История Глупова

ИСТОРИЯ ОДНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
или
КАК ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ ДЕНЕЖКИ РАЙОННОГО БЮДЖЕТА
(памфлет)
               
Автор предупреждает, что все события и действующие  лица  этого  рассказа  являются  вымышленными,  поэтому  за  всякие случайные совпадения  ответственности  не  несет.
   
Рассказали мне на днях одну историю из жизни современной России. Недавнюю совсем.  И во всех отношениях поучительную. Очень интересную историю…

ВЫБОРЫ ПЕРВЫЕ. КАК  ПЫТАЛИСЬ КУПИТЬ ЭЛЕКТОРАТ
   Правил несколько лет тому назад в одной из областей нашей необъятной страны вечно пьяный губернатор Тяжлупкин. Так себе правил, ничем выдающимся или полезным себя не проявил. И вот пришло время перевыборов. Понял губернатор, что пора электорат задобрять. Поехал он в один район своей области на праздник города и в состоянии очередного возлияния вместе с местным главой дал тому прилюдное обещание выделить немалые деньги на строительство очень важного для города моста. Разумеется, если народ его перевыберет.
   Под это обещание по приказу главы перекрыли единственную дорогу в областной центр и перекопали ее всю, как бы говоря непонятливому народу: видите, мы уже начали, осталось только губернатору доверие оказать. Но местный народ оказался, по русскому обычаю, строптивым и неуправляемым. Надоел ему вечно непохмеленный губернатор. Не выбрали они его, а во второй тур губернаторских выборов вышли два других государственных мужа: бывший военный Грознов и важный думский сановник Селезюкин.

ВЫБОРЫ ВТОРЫЕ. КАК ГЛАВА ПОТОРОПИЛСЯ
   Москве бывший военный не нравился. Ее устраивал думский сановник, который в обмен на пост губернатора обещал с помощью своей оппозиционной фракции помочь провести через думу ряд важных законов. На том власти и порешили. Созвали в кабинете одного большого начальника на Старой площади глав всех тридцати районов этой области и приказали (то есть, настойчиво посоветовали) провести активную агитацию за кандидатуру Селезюкина.
   Но это уже были не старые времена – каждый глава понимал, как много в его жизни будет зависеть от дружбы с новым губернатором. А вдруг победит не тот, за кого ратует Москва?! Тогда крышка, район останется без областных денег. Нет, решили двадцать пять умных глав районов, поостережемся. А пятеро, попроще, выступили публично – кто в газете, кто по местному ТВ, - в точности, как приказали. Попросили, то есть. За Селезюкина.
   Вы, наверно, догадались, что глава района, где не достроили мост, тоже сдуру засветился в публичных агитаторах, а потом и еще больше ситуацию усугубил. А дело в том, что ему был глубоко антипатичен молодой кандидат в вице-губернаторы, который баллотировался в паре с нежелательным бывшим военным. И обозвал его глава прилюдно и презрительно «балалаечником», ибо в детстве подвизался юный Миша в народном оркестре. Что отнюдь вовсе не возбраняется, а даже вообще приветствуется.
   Ну, обозвал и обозвал, подумаешь, какая беда. Но дело-то в том, что выиграл губернаторские выборы как раз бывший военный Грознов. Вместе с оскорбленным «балалаечником». И тут недальновидного главу чуть удар не хватил. Говорят, запил он, кляня себя за глупость и кося с тоскою на перекопанную вдоль и поперек дорогу…
   Но мужик он был крепкий, хитрый. И хотя гордости в нем было выше крыши, решил он, чтобы поста своего не потерять, себя усмирить и на поклон пойти. Люди, сидевшие в ту пору на одном из больших совещаний, проводимых в районе, на котором присутствовал и вновь избранный губернатор, свидетельствовали, что глава и так пытался заговорить с Грозновым, и этак. А тот глазки в кучку, и ни в какую на главу не смотрит. Не признает и на мировую идти не хочет. Простить не может…
   Вот так глава унижался, унижался, ездил в область, подарки возил – и, в конце-то концов, нашел-таки пути, если не к сердцу самого губернатора, то уж к желудкам его приближенных – это точно. И все начало налаживаться. Деньги на постройку моста года через два все же дали. Причем немалые. Очень хорошие деньги. Как говорили некоторые депутаты местного Совета и предприниматели, которые разбирались в строительстве, мост явно таких денег не стоил. Эта фраза в нашем повествовании ключевая. Мост явно таких денег не стоил!

