Москва - Париж - Лондон

МОСКВА  -  ПАРИЖ – ЛОНДОН

В Лондоне стали часто проходить  выставки художников из России. Интерес к творчеству русских художников чрезвычайно возрос. Недавно картина Айвазовского « Исакиевский собор в снегу» обошлась покупателю в гигантскую сумму два миллиона пятьсот тысяч фунтов стерлингов.
    Впервые в Лондоне проходила первая персональная выставка живописи Оскара Рабина, на которой присутствовал сам автор. Я вспоминаю его стоящим на большом ящике для мусора у входа в выставочный зал на ВДНХ  в Москве тридцать лет тому назад. Он возвышался над толпой участников этой первой в Советском Союзе официальной выставки художников – нонкомформистов и обращался к ним с речью. Среди них я увидела и своего юного сына Мишу. Нас – зрителей наряды милиции отделили от художников железными барьерами, но все, что говорил Рабин,  было хорошо слышно. Художники отказывались открыть выставку, протестуя против запрета экспонировать картины молодых художников – хиппи. Это была борьба против цензуры. Рабин рассказывал о своих переговорах с начальством и призывал не сдаваться. Эта «оранжевая» революция окончилась тогда победой художников.
     Оскар Рабин приехал в Лондон из Парижа вместе со своей женой известной художницей В.Крапивницкой. Они живут там с 1978 года, после вынужденной эмиграции.
В Leicester Galleries  Питер Нахум предоставил лондонцам возможность увидеть его работы последних пяти лет.
   Хотя в содержании полотен Рабина и не прибавилось оптимизма, по сравнению с ранними периодами, но кажется, свет стал пробиваться сквозь щели закрытых ставень в душе художника. Особенно выразительна картина , где стая разъяренных волков остервенело рвется  к придорожному распятию. На груди распятого висит цепь с магиндовидом, а на шлагбауме, перекрывающем дорогу в заброшенный поселок, красуется надпись « СТОЙ СВОЛОЧЬ » Но даже здесь общий холодный колорит картины прорезает светлая полоса неба, дающая теплый отсвет на фигуру Христа. Мощность живописной техники художника поражает и в других его работах, как и их философская глубина.
     В эти же дни в галерее Метью Брауна были выставлены произведения известных русских художников 1920 – 1960 годов. Часть из них привезла из Парижа Laurent Delaye. В том числе рисунки Шагала, живопись и графику Исаака Рыбака, музей которого открыт в Израиле. Широко представлена живопись Абрама Митчина, его портреты и пейзажи, даже один из вариантов известного «Портрета мальчика». Родившийся в России в 1898 году, он умер в Париже молодым, в 1931 году, как и многие другие художники эмигранты. И, как часто бывало в истории, они приобрели славу посмертно.  Работы Ланского удивляют резкой сменой стиля. Его ранняя живопись полна лиризма и выполнена в пастельных тонах, например картина « Трое за столом», которая вызывает даже ассоциации с «Троицей» Рублева, в то время как его послевоенные абстракции насыщены цветом и сочными мазками.
     Метью Брауну удалось приобрести несколько поистине уникальных полотен Георгия Рублева ( 1902 – 1975) только из за дружеских отношений с его сыном. Его картины воспринимаются как ультрасовременные, например «Танцующие свистульки», где на ярко красном фоне разбросаны пестрые глиняные игрушки – свистульки, хотя она была создана в 1928 году. А первомайская демонстрация на фоне лесов какого-то ирреального строительства?
      Метью удалось случайно обнаружить у  своих московских знакомых  ранние работы Виталия Комара, которые они согласились продать. Виталий Комар и Алик Меламид  стали широко известны как создатели целого иронического направления в советском изобразительном искусстве « Соцарт». Достаточно вспомнить их знаменитый опус «Сталин и музы». Теперь посетители галереи могут воочию убедиться, что Виталий Комар всегда был отличным живописцем.
   На выставке было представлено творчество и таких прославленных мастеров как Дейнека, Штернберг, Адрианов, Булатов и другие. Это люди самых разных поколений. Если Александр Адрианов, родившийся в  1888 году, в 1934 уже умер, то Булатов в 1933 только родился. Нельзя не отдать должного владельцу галереи, сумевшему  отобрать ( не надо понимать буквально, хотя известный коллекционер Кастаки, говорил мне когда-то, что он готов был совершить любое преступление, кроме убийства, чтобы раздобыть приглянувшееся произведение) лучшие работы и экспонировать их с большим вкусом и тактом. Например, соседство классической «Обнаженной» Адрианова с монументальным портретом художника Василия Ситникова, выполненного Булатовым в красно – черных  тонах  каким-то образом спокойно уживаются друг с другом.
    8 декабря я была на вернисаже у Наташи Арент. Презентация ее работ состоялась на корабле, пришвартованном к берегу Темзы, напротив башни ОХО. Ее творчество давно привлекает мое внимание. Есть поверие, что если вам приснятся рыбы – это к слезам. А вот Наташе Арент именно рыбы принесли успех. Ее карпы, особенно большой, изображенный  ею лежащим на деревянной грубой доске и серебрящийся настоящей чешуей, заставляет вспомнить, что рыба - это символ Христа. Наташа всегда в поиске. На этой выставке наибольшее внимание привлекли ее деревянные иконы. Это одновременно и коллажи. Она хочет противопоставить свое изображение святых современному новоделу с его пышностью. По ее мнению только ощущение древности изображения может вдохновить смотрящего. Она использует старинные предметы, обнаруженные при морском отливе, гальку, потемневшие куски дерева. Иногда крылья ангелов выходят за пределы пространства самой иконы, как например у Архангела Михаила. Ее иконы напомнили мне деревянные фигурки святых на дорогах Прибалтики. Они возвышаются на столбах под небольшими крышами, но Наташа видит свои истоки именно в Великобритании.
    Наташа Арент работает и в Москве и в Лондоне. Она умеет передать ощущение веса обычного предмета, его значимости. Это может быть небольшая работа, но она кажется монументальной.
     Когда-то славянские земледельцы медленно, шаг за шагом осваивали земли кочевников. Мне кажется, русское искусство тоже медленно, но верно завоевывает пространство Европы.
            
      Марианна Рошаль- Строева
      


Рецензии
Да завоёвывает ... только вот с опозданием на 15 лет (искусство "перестройки", так?). А с ругой стороны, я смотрю, что нового есть здесь, и ажется ме, что из нового (хорошего) - лучше всего старое: хохлома, гжель, богородская резьба ...
Как Вы думаете - работа по шаблону как основное - свойственна в основном русским, или евреям тоже?
Но тогда уж пусть это будет "апробированный" шаблон. Матрёшку изобрёл, кажется, Бенуа - ведь самый лучший шаблон!
Фмилии, которые вы называете, вне темы шаблона. Приглашаю Вас опубликовать очерки в нашем журнале, и если возможно, с Вашими иллюстрациями!

Век Искусства 28.01.2009 12:02

Марианна Рошаль-Федорова   12.05.2011 15:25     Заявить о нарушении