Художница
Художница
Признаюсь, начиная писать рассказ про художника, я думал, что же написать? Мысли стаей роились в голове – что я знаю про художников, что я знаю о творчестве, о искусстве, о современном искусстве? Ответ был простой – да я не знаю – ничего. Ничего, задумается читатель, зачем же мы будем читать твое произведение, если ты не знаешь о чем пишешь? Ответ прост – я умею чувствовать и попытаюсь передать Вам свое внутреннее видение мира, как я чувствую, ощущаю, как живу этой свободой, мечтой, вдохновеньем...Буквы словно живые ложатся в слова перед пальцами...Начнем...Итак...Жила была в то время, еще в советские времена маленькая девочка Анастасия. С детства Настя, была талантливой и смышленой девочкой. Она часами усаживалась перед окном и любила наблюдать, причем наблюдала она за всем – за спешащими людьми, прохожими, как птицы садятся на деревья, как начинает таять снег и быстрой поземкой струиться вода. Как то так внезапно получилось, как Настя стала художником, просто в один прекрасный день папа подарил ей маленького щеночка – собаку! Собака, собака, моя лапа собака-бобака лепетала Настя трепля в руках маленькое животное. Настя полюбила сразу щенка и дала ей название своего любимого мульта – домовенка Кузю. Так и получилось - Настя и щенок Кузя. Настя любила Кузю, она научилась ухаживать за ним - выгуливала юную овчарку, меняла воду, кормила и поила его теплым топленым молоком с детства приучаясь любить все живое. Настя не знала, как передать свою любовь к юному комочку и однажды, бабушка принесла ей розовый, огромный пенал с карандашами. Настя тогда растерялась бабушка, а что я буду делать ? Бабушка улыбнулась - рисовать Настенька, рисовать. Настя помнит, как бабушка взяла легкую детскую ручку, вложила в нее карандаш и вместе они провели огромный большущий черный шар, потом сделали два шарика, улыбку и получился колобок. Так они просидели до вечера, рисуя все вместе - домики, лес, облака, солнце. Потом бабушка устала и пошла к себе. Настя помнит, как обмусолила красный карандаш и начала рисовать своего любимого Кузю – смешной же тогда он получился. Толстый, пузатый, ну совсем не Кузя, Настя подрисовала глаза, нос, хвостик – вот и готово – вот он наш Кузя! Это был первый рисунок Насти. Наверное тогда, впервые Настя стала художником. Прошел еще год родители, видя талант и рвение девочки к рисованию и художественным наукам, отдали Настю в художественную школу. Благо она находилась недалеко - всего за два квартала. Настя тогда впервые познакомилась с настоящей красотой, впрочем она была всюду – травинки, дома, животные. Она тогда не знала как назвать ее, но уже интуитивно научилась отличать пейзаж, от натюрморта, портрет, от «голого» рисунка. Она словно зачарованная ходила в художественную школу после занятий. Настя обладала врожденной, глубокой интуицией, и интуитивно училась чувствовать, понимать, замечать и запоминать что она видела кругом. Уже взрослой она вспоминала дорогу, свой путь с папой от школы и в школу домой. Как она смотрела на краски: краски лета, осени, пыталась понять и представить как тянется лист к солнцу, как растет трава, как ползет по земле жук. В художественной школе Насте было очень интересно, помимо наблюдений в пути, она научилась понимать и ощущать красоту «мертвых» предметов, как учил ее педагог Максим Ионыч - главное из мертвого сделать красоту «живого» и передать энергию, настрой предмета. Насте конечно, сперва было неприятно и скучно, рисовать вазы, колбочки, банки, стакан, девочка непонимала слова энергия - гораздо интереснее было рисовать своего песика Кузю, ведь он был такой интересный и живой! Но потихоньку, шаг за шагом, раз за разом она впитывала как губка мир «мертвых» вещей превращая их в живое. Педагог не мог тогда налюбоваться на ученицу, «талант, дар!» - в полушепоте шептал он. Вазы, стаканы, банки – все отливало «живом» цветом, и не было заметно царство мертвого, царство не живого, все блестело и искрило жизнью. Настя как человек которого природа наградила особым внутренним даром и гибкостью, ушла по своим способностям, далеко вперед, по сравнению с другими детьми школы и перешла к более сложным вещам – к живой природе, к натюрмортам. Сидя дома у окна она рисовала печальные осенние деревья, изображала как опадает пожухлая листва, как травинка гнется под осенним ветром, как хоровод листьев кружит в воздухе осенний вальс. Минул еще один год когда Настя, впитывала в себя «дары