Фантазии исраэля шамира
Разумеется, в первую очередь бросается в глаза крупно набранный "Израиль", а уж потом замечаешь подзаголовок. То ли авторская, то ли издательская (Санкт-Петербург, Амфора, 2010) хитрость. А, может быть, взаимная. Судя по рекламе, издательство выпускает серию книг о разных странах, так что название "Израиль" укладывается в общий замысел. И почему бы автору, который на обложке книги прорекламирован как якобы один "из самых экстравагантных общественных деятелей Израиля", не подыграть ему?
На самом деле, эту книжку куда правильнее было бы назвать "палестинцы". Добрую половину книги ее автор, Исраэль Шамир, рассказывает о бывших и нынешних палестинских селениях, упоминает множество святых мест, но называет их почти всегда по-арабски, так что даже человеку, живущему, как я, в Израиле, трудно сразу сообразить, о чем идет речь.
Что же говорить о тех, кто не бывал в Израиле, но хочет узнать о нем, исходя из современной "лексики"? И о чем он может узнать? О десятках водных источников, которые любил (продолжает любить?) посещать Шамир, о крестоносцах, некогда пытавшихся навсегда укорениться на святой земле, и даже о том, что ислам, в представлении Шамира, это одна из ветвей ... христианства.
Но, конечно, главная цель книги, первое издание которой вышло еще в 1987 году, - показать "преступную роль сионистов", создавших "расистское государство". То есть книга, написанная Шамиром, сугубо ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ. И тут, как не живописуй местные красоты, они отступают на задний план перед столь определенной и заранее поставленной задачей. Так что ее можно было назвать даже как-то иначе, чем "палестинцы", а тем более не Израиль, если издательская серия имеет своей целью знакомить читателя с каждой страной без идеологических пропаганды.
О Шамире , авторе книги, написано много, и наверняка напишут еще. Ибо неизвестно, то ли он такой на самом деле антисионист, то ли прикидывается, извлекая выгоду из своих пропалестинских (арабских) взглядов, будучи трезвым пройдохой и извлекая из них вполне конкретную выгоду (пишут, что кроме израильского, он еще имеет и российское, и шведское гражданство). И за книгу "Израиль", признаться, я взялась не в последнюю очередь еще и поглядев, кто ее автор. Интересно было почитать, что же пишет этот "жуткий" Шамир?
Первую половину книгу я читала с откровенной скукой. Замечательно, что Шамир любил путешествовать и отдыхать у водных источников, даже бывших, но рассказ об этом слишком назойлив и малоинтересен, тем более, что было это лет тридцать назад.
Оживилась я, лишь когда Шамир упомянул имя Агнона, замечательного израильского писателя, выходца из Западной Украины, лауреата Нобелевской премии. Его давно нет в живых, И, может быть, в Израиле его недостаточно даже оценивают, и, если так, то я даже могу предположить, почему:в некоторых его рассказах явно чувствуется "христианский" подтекст, хотя и тщательно скрываемая, но прорывающаяся симпатия к учению Христа.
Произведения Агнона полны философской мудрости, это мой любимый писатель, и, надо же, Шамир его переводил на русский язык! Раньше я на это просто не обращала внимания.
В очередной раз подумаешь, так какой он, подлинный Шамир? Его взгляды на то, что израильские политики, создававшие государство Израиль, с самого начала неправильно, и часто крайне жестко и жестоко, выстраивали отношения с палестинцами, можно разделить. Но при одном условии:не делать агнецов и из палестинцев. Но эту сторону Шамир сознательно упускает, как будто такой проблемы и не было. О погромах, учинявшихся арабскими экстремистами, он "старательно" умалчивает.
Шамир не упускает случая похвалить ислам как религию, и даже мечеть Омара в Иерусалиме объявляет "реальным" Третьим Храмом, о постройке которого мечтают иудеи. Но сам-то он принял христианство!
Одну из глав книги он назвал "Еретический Мессия". Она посвящена Саббатаю Цви, лжемессии семнадцатого века, перешедшего затем в ислам. Назвав его в одном месте лжемессией (а таковым он и был, и иудеи потом долго стыдились, что принимали его за истинного Мессию, и постарались стереть его имя не только из памяти, но и разных источников), Шамир пишет, что "духовный образ" Третьего Храма "был предугадан Саббатаем Цви, увидевшим в исламе основу Закона Милосердия", хотя известно, что в ислам Саббатай Цви перешел под угрозой смертной казни".
Шамир мечтает, чтобы "дети Авраама" - иудеи, христиане и мусульмане - молились вместе на Храмовой горе, сидели за одной трапезой, вместе пили вино из виноградников Хеврона и ели мясо пасхальных жертв. Замечательная мечта. Только вряд ли она приблизится, если предаваться однобоким фантазиям.
Правда, у Шамира, как ему представляется, есть и реальное предложение:создать союз ... коммун общин, представляющие разные народы Палестины. Вместо государства Израиль, да, пожалуй, и будущего - Палестины. Выходит, Шамир еще и анархист?
Можно сказать, он многолик. Вот только Израиль вышел у него каким-то однобоким.
Свидетельство о публикации №211051301118