Меломан

Я всю свою жизнь увлекался советской эстрадой 60-70-х годов...

Ностальжи
Дети многое копируют с родителей. Так было и со мной. Я тоже перенял любовь к музыке от родителей. Причем, как и у всех людей, музыкальные пристрастия у них были совершенно разные. Отцу нравились эстрадные певицы Аида Ведищева, Галина Ненашева, Нани Брегвадзе. Позже - шведская "АББА". А мама любила печальные песни, ей особенно было близко творчество тех женщин, судьба которых, как и ее собственная, была не такой уж сладкой. Майя Кристалинская, как известно, рано ушла из жизни в результате тяжелой болезни, а полька Анна Герман умерла, как писали, от болезни, полученной в результате тяжелой автомобильной аварии. Еще маме нравилась всеми забытая сейчас Майя Розова, как и Ведищева, эмигрировавшая из Советского Союза в 70-е годы прошлого века. Особенно дорога ей была песня "Оборвалась тропинка у обрыва, оборвалась, как молодость моя..." Мама, слушая эту песню, всегда плакала и говорила, что это про нее...
Еще говорят, что люди, даже став взрослыми, через какое-то время начинают ностальгировать по музыке своих школьных лет. Это абсолютно точно. Знаю по себе. Даже певцы, которые в детстве не очень-то и нравились, сегодня доставляют огромное удовольствие. Я говорю о Шарле Азнавуре, Ширли Бесси, Фрэнке Синатре и Энгельберте Хампердинке.
Но больше всех я ностальгирую по песне, которой у меня в коллекции нет. Ее когда-то пел под гитару разухабистый пацан из нашей школы по кличке Серега Кадык. Она называлась "И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет". Он играл и пел ее так, как умеют исполнять музыку только народные самородки. До слез, до дрожи в коленях. И только гораздо позже я узнал, что эта песня из репертуара малоизвестного певца Олега Ухналева...

Пропавшие без вести...
Как и отцу, мне тоже нравилась Аида Ведищева. К сожалению, в те времена выходило очень мало больших виниловых пластинок (их называли "гигантами" - на них, как правило, записывали десять-двенадцать песен, в отличие от "миньонов", места на которых хватало всего для четырех). У меня в коллекции хранится только один "гигант" этой певицы. Зато очень много песен выходило на "миньонах" и недолговечных гибких пластинках синего и красного цвета. Почти все это у меня есть. Правда, до сих пор нет знаменитой "Песенки о медведях" Александра Зацепина из "Кавказской пленницы" Гайдая. Молодежь зачастую думает, что ее поет исполнительница главной роли в фильме Наталья Варлей. А думают так только потому, что после эмиграции Аиды на Запад ее имя из титров фильма попросту убрали.
То же самое случилось и с другой моей любимой певицей Ларисой Мондрус из Риги, известной всему Советскому Союзу по песне Раймонда Паулса "Синий лен". Когда она эмигрировала со своим мужем композитором Эгилом Шварцем в Германию, то ее имя "изъяли" из титров популярной в 60-е годы советско-румынской музыкальной комедии "Песни у моря", где голосом Ларисы "пела" актриса Наталья Фатеева.
КСТАТИ, с Ларисой Мондрус советская цензура поступила еще иезуитестее. Если о Ведищевой с момента ее отъезда за рубежи СССР просто молчали, то о Мондрус стали распространять слухи, что якобы она спилась и умерла. Честно говоря, я очень переживал по этому поводу. Но позже оказалось, что все это враки. И Аида, и Лариса до сих пор живы-здоровы и достаточно успешны как в личной жизни, так и в артистической карьере -  соответственно в США и Германии...

