Человек в кинобудке. Часть шестая

     Пришло время рассказать о моих помощниках. Поскольку в округе профессиональных киномехаников не наблюдалось, то в помощники приходилось брать всех подряд, лишь бы человек хотел работать и мог достаточно быстро освоить специфику работы, то есть заряжать плёнку.

     Помню, из всех лишь один был с «корочками» - удостоверением киномеханика. Видимо, сразу после окончания школы киномехаников. А это значит – год учёбы в училище после восьмого класса и «специалист» вылетает во взрослую жизнь. Никогда не забуду, как этот зелёный юнец 16-ти летнего возраста являлся на работу. Он приходил на неё как на прогулку, приводя с собой товарища, по возрасту ещё младше себя. Одним словом, настоящий детский сад. Всю смену эти дети бегали по кинобудке и брызгались из водяных пистолетиков – в те времена любимая детская игрушка.

     А в Новый год они приносили бенгальские огни. Не пользуясь спичками, они придумали разжигать их таким путём:  включат источник освещения проектора – электрическую дугу, когда она разгорится, выключат, откроют фонарь и от неостывших электродов разжигают свои бенгальские огни. Когда я это увидела, мне едва дурно не стало. Но ругать, и предупреждать их было бесполезно, потому как, дети есть дети.

     Звали этого ребёнка Витей. Работали мы с ним все смены вместе, поскольку оставлять его одного было опасно. Жили в одном районе. А это значит, что после работы нам надо было вместе уезжать на автобусе. Последний сеанс начинался в 21 час. Автобус по расписанию уходил в 22.30. Если мы на него не успевали, то потом приходилось ждать целый час. Последний автобус уходил в 23.30, он подъезжал на станцию к Московскому поезду и забирал приехавших пассажиров.

     Но, надо понимать, что оставаться на работе лишний час нам не хотелось, ведь мы все всегда спешим домой. Фильмы чаще всего были из 9 частей – это ровно полтора часа. Поэтому мы делали так: когда на проекторе шла последняя часть, мы уже стояли в готовности номер один, т.е. одетые. Оставалось только снять плёнку с проектора, отключить оборудование, выключить в аппаратной свет и закрыть дверь на ключ (свет в зале выключали контролёры).

     Поскольку от  конечной  наша остановка была первая и автобус проходил это расстояние за пять минут, то в нашем распоряжении и были только эти пять минут. Поэтому зачастую мы бежали впереди зрителей – пока они обходили здание ДК, мы уже пулями вылетали через парадный вход. Это надо было видеть!... Ведь нам надо было ещё добежать до остановки…

     Мне не забыть, как однажды я взяла в библиотеке ДК подшивку газет, чтобы почитать в свободное время дома. Выбегаем с Витькой на дорогу и видим, что автобус уже к нашей остановке приближается. Тут Витёк хватает меня за руку и тащит как на прицепе. Ох, и пытка это, оказывается, бежать, когда тебя тащат за руку… Споткнуться и разбить нос можно только так. Еле успевала ногами перебирать…А если учесть, что в другой руке, под мышкой, подшивка газет прижата, то мало не покажется…
Однажды Витя меня пожалел и сделал такое предложение:

   - Чтобы тебе так не бежать, выходи минуты на три пораньше, а я сам всё выключу и закрою. Я же быстрее бегаю, и тебя догоню.

     Думаю, ладно, и в самом деле - почему бы мне, не выйти пораньше? Так и сделали. Заскочили в автобус, отдышались. Потом я его спрашиваю:

   - Ты все выключил и закрыл?
   - Все, - отвечает.
   - А воду перекрыл?

     Для ясности надо сказать, что для охлаждения плёнки в фильмовом канале проектора предусмотрена циркуляция холодной воды. Если по окончании работы её не перекрыть, то возможны неприятные последствия: конденсат может все попортить.

   - Воду?… Воду закрыть забыл…
   - Эх, Витя-Витя…

     Что делать? Хоть выпригивай из автобуса и возвращайся воду закрывать…Как тут не волноваться? Отвечать за всё придется мне, как старшей. Я бы вышла на следующей остановке, вернулась, а потом уехала бы на последнем автобусе. Но это был тот самый случай, когда мы уже ехали на последнем автобусе, потому что в этот день показывали двухсерийный фильм.

     Наш взволнованный диалог услышал знакомый парень Саша, который частенько последним автобусом возвращался домой от своей девушки. Он жил на соседней улице. Он нас и выручил. Когда мы добрались до дома, он вывел из сарая  мотоцикл и мы с ним  вдвоем, практически уже ночью, смотались в ДК и назад.

     Помню, после этого случая, мы с Сашей не  раз катались ночью на мотоцикле. А катались мы ночью по простой причине – у него не было прав. Однажды, чтобы не попадаться милиции на глаза, мы приехали учиться на огороды. Дело было летом. Я села за руль, он завел мотор, объяснил, где находятся сцепление, газ и скорость и я… уехала… в неизвестность…

     Остановила меня не милиция, а широченная доска в заборе – хруст стоял на всю округу! Саша, как козёл, скакал ко мне напрямую. Это было похоже на бег с препятствиями. Я осталась невредима, несмотря на то, что тяжёлый «Восход» завалила на бок и помяла ему бензобак. Зато, какая романтика! Ведь летом ночи у нас на Севере – белые!

               
Фото автора. ДК "Железнодорожников" 35 лет спустя.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/05/19/149


Рецензии
Трудности нас не останавливали!

Григорий Аванесов   27.03.2022 23:33     Заявить о нарушении
Это точно! Да и времена были другие.

Татьяна Гармаш   28.03.2022 03:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.