2009. Кому нужны революции
(В.И. Ленин)
В номере газеты «Сергиевские ведомости» от 8 мая текущего года была напечатана статья
«Финал уж близится…», в которой автор, журналист газеты и одновременно депутат
Совета депутатов городского поселения Пересвет, Евгения Менжук ратует в поддержку
инициативы властей Пересвета о реализации так называемой 1-й схемы формирования
Сергиево-Посадского районного Совета депутатов. По этой схеме согласно 131-му
федеральному закону законодательный орган района может формироваться не так, как
сейчас – по мажоритарному принципу, когда население района САМО ВЫБИРАЕТ своих
депутатов, а по представительскому принципу. Согласно последнему варианту в Совет
делегируется по два представителя поселений (глава и депутат местного Совета).
Как журналист и житель Сергиево-Посадского района, хочу высказать по этому поводу
свои соображения.
1. Предпосылки районной революции
Все знают, что 131-й закон, несколько лет назад разграничивший полномочия и бюджеты
района и поселений, был внедрен областью в нашем районе в ПЕРВООЧЕРЕДНОМ
порядке в качестве эксперимента. Во-первых, чтобы посмотреть, что путного из этого
выйдет на практике и затем использовать положительный опыт в других районах. А, во-
вторых, чтобы досрочно вывести из-под руководства и влияния тогдашнего главы района
(с которым, увы, у области отношения не сложились) вновь образованные поселения.
Потому-то первым во всей области (незавидная доля и сомнительная честь!) наш район
тут же погрузился в неблагодарную работу по поводу передачи полномочий и раздела
муниципального имущества – то есть передачи его из собственности района в
собственность вновь образованных поселений. На фоне усиливающейся напряженности
начали возникать конфликты, перешедшие в нежелание чиновников всех мастей и
уровней прислушиваться друг к другу. Разумеется, «отъятие» собственности никогда
(даже по закону) не вызывает у отдающего никакого энтузиазма – поэтому ситуация
вполне объяснима. Но вникать в это мало кто хотел, поэтому спущенная сверху очередная
«реформа» почти сразу разорвала наш район на 13 виртуальных и физических частей.
По-крупному, у одной части, по-прежнему называвшейся районом, остались в
подчинении сферы здравоохранения и образования, да еще право на продажу и аренду
земельных участков по всему району.
Двенадцать отпочковавшихся поселений получили все проблемы ЖКХ и право на
разрешение строительства на выделяемых районом земельных участках - на территории
своих поселений. И, естественно, собственные бюджеты для исполнения этих функций.
В процессе этого «передела» району пришлось вести, так сказать, «войну» на два фронта –
на региональном уровне, а теперь еще и с получившими «независимость» поселениями.
Недовольные районной властью появились как сверху, так и снизу…
Были ли основания у поселений быть недовольными складывающимися отношениями с
районом? Безусловно, были.
Были ли основания у района быть недовольным политикой поселений, в результате
которой, к слову, нарушилась единая система обслуживания ЖКХ, что привело к той
удручающей ситуации, когда в этом году в отдельных поселениях тарифы на
коммунальные услуги выросли аж на 50 процентов?! Да, были...
Но сесть за стол переговоров никто не захотел. Кто обиделся, а кто закусил удила…
2. Инициатива властей поселений
И ситуация стала развиваться в деструктивном направлении. Поселения, ощущая свою
растущую силу и чувствуя одобрение области, всячески поддерживающей местную
«фронду», для начала решили с целью продолжения борьбы с районом консолидировать
свои силы. Так родилась некая ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ структура районной «власти» -
ассоциация «Совет органов местного самоуправления района», которую возглавил
идеолог создания такой структуры, глава Пересвета Константин Негурица.
Периодически собираясь на межпоселенческие саммиты, руководители городов и сел
пришли вскоре к мнению, что власть в районе нужно брать в свои руки – и для этого есть
законный механизм: положение 131-го закона по выбору районного Совета по
вышеупомянутой 1-й схеме. А заодно можно решить и ПОЛИТИЧЕСКУЮ задачу –
помочь области сменить нелюбимого ей главу района.