Великий Ободзинский
Но самым моим любимым (и не только моим) певцом был и будет золотой голос России на все времена - Валерий Ободзинский. Вот уж кому природа отпустила таланта на триста процентов! Недаром даже на Западе его постоянно включают в списки самых гениальных эстрадных певцов XX века - наряду с Томом Джонсом, Фрэнком Синатрой и Мирей Матье. Его знаменитейшая "Восточная песня", музыка Давида Тухманова, была и до настоящих дней остается вечным хитом российской эстрады. КСТАТИ, ее перепела не так давно группа "Премьер-министр", а другая знаменитая тухмановская вещь из репертуара великого певца "Эти глаза напротив" уже давно и прочно заняла место в репертуаре Филиппа Киркорова.
Советская цензура Ободзинского тоже не баловала. На телеэкране я видел его всего один раз - это было в одном из праздничных "Голубых огоньков". На радио его тоже не пускали. Вот только грампластинки - он был королем грампластинок! Они выходили сумасшедшими тиражами и тут же мгновенно раскупались. Впервые я услышал Ободзинского именно на "миньоне", где он исполнял "Восточную песню", а на обороте звезда ленинградской эстрады - Анатолий Королев пел про "Одиннадцатый маршрут".
Почти все, что выпускалось на виниле, кассетах и CD с записью песен Валерия Ободзинского - у меня, конечно, есть. В том числе два виниловых "гиганта", несколько "миньонов" 70-х годов, записанных на Всесоюзной студии грамзаписи и выпущенных Апрелевским заводом грампластинок.
Но особенно я горжусь тем, что мне посчастливилось побывать на сольном концерте Ободзинского в московском Театре эстрады. Помню, зал был заполнен до отказа. Мне удалось купить билет только на балкон, нависавший прямо над сценой. Ободзинский выступал в черном костюме с бабочкой, аккомпанировал ему ансамбль "Верные друзья", из состава которого позже вышел квартет "Доктор Ватсон".
Зрители принимали песни своего кумира на ура. Особенно публике понравилась композиция "Золото любит нас" из тогдашнего дублированного американского фильма "Золото Маккены". Это было настолько мощно и необычно, что зал аплодировал стоя. Я тоже...
Мне думается, это был пик творческой карьеры великого русского певца. Потом Валерия, как и многих его коллег по ремеслу, сгубили препоны минкульта и тяга к спиртному, и он тихо исчез, чтобы ненадолго появиться в 90-е годы и снова исчезнуть, но, увы, уже навсегда...
Не менее гениальным певцом проявил себя Муслим Магомаев. Но он был совсем другим. Он был талантливым оперным певцом, он стажировался в знаменитом "Ла Скала". Эстрада для него была сначала, по-видимому, баловством и творческим "наркотиком", создавшим ему безумную популярность. К нему благоволили и власть, и публика, а женщины от него были просто без ума. Он был, что называется, мачо. По национальности азербайджанец, он пел тогда песни армянина Арно Бабаджаняна. Что, согласитесь, сегодня было бы невозможно, если вспомнить о почти двадцатилетней войне за Нагорный Карабах между Арменией и Азербайджаном...
Лучшие свои песни он спел в середине 60-х - начале 70-х годов, когда свет увидели "Хали-Гали" (на итальянском), "Свадьба" и "Чертово колесо". С возрастом Магомаев отошел от эстрады и занялся только оперной карьерой в Большом театре. А его лучшие песни пополнили мою домашнюю коллекцию...

