Ругательное слово психопат

Слово "психопат" не редко приходится слышать в людских ссорах и оно пронизано едким патологическим привкусом. По большей части неспециалист не сможет определить, действительно ли у человека врожденная или приобретенная патология характера - психопатия. Многие считают , что страдать и гневаться по пустякам может лишь больной человек. Но в явных случаях болезненность поведения, переживания видит и ребенок.
М.Бурно в своей книге "О характерах людей" утверждает, что психопатия  - это врожденная или приобретенная патология характера в результате замедленного развития в первые три года жизни.
Патология в том смысле что, психопат серьёзно мешает жить себе и другим. Особенно часто встречается психопат со склонностью к  сутяжничеству. Это значит что психопат своими поисками ложной справедливости мешает жить не только себе но и другим, особенно близким и родным.
Некоторые авторы отмечают, что психопатия может быть результатом воспитания в семье психопатов. Психопат - человек с патологическим характером. Он не вполне здоров, хотя и не душевнобольной. Практически разница заключается в том, что психопат , страдая от болезненных свойств характера, тем не менее способен, как правило руководить своими поступками и в случае, например "хулиганства" или преступления всегда признается вменяемым.
Процитируем понятие "психопатия" из полного энциклопедического справочника по психологии под редакцией Б.Мещерякова,В.Зинченко: "Психопатия (от греч. psyche - душа + pathos - страдание, болезнь) - аномалия характера человека, обычно обусловлена врожденной неполноценностью нервной системы. Основные нарушения при психопатии касаются эмоционально-волевой сферы. Для психопатов прежде всего характерны неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к возникновению депрессивных и навязчивых состояний и т.п. Психопатия может возникать у лиц, перенесших в молодом возрасте энцефалит, травмы головы, а также в результате неправильного воспитания"[584-585].
М.Бурно уточняет: существуют разные типы психопатов.
Одни психопаты отличаются взрывами гнев, склонностью к болезненно-жесткому двуличию, интригам. Они затрудняют жизнь прежде всего людям с которыми имеют дело, а затем уже страдают сами, например, вследствие служебного конфликта.
Другие психопаты мучаются прежде всего сами, например, из-за собственной болезненной застенчивости, нерешительности, чрезмерной склонности к тревожно-нравственному "самокопанию". Уже в следствие этого страдают их близкие.
Третьи в равной мере сами мучаются из-за своего характера и мучают других. Болезненность лежит чёткой печатью на всём жизненном пути психопата, проявляется почти в каждом его поступке.
Специалисты склонны рассматривать психопатов не как потенциальных делинквентов и преступников, а скорее как людей, подверженных поведенческим нарушениям. Но правда и то, что многие психопаты действуют преступным образом.
Роберт Хейр предлагает обстоятельный список характерных особенностей психопатической личности, демонстрирующей преступное поведение:
* проблемы с поведением в раннем возрасте (вспыльчивость и непослушание);
* раннее начало преступной жизни (в юношеском возрасте и даже раньше);
* внешний шарм и обаяние, за которыми скрываются грубость и безжалостность;
* непомерное чувство собственного достоинства;
* паразитический образ жизни ( существует за счёт других людей);
* потребность в постоянной эмоциональной встряске, склонность впадать в скуку;
* импульсивность, слабый поведенческий контроль;
* проявление патологической лжи, склонность к жульничеству и аферизму;
* поверхностность чувств (отсутствие глубокой привязанности к кому-нибудь или чему-нибудь;
* неумение раскаиваться или признавать собственную вину, безответственность;
*отсутствие реализма,долгосрочные невыполнимые цели[c.216-217]

Диссоциальное расстройство личности (психопатия) характеризуется игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности.

Психопаты равнодушны к чувствам других, менее эмоциональны и более зациклены на своих потребностях, чем обычные люди. Они неспособны поддерживать отношения и испытывать чувство вины, а также извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания. В своих бедах они склонны винить других и давать благовидные объяснения асоциальному поведению.