ВЫБОРЫ ТРЕТЬИ.  КАК ГЛАВЕ ДАЛИ ПО ОДНОМУ МЕСТУ
   Спустя некоторое время спущенные из области деньги, как говорится, были «освоены». Причем, ко всеобщему удовольствию. После чего, рассказывают, у местного главы в приятнейшем местечке на окраине города появился уютнейший особнячок ценой в несколько миллионов долларов. Кой у кого на окраине областного центра – тоже.
   У них - особнячки, у народа – очень нужный мост. Все замечательно!
   Но прошло время, теперь уже настало время выборов главы района. Надо сказать, что к тому моменту денег с области пришло в район немало, а обратные «долги» еще не все были отданы…
   Но глава района не переживал – он находился в полной уверенности, что благодарный народ не посмеет сделать ему бяку. Не может же он не видеть, что никто, кроме старого главы, с этой должностью справиться не сможет. Это же абсолютно очевидно!
  Однако народ наш, по русскому обычаю, своенравен. Об этом уже упоминалось. Добра он не помнит, а гадостей или унижения не забывает. Так что не избрали старого главу – проголосовали за нового, молодого.
   Говорят, у старого был шок. Он ни секунды не сомневался в победе. Тем более, что по всему району висели огромные рекламные щиты, на которых он стоял рядом с губернатором, олицетворяя их полное доверие и взаимную дружбу. Так область недвусмысленно показала, кого она хочет видеть на посту главы района. Ан нет! Не получилось. Народ снова показал свой норов!
   В трансе была и элита предыдущей администрации. Особенно ярко ее раздражение и полная растерянность от ожидания грядущих перемен проявилось на таком примере, как срыв инаугурации нового главы.
   Сначала ему мелко «отомстили» за победу, запретив проводить праздничное вступление в должность в главном клубе города. Тогда гости и представители многочисленных СМИ собрались в арендованном по такому случаю то ли музее, то ли техникуме. Где о вступлении в должность нового главы - по закону - должен был объявлять председатель территориальной избирательной комиссии. Естественно, лицо не случайное, а приближенное к старому главе.
   Как рассказывали, буквально за минуту до выхода на сцену он отлучился, пардон, пописать. И… бесследно исчез. Полчаса проходит, час, а его все нет и нет. Стали его разыскивать везде. В панике в мужской туалет заскочили и женский заодно прочесали: может, понос у человека или, не дай бог, повесился от огорчения. Нет его там. А время идет, гости недоумевают. Но председатель ТИК бесследно сгинул под покровом зимней ночи. Где его потом только ни искали - пытались найти по телефону у тещи, у любовницы, на работе, ездили к нему домой. Но он как сквозь землю провалился. Растворился в тумане…
   Совершенно растерянный молодой глава объявил о переносе мероприятия. Позже оно, конечно, состоялось, но скандал уже разнесся эхом по всей области и не только…
   Вот тогда-то и стало понятно новому главе, что борьба еще только начинается…
   Потому что старому главе было обидно! Потому что еще хотелось порулить!! Потому что – и это главное - долги-то не отданы!!! Что делать?!

ОТМЕНА ВЫБОРОВ или КАК  ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ РАЙОННЫЙ БЮДЖЕТ
   Да, выборы старый глава района провалил, долги не вернул. И его, как говорят в определенных кругах, поставили на счетчик. И тот затикал. Вот ужас-то…
   Правда, без поддержки не оставили, сказали: судись, раздолбай, поможем. И, что тут сказать, помогли. Суд рассмотрел дутое дело о пересмотре результатов выборов, скрупулезно изложенное в 15 томах, и в течение двух часов вынес свой вердикт: вернуть старого главу на насиженное место. И назначил перевыборы.
   Старому главе нужно было торопиться. Ему уже не важен был его пост (нет, важен, конечно, просто не это главное) – надо было срочно отдавать долги в область. Обеспечить «откат», так сказать. Обязательно, до перевыборов.
   И тут город начали АСФАЛЬТИРОВАТЬ. Асфальт клали везде, где только можно, – обязательно, чтобы побольше и чтобы недалеко возить. Клали прямо в лужи. В сто первый раз заасфальтировали все недавно заасфальтированные центральные городские магистрали, причем вместе с пешеходными дорожками, прямо поверх уложенной недавно тротуарной плитки. На вокзальной площади тоже развили невиданную активность – стали класть новую плитку прямо на уложенную всего год назад старую плитку. А заасфальтировать давно не ремонтированные и раздолбанные улицы в других населенных пунктах несчастного района даже в голову никому не пришло – некогда! Только бы побыстрее и ПОДОРОЖЕ! Успеть, успеть, успеть!!!
   
   Как мне рассказывали, он, вроде бы,  тогда успел…
   В результате чего в нищем районном бюджете образовалась зияющая дыра. ДЫРИЩА!!!   Но ему уже не было до этого никакого дела. У него в особняке было тепло. А на столе стояла старая фотография в крашеной деревянной рамке, где он, еще молодой и сильный, смотрел вперед, мечтая, наверно, сделать свой район богатым и самым лучшим в области… Увы, но ему это не удалось…

ЭПИЛОГ
  Не знаю, чем заинтересовала меня эта история. Совершенно не наша область, совершенно не наш район. Там мост – здесь путепровод. Но, по-видимому, есть в этом что-то общее, какие-то случайные частные аналогии. Пусть в деталях. Пусть в нюансах. Потому что именно так творится сегодня в стране, в области, в районе то действо, которое люди, облаченные высокой властью, гордо называют словом ПОЛИТИКА. Слово-то гордое, но суть грязная. Потому что политика – это деньги. Купюры. Много купюр. А они всегда грязные…


Рецензии