В результате реализации такой схемы власть в районе должна была бы выглядеть
следующим образом. Районный Совет депутатов формируется из глав поселений и
депутатов местных Советов. При этом - как самый удобный для них вариант - депутаты
смогут выбирать САМИ (а НЕ НАРОД, как сейчас) и главу Сергиево-Посадского района,
который одновременно будет являться председателем райсовета (руководителем
законодательной ветви власти района). А на пост главы администрации района Совет
большинством голосов принимает (назначает) на работу по контракту наемного
менеджера (главу исполнительной власти).
Инициатива по революционной смене формата всей районной власти принадлежала все
тому же поселению Пересвет, а претендовал на один из ключевых постов, по-видимому,
г-н Негурица.
Интересно отметить, что многие главы и председатели Советов поселений уже тогда
понимали, что могут взвалить на себя непосильную ношу. Параллельная работа в
райсовете потребовала бы от них отвлечения сил и времени от дел поселений, в которых
накопилась масса нерешенных проблем, но… Но, собранные осенью 2008 года в
Историко-художественном музее, где, по разговорам, присутствовали и уполномоченные
люди от области, уступили давлению сверху и сбоку - и инициативу «поддержали»…
Оставалось только дождаться роспуска районного Совета и снятия главы района…
3. Кому выгодно
Недаром, чтобы понять и объяснить то или иное явление, еще римские юристы задавались
вполне понятным вопросом: «А кому выгодно?» Так в чем же материальная выгода
некоторых, отдельно взятых, руководителей поселений от ожидаемой ими
революционной смены схемы власти в районе?
Найти ответ на этот вопрос несложно.
Что касается области, то об этом мы уже сказали. Что касается поселений, то тут тоже все
просто. Если у русских революционеров конца XIX века был лозунг «Земля и Воля», то у
нынешних – «Земля и Деньги». Деньги – в смысле влияние на формирование и
распределение районного бюджета. Который, к слову, значительно превосходит
консолидированный (суммарный) бюджет ВСЕХ поселений, вместе взятых. Кто же
откажется влиять на денежные потоки, в десятки раз превосходящие финансы твоего
собственного поселения?! Правильно, никто. Это первое.
Второе. Невозможность влиять на процесс выделения земельных участков весьма
ухудшает самочувствие отдельных местных руководителей, не давая им чувствовать себя
ПОЛНЫМИ хозяевами на собственной территории. Отсюда и вполне объяснимое
тяготение к завоеванию права на выделение земли частным инвесторам. Это тоже
немаловажный кусок весьма сладкого районного пирога. Об этом тоже нужно помнить.
Чтобы снизить процент коррупции в стране, федеральный законодатель РАЗУМНО
РАЗДЕЛИЛ право на выделение земли, отдав его району, и право разрешения на нем что-
нибудь строить, отдав поселениям. Не стоит даже говорить о том, насколько возрастает
ОПАСНОСТЬ появления всяких коррупционных схем при объединении этих двух ПОКА
ЕЩЕ раздельных функций в одних руках. Телевизор посмотрите, если кому непонятно…
А ведь это только два аспекта, лежащие на поверхности, а есть еще и другие…
4. Кому не выгодно и почему
Во-первых, это не выгодно городскому поселению Сергиев Посад. Тут математика
простая и понятная. Если при существующей схеме выборов депутатов райсовета город, в
котором проживает более половины населения района, имеет в районном Совете 12
депутатов, то при новой схеме жителей Посада будут представлять всего 2 депутата (глава
города и один депутат горсовета). Как вы думаете, при какой схеме проще отстоять
интересы своего города?! Естественно, при существующей!
Правда, при внедрении новой схемы делегаты поселения с 6-10 тысячами населения будут
в более выигрышном положении, чем сейчас, но БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ населения района –
в проигрышном. А им это надо? Кто спросил их мнение – согласны ли они с затеваемой
очередной перестройкой районной власти? Кто посоветовался с людьми? Может, был
проведен народный референдум с вопросом: согласен ли народ на районную революцию?!
Нет, народ никто не спросил. Потому что ОТВЕТ ОЧЕВИДЕН.
