человечество какое было такое и есть.
Саша Тумп 08.07.2014 20:32 Заявить о нарушении