природы», живой и очаровательной. Она побыла в гостях, вместе с бабушкой и мамой. Она помнит как в захлеб рисовала гуашью бесконечный луг, старые вязы и тополя, уходящую в даль дорогу, линии электропередач, речку с камышом и зарослями тины. Ночью, когда мама уже не разрешала рисовать Настя, прислушивалась, когда мама заснет, включала ночник и по памяти, простым карандашом делала рисунки. Тогда за день она рисовала дом, в котором они гостили, на второй день она “справилась” с дворовыми пристройками, на третий и четвертый день был сад с яблоками, заросший огород с крапивой. Насте нравилась гармония окружающего мира и природы, она чувствовала их жизнь, их сущность. За две недели Настя нарисовала все что только могла нарисовать – дом, окружающие строения, соседские дома, природу и еще до чего мог дойти пытливый детский ум. Она с лихвой перевыполнила детское задание заданное по школе – рисунков было более 80-ти. И тогда Насте стало по настоящему скучно, она даже заболела, но потом справившись с хандрой детский организм взял свое, ведь тут было все: лошади, соседские собаки, смешные кошки и коты. Елизавета Андреевна, мама Насти, видя как радуется ребенок, про себя решила – что отныне они будут гостить здесь каждое лето. Настя запомнила это время, т.к. оно стало в ее жизни особенным, проникновенным. Скоро летние каникулы закончились. Приехав домой, Настя принесла свои рисунки в художественную школу. Максим Ионыч, с затаенным дыханием рассматривал ее работы, он как никто другой понимал, что видит особенные рисунки – работы одаренного мастера с большим будущим. “Хорошо, Настя, очень хорошо, вот эти два пейзажа просто отличны – гармония природы, земли, воздуха вот, что я в них вижу” Bravo! Bravissimо! Отлично. В тот же день Максим Ионич сходил в городской комитет культуры и записал юную Настеньку на выставку молодых талантов. Настя не так помнила потом свое первую выставку, важнее для нее был первый рисунок Кузеньки, но помнила, что люди проходя мимо ее рисунков, останавливались и подолгу смотрели, кто-то даже часами, особенно эти два пейзажика, Настя не придала этому значения, по ее мнению это была обычные рисунки – обычные, как все те, что она нарисовала летом, просто у нее тогда настроение было хорошее, отличное как она бы сейчас сказала, вот и получились. Потом пейзажики забрали на выставку молодых дарований Советского Союза и они объехали весь мир удивляя и восторгая людей Европы, Израиля, далекой Америки – работы были даже на Аляске, т.к. Настя ничего практически не сделав, вошла в историю мира искусств. Она не придала этому значения, но потом эти два рисунка, как наиболее удачные, как ярлыки прицепились на всю ее оставшуюся жизнь, “аааа, говорили ценители искусства, здравствуйте наш юный Моцарт, как ваши дела? Как творчество” - так обычно начиналась беседа. После выставки следовали следующие, их было множество Настя и не помнит их все – ведь по большому счету, путешествовала не она, а ее работы. Отточив свое искусство, со знанием мастера, Настя заскучала, работа не делалась и валилась из рук, пейзажи и натюрморты не получились, Максим Ионыч – видя, как опытный психолог состояние девочки, определил, что пора менять предметы изображения, предметы окружающего мира. Он видел, что девочка обогнала своих сверстников по художественной программе года на три, четыре. Посоветовавшись с родителями, заручившись их поддержкой, Максим Ионыч в одно воскресное утро повел девочку в зоопарк. Признаюсь – необычный тогда был день, для Насти! Слоны, медведи, обезьяны, львы, волк, рысь – это все глубоко врезалось в память девочки. Экзотические птицы, попугаи, ара, еще какие твари мира фауны – они окружали Настю целый день. Максим Ионыч, внимательно наблюдал за восторгом девочки – Смотри, Настенька, - настойчиво повторял он- смотри и учись - запоминай движения, выражения морд, сокращения мышц на теле животного - запоминай. Настя, приглядись, как волк лежит на боку, как лев грозно рычит за свою добычу, как обезьяны играются и дерутся и прыгают по канатам. Тогда в Настю словно вселилось вдохновение. Она после посещения выставки целый месяц творила, особенно ей нравились смешные обезьяны – игрунки. Нарисовала их более пятидесяти. Снова в Настину жизнь под руководством Максима Ионыча вошли выставки, детские выставки, Настя стала часто слышать восхищение публики. Слава хоть и затронула отчасти Настю, но в основном лаврами открывателя таланта пользовался Максим