Спросите-ка себя, если победит мнение инициаторов районной революции, в городе
станет больше новых фабрик и заводов?! Наверно, не станет.
Может быть, экономический кризис в нашем районе прекратится?! Да нет, не
прекратится.
А, может быть, как на дрожжах начнут появляться новые рабочие места с зарплатой как в
Москве, и начнет сокращаться безработица? Увы, не начнет…
Так задайте себе законный вопрос: какой же СМЫСЛ во всей этой истории, во всей этой
революции со сменой власти?!
Я для себя ответ нашел: Для нас, обычных граждан, населяющих города и села Радонежья
– НИКАКОГО. Это обычный очередной ПЕРЕДЕЛ ВЛАСТИ, выгодный только тем, кто
ДЕЛИТ.
А тем, кто работает?!
А у тех, кто работает и все меньше верит в демократичность наших выборов, постепенно,
шаг за шагом отнимают право влияния на власть. Сначала отняли право выбора депутатов
Госдумы (заменив его партиями) и губернатора (заменив назначением). Затем отобрали
право выбора депутата облдумы (тоже заменив его партиями). Теперь и депутатов
райсовета и, вполне вероятно, даже главу района нам будут назначать руководители
поселений!
А НЕ МЫ.
Что-то не туда мы катимся, как мне кажется…
5. Инициатива районного Совета депутатов
Так где же выход? Неужели все так беспросветно? - Ну, отчего же. Например, депутаты
нынешнего районного Совета депутатов в подавляющем своем большинстве
категорически НЕ СОГЛАСНЫ с предлагаемым коренным переустройством структуры
власти в районе.
Во-первых, потому что не время для революций – КРИЗИС НА ДВОРЕ.
Во-вторых, смена структуры целесообразна лишь в одном случае, когда предыдущая
структура работает НЕЭФФЕКТИВНО.
На телевизионной передаче Клуб депутатов «Открытый диалог» (ТК «Радонежье») я
прямо спросил главу Пересвета Константина Негурицу и председателя Совета депутатов
поселения Богородское Виктора Никитина, имеют ли они претензии профессионального
плана к работе депутатов районного Совета. Они ответили: НЕТ, не имеют, но… от своей
инициативы не отказались. Разве это не странно?! Неужели сугубо корпоративные
интересы выше?
Но нужно думать и о том, к чему может привести кардинальная перестройка всех органов
власти в районе. На взгляд многих людей, К ХАОСУ. Нельзя ремонтировать мотор и
ходовую часть, когда автомашина исправна и едет по ухабистой дороге. Во-первых, это не
требуется, ибо мотор работает. Во-вторых, чтобы начинать любой ремонт, нужно
остановиться. А остановиться – значит, ОТСТАТЬ.
Вот поэтому депутаты районного Совета на заседании Совета 29 апреля и предложили
поселениям ОТОЗВАТЬ СВОЮ ИНИЦИАТИВУ и оставить все как есть. Тем более,
политическая задача по смене персоналий в районной администрации УЖЕ
ВЫПОЛНЕНА, причем не путем прихода к власти в районе, скажем, главы Пересвета или
Богородского, а нормальным ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ путем – проведением выборов
главы района. И ситуация в связи с этим поменялась КАРДИНАЛЬНО.
Во-первых, НЕ С КЕМ больше бороться. Область поддерживает как нового главу, так и
поселения. Во-вторых, профильное имущество практически уже все передано из района в
собственность поселений. Более того, область, насмотревшись на полнейший раздрай
между муниципальными образованиями, дала задний ход и ставит задачу по
КОНСОЛИДАЦИИ усилий района и поселений во всех вопросах, включая сферу ЖКХ,
которая по закону к полномочиям района вроде как и не относится. Появилась идея
ЕДИНОГО ТАРИФА на коммунальные услуги, поставлена задача восстановить
ОБЩЕРАЙОННЫЕ коммунальные предприятия, чтобы преодолеть возникшие с их
дроблением серьезнейшие проблемы.
Некогда делить, нужно складывать и умножать.
Вот поэтому депутаты райсовета и обратились с письмом к поселениям.
Кризис на дворе, нужно сотрудничать, нужно работать…
Свидетельство о публикации №211051401087