Вариант сознания... ч. 21

                Научное  определение  Бога   
      В  машинописной  автобиографии  К.Э.Циолковского написано:  «Я  хочу  быть  Чеховым от  науки…». Об  этом  мне рассказала  сотрудница  калужского музея  Т.Ф.Бучарская.  Его  идея   «лучистого человечества»   родилась    примерно в  1896  году. В  это же время появилась  чеховская  «Чайка»,  где  говорится  о  Мировой  душе,   витающей в   безмерном  космосе.   Может,  Циолковский  развил поэтическую  идею  Константина  Треплева,  придав  ей  научную  форму? Хочется верить,  что так  оно  и было.
     Профессор С.Блинов в специальном очерке воспроизвел некоторые  черты  личности Циолковского,  который  «равнялся»  на  Чехова,  написал  даже  небольшую заметку  об Антоне  Павловиче.     Писал  по-чеховски  экономно:  сжатые  фразы,   короткие предложения.  Устная  речь  не  отличалась от письменной.  Писал сразу  набело,  в   старые  рукописи  обыкновенно вносил добавления,  но поправок  не  делал. На  лекциях  любил  иллюстрации. Школьникам  говорил:  ты  будешь   Солнце, ты -  Луна,  ты  -  Земля. Планеты  вращались в  классе.
     Отношение к  Богу:  «Бог  -  это  слово,  а  не  существующее <…>.  Eсли  мы  не  хотим  расстаться  с  этим   словом,  надо создать научное определение  Бога».  Чехов  также  писал,  что  в  будущем человечество  придет к  постижению  истинного Бога. Идея  Бога  будет  постигнута   не  гадательно,  как  у  Достоевского,  а  как  дважды  два  четыре.
       Чехов, Федоров,  Вернадский,  Циолковский,  Чижевский…     Каков  ряд,  а?  Чехов-фантаст ничем  не   хуже  Циолковского.  Однажды  он  занес в  книжечку  предположение,  что наша  вселенная  находится … в  зубе  огромного  чудовища.
                18   августа – 22  ноября 1988.               
                * * *         
                Теодицея    

     Игла анализа и вена
     Подтекста: прятки в темноте.
     Известно,  слаще нет утех
     Искания иголки в сене.

     Находка истинно странна.
     Вина – увы - первоначальна:
     Была измята до венчанья
     Фаты и шелка целина.

     Смешно, но мир устроен так,
     Что правды нет, а есть дорога,
     Где отпечаток пятки Бога
     Мудрец целует и простак.

     Что ж, нарисуем просто "минус"
     В графе, где смысла семена.
     Невинность, в сущности, вина
     Того, кто изобрел невинность.
                Ноябрь 1988.
 


Рецензии