 Психопатия
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/psihopatiya

Психопат - житейское понятие, не путать с Психопатией.
Психопатом называют человека с буйным, неадекватным и непредсказуемым поведением, от которого всем окружающим плохо. Человек с очень трудным, плохим характером. Дикий человек без культуры. Как правило, речь идет о явных акцентуациях характера.
В отличие от невротика, которому всегда плохо, психопату с собой может быть не плохо. Плохо окружающим с ним.
В отличие от хулигана, который причиняет окружающим неприятности, но контролировать себя может, психопат себя не контролирует - не может.
В отличие от невоспитанного человека, который причиняет окружающим неприятности, но может быть обучен и воспитуем, психопат обучению и воспитанию не поддается.
Акцентуация характера - за рамки нормы выходит совсем немного. Психопат - за рамки выходит уже серьезно, но это еще не психическое заболевание. Следующая ступенька -психопатия (расстройство личности), уже область психиатрии.
Психопатия - патологическое состояние и поведение личности, от которого страдают и сам человек, и окружающие его люди. Если черта характера зашкаливает так, что серьезно мешает жить и тебе, и другим, - это психопатия. В психиатрии и патопсихологии в настоящее время чаще говорят не о психопатии, а о "расстройстве личности".
Психопатию, как патологическое состояние личности, следует отличать от психопата - человека с буйным, неадекватным и непредсказуемым поведением. У психопата расстройства личности - нет, психически он здоров.
Акцентуация характера и психопатия
Психопатия - сильно выраженная акцентуация характера. В отличие от акцентуации характера, психопатия стабильна (не исчезает), тотальна (проявляется в любой жизненной ситуации) и приводит к социальной дезадаптации.
Классификация психопатий
• Возбудимые психопаты
• Тормозимые психопаты (психопаты астенического круга)
• Психастеники
• Истеричные психопаты
• Эпилептоидные психопаты
• Паранойяльные психопаты
• Неустойчивые личности
• Шизоидные личности (патологически замкнутые)
Все эти состояния и особенности поведения похожи на соответствующие акцентуации характера, но имеют более сильную и тяжелую выраженность.

Психопатия: причины и диагноз
Причины психопатии
Психопатия является результатом нарушением процесса формирования личности, неправильного воспитания и усиления акцентуации. Следует иметь в виду, что поведение при психопатии может вызвать целый ряд поражающих факторов и заболеваний, начиная от внутриутробных повреждений мозга и кончая шизофренией. Такие состояния принято называть психопатоподобные. Любой повреждающий фактор, действующий на центральную нервную систему, может в том или ином проценте случаев приводить к психопатоподобному поведению. Существует понятие (не общепринятое), как патологическое развитие личности, под которым подразумевается, что характер изменяется под влиянием социальных факторов. Следует отметить, что, тогда как ядерная психопатия динамики не имеет, психопатоподобное поведение может иметь динамику: от невроза, к невротическому и патологическому развитию. Сформированное патологическое развитие личности ничем по сути не отличается от форм ядерной психопатии.
Следует так же заметить, что сам термин «психопатия» устарел. В психиатрии, как и в патопсихологии, используется термин - «расстройство личности», что больше соответствует психическому состоянию, о котором идет речь
Диагноз
Болезнь представляет собой динамический процесс, имеющий возникновение, течение и исход, в то время как психопатия — это наследственно обусловленный признак человека, который в течение жизни не имеет динамики. Другое радикальное отличие психопатии от заболевания — это критерий постановки этого диагноза. В отличие от заболевания, при определении которого главным критерием выступает биологический, главным критерием (признаком) психопатии является социальный феномен (изменённый характер приводит к дезадаптивному в данном обществе поведению).
От психоза психопатия отличается отсутствием галлюцинаций, особых расстройств сознания, бреда, психопатии не свойственно течение болезни.
Степени выраженности психопатий
• Умеренная — компенсаторные механизмы достаточно выражены и могут быть продолжительными, срывы могут быть пропорциональны психической травме, декомпенсация, заострение психопатических черт характера и поведения.
• Выраженная — компенсаторные возможности нестойки, декомпенсация — от незначительных поводов психические травмы, трудные жизненные ситуации, неполная и нестойкая социальная адаптация.
• Тяжёлая — компенсаторные механизмы выражены слабо, непродолжительны, высокая декомпенсация, могут достигать уровня психозов.

Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
Автор - педагог-психолог Гамбаров В.С.
Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, то такие дети, как правило, ока-зываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не выпол¬няют учебных заданий, вступают в конфликты с товари¬щами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убега¬ют из школы и из дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.
Несмотря на то, что интеллект у детей с органической психопатией не нарушен, продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодоле¬вать препятствий.
Все эти компоненты, т. е. сохранность интеллекта при нарушении интеллектуальной деятельности; сохранность элементарных эмоциональных образований при недораз¬витии более сложных форм эмоционально-волевой сферы и определяют своеобразие структуры дефекта в развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения вытекают из нарушения ядра его личнос¬ти. Степень выраженности дефекта бывает различной, но его структура всегда остается единой.
В коррекционно-педагогической работе с такими деть¬ми необходимо обратить особое внимание на правильную организацию процесса первоначального обучения. Этих детей не затрудняет усвоение чтения, письма и счета, но они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят нача¬той работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшли¬во. Следовательно, самое главное при обучении детей с органической психопатией — настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий. Сначала можно да¬вать детям облегченные задания, а потом задания нужно постепенно усложнять.
В ходе коррекционно-педагогической работы очень важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность существен¬но затруднит дальнейшую работу с такими детьми. Коррекционно-воспитательные мероприятия с детьми данной группы должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения ана¬лизировать и правильно оценивать свои поступки. Учи¬тывая, что эти дети недостаточно владеют своим поведе¬нием, проявляют неустойчивость, внушаемы и легко по¬падают под негативное влияние, педагогу необходимо по¬стоянно ставить их в условия строго организованного ре¬жима и не выпускать из поля зрения. В работе с такими детьми очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они легко возбудимы, часто раздражаются и до¬ходят до аффективной вспышки по самому незначитель¬ному поводу. При этом педагогу необходимо помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую - либо другую деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как наказание может только усилить возбуждение.
В ходе коррекционно-педагогической работы с психо¬патическими детьми педагогу очень важно поддерживать тесную связь с родителями школьников, чтобы обеспе¬чить единый подход к их обучению и воспитанию. Кроме того, родители могут оказать существенную помощь пе¬дагогу в его работе.
Важен также контакт с врачом-психоневрологом для использования в случае необходимости лечебных мероп¬риятий.
Также выделяют группу детей с так называемой конституциональной психопатией. Этиологи¬ческим фактором этой психопатии является патологичес¬кая наследственность. Так, в семьях, где имеются случаи эпилепсии, встречаются психопатические личности с эпилептоидными чертами характера. Основные особенности данной группы — вязкость и тугоподвижность эмоцио¬нальных проявлений. Для эпилептоидов характерны застревания на переживаниях, угрюмость, подозрительность, недовольство, склонность к резким аффективным вспыш¬кам, мстительность, злобность, скупость и жадность. Ко-нечно, эти симптомы не всегда встречаются сразу у одно¬го лица, и степень выраженности этих проявлений может быть различной. У людей с эпилептоидной психопатией есть много положительных черт: хорошая работоспособность, тщательность в выполнении заданий, целенаправ¬ленность, умение сосредоточиться на работе и преодоле¬вать трудности.
Развитие детей с эпилептоидной психопатией имеет свои закономерности. Уже в раннем детстве у них появ¬ляется повышенная раздражительность, причем она бы¬вает длительной и плохо переключаема. В дошкольном возрасте у таких детей нарастает аффективное напряже¬ние, выражающееся в «застревании» на своих пережива¬ниях, действиях. В школьном возрасте из сочетания этих особенностей формируется ряд вторичных характероло¬гических черт, как положительных, так и отрицатель¬ных. С одной стороны, эти дети целенаправленны в своей деятельности, аккуратны и педантичны при выполнении заданий, продуктивны в работе, активны. С другой сторо¬ны, они злопамятны, мстительны, скупы, склонны к аф¬фективным вспышкам. В переходном возрасте к этому добавляется неустойчивое настроение, замкнутость, по¬дозрительность, недоверчивость к окружающим.
Патологические черты характера у этих детей форми¬руются постепенно и возникают лишь на определенных этапах развития. Своевременное коррекционно-педагогическое воздействие может значительно смягчить особен¬ности характера детей с эпилептоидной психопатией. И чем раньше будет начата коррекционно-воспитательная работа, тем большего эффекта можно добиться. Главным в этой коррекционно-воспитательной работе должно быть стремление преодолеть имеющуюся у этих детей склон¬ность к «застреванию» на своих переживаниях. Для это¬го нужно включать их в различные виды деятельности и оказывать необходимую помощь в процессе ее выполне¬ния. При проявлении упрямства, негативизма, озлоблен¬ности педагогу не следует авторитарно воздействовать на ребенка. Лучше всего переключить его на какую-либо де¬ятельность, с которой он хорошо справляется. Поскольку у таких детей наблюдается некоторая замедленность мыш¬ления, целесообразно в процессе дополнительных занятий предварительно пройти с ребенком учебный матери¬ал. Их следует привлекать к общественно полезной круж¬ковой работе. Особенно благоприятно на воспитание этих детей действует труд, поэтому очень важно включать их в различные виды трудовой деятельности. При аффектив¬ном возбуждении, которое может проявиться в неблагоп-риятных условиях, ребенка лучше всего изолировать, то есть поместить в спокойную обстановку, и дать по пред¬писанию врача необходимые лечебные средства, снижаю¬щие возбуждение.
Недоверчивость и раздражительность, повышенная обидчивость этих детей часто приводят к появлению враж¬дебного отношения не только к товарищам, но и к педа¬гогу. Поэтому очень важно установить хороший контакт с ребенком, убедить его в том, что педагог старается ему помочь. Индивидуальный подход к этим детям с учетом особенностей их характера обычно дает положительные результаты.
Для детей с истерической психопатией наиболее харак¬терен эгоцентризм. Они склонны к хвастовству и приукра¬шиванию своих качеств, стремятся выставить свою лич¬ность на первый план. Эти качества обычно сочетаются с повышенной внушаемостью, нестойкостью эмоциональных проявлений, неустойчивостью настроения. Уже в дошколь-ном возрасте дети с истерическими чертами конфликтуют со сверстниками, капризничают, они раздражительны, не всегда послушны, склонны к истерическим реакциям — бросаются на пол, плачут, стучат ногами, всячески стара¬ясь настоять на своем. В школьном возрасте к проявлениям эгоцентризма у этих детей присоединяется неусидчи¬вость в работе, неумение доводить начатое дело до конца.
Коррекционно-воспитательную работу с детьми, име¬ющими истерические черты характера, нужно начинать с того момента, когда эти черты будут замечены. Нередко истерические черты характера у ребенка формируются в семье, где родители часто не только не противодействуют проявлениям эгоцентризма у ребенка, а наоборот уступа¬ют ему во всем, потакают его капризам. Такой подход очень вреден для этих детей.
Для истеричных детей очень полезно пребывание в детском коллективе, поскольку в ходе игры со сверстни¬ками им приходится подавлять свои эгоистические тен¬денции.
Коррекционно-воспитательную работу необ¬ходимо строить с учетом их полноценного интеллекта и положительных качеств личности этих детей. В первую очередь необходимо выявить его склонности и способнос¬ти, поддерживать их и на этой основе строить работу по перевоспитанию личности ребенка. Необходимо помочь такому ребенку, опираясь на его положительные черты, занять определенное положение в детском коллективе, сформировать положительное отношение к нему со сторо¬ны товарищей.
Для того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении нужно соблюдать единство требований в работе и общении с детьми как в детском саду, так и дома, так как в семье ребенок проводит большую часть времени.
Основные требования к родителям такие:
- не изнеживать ребенка;
- не воевать с ребенком;
- не капитулировать перед ребенком.
Родителям следует создать в семье условия для спокойствия и сдержанности ребенка. Желательно родителям поучиться видеть себя, свое поведение как бы со стороны. Детям можно разрешить смотреть по телевизору только детские мультфильмы, не более 30 минут в день.
Акцентуация характера и психопатия
Критерии (называются Критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова), которые позволяют оценить степень выраженности характера и решить, насколько это еще норма или уже патология:
1. Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. "Этот первый признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку».
2. Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, акцентуации проявляются не всегда и не везде, то это не патология, не психопатия.
3. Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Если же особенности характера не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, тем более, если даже способствуют адаптации - это акцентуация, а не психопатия
В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается. Второй признак — тотальность — также не обязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия. (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.
Если черта характера зашкаливает так, что постоянно мешает жить и тебе, и другим, - это психопатия, или расстройство личности. Это область психиатрии.
Менее выраженные случаи называются Акцентуация характера. Тут черта характера может быть не так ярко выражена, как при психопатии, она больше мешает жить самому человеку, чем окружающим, но все же бросается в глаза, расценивается людьми как особенность или даже как странность. Явная акцентуация в быту называется - Психопат (не путать с Психопатией как расстройством личности).
Такое разграничение неточно, приблизительно, тут нет четких границ. И все же если какой-то человек готов наступить «на горло собственной песне», чтобы достичь своей заветной цели и стать лидером в городе или стране или знаменитостью на подмостках, то мы скажем, что это паранойяльный рисунок личности. А если некто наступает на горло своим друзьям, детям, жене, заставляя их работать на то, чтобы он стал лидером, то это уже паранойяльная акцентуация. А когда кто-то уже идет по судьбам многих людей, превращая их в средство, в «тесто» свирепой истории, - тут явная паранойяльная психопатия. Но еще раз: все это очень приблизительно, и можно легко ошибиться. Грани подвижны. Рисунок личности - это психотип в норме, психопат - это психопатический психотип. Акцентуация - посредине.


Рецензии