Стас и Эдита
Я уже упомянул о ленинградской эстраде. Так вот, королевой ее была и, наверно, до сих пор остается непревзойденная Эдита Станиславовна Пьеха. Она стала известной певицей раньше всех описанных выше звезд и она - одна из немногих, кто выступает до сих пор. Ее песенка про соседа, который играет на кларнете и трубе, популярна до сих пор. Хотя я ее впервые услышал, когда меня гоняли со школой в колхоз на картошку еще в середине далеких теперь 60-х годов.
Голос Пьехи ни с кем не спутаешь. Вот только ее внук Стас поет с очень похожим тембром. И я признаюсь, что, несмотря на свою любовь к музыке 60-70-х годов, стал собирать и его диски.
В Советском Союзе было много талантов. Это отчетливо понимаешь только сейчас, когда переслушиваешь их лучшие песни. Тамара Миансарова со своей "Не кукла я", Вадим Мулерман с "Ладой", квартет "Аккорд", азербайджанский квартет "Гая", лучше всех исполнявший мою любимую песню "Лучше нету того цвета, когда яблоня цветет...", грузинский вокально-инструментальный ансамбль "Орэра", из недр которого затем вышел Вахтанг Кикабидзе, игравший в ансамбле на ударных - все они оставили свой неповторимый след в эстраде нашей страны и в моей коллекции.
Нельзя не вспомнить Гелену Великанову с ее неповторимо дрожащим голосом и истинным шедевром на стихи Евгения Евтушенко "Идут белые снеги", молдавский ансамбль "Норок" с Ионом Суручану, украинский ансамбль "Смеричка" с суперхитом "Червона рута" (я побывал во Львове на могиле его автора Владимира Ивасюка), бакинца Полада Бюль-Бюль оглы с его "Шейком" и "Телефоном", армянку Лолу Хомянц с потрясающе низким тембром ее голоса, Нину Бродскую, как и многие наши таланты, эмигрировавшую в США... Их было много, всех не упомнишь. Зато их песни, записанные на скрипучем от времени виниле продолжают жить для меня и моих друзей... 
В те годы были и другие талантливые исполнители, но они в основном запомнились одной-двумя песнями и растворились во времени без следа и благодарной людской памяти. И только у таких коллекционеров как я еще можно иногда достать с пыльных антресолей бумажную коробку с пластинками советской эстрады и чуть-чуть  "помедитировать" под сладкие голоса середины прошлого столетия...


Рецензии
Время было богатое на таланты. И вы вспомнили лучших, вот только много неточностей для коллекционера непростительных. У Ободзинского богаче яркими страницами славы биография. Ему многое прощалось и власть к нему благоволила. Казус только с одной песней был, не понравилось на ТВ: "В каждой строчке только точки после буквы Л...". Конечно, телевизионные чиновники о любви не слышали и подумали, что в песне намек на Л(енина).
Спиртное, вы правы, сгубило. Потеряны были годы, но поклонница Ободзинского нашла его, работавшего сторожем на фабрике, вытащила из забвения. В кафе недалеко от метро Новослободская снимали телепрограмму "Золотой шлягер". Кого только не было на тех съемках: группа "Мираж", Жан Татлян... и Ободзинский. Когда он спел "Эти глаза напротив", режиссер и редактор программы взяли тайм-аут и посовещавшись решили, что надо снимать не 2 песни в общей программе, а персональную. Это было прекрасно.
Муслим Магомаев не уходил в Большой театр, с эстрады в Большой ушел Юрий Гуляев. Муслим просто ушел. Создал свой сайт (прекрасный!), написал книгу и не одну.
И с Майе Розовой - неточность. В Интернете на многих сайтах выставлены ее старые записи и... новые. Два новых диска записала Розова, как автор-исполнитель. И голос звучит, и гитарой блестяще владеет, и стихи прекрасные пишет. Была на ЛИ.РУ, на ее блоге. Песни послушала и прочитала ее воспоминания, и очень интересные статьи о музыкантах, певцах. Загляните, не пожалеете. Спасибо, что вспомнили талантливых и красивых артистов. Пойду слушать

Ольга Никитина 2   31.05.2011 03:55     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Я в своей статье основывался только на личных воспоминаниях и не обращался к интернету. Я коллекционирую пластинки, а не биографии. У меня около 1000 винила. Мне интересна музыка...

Вячеслав Суханов   31.05.2011 11:52   Заявить о нарушении
Прошу прощения. Юрий Гуляев не уходил в Большой театр с эстрады. В Большой театр его забрали из Киевского Оперного театра, где он был одним из ведущих исполнителей много лет.

Александр Руденский   09.10.2011 07:09   Заявить о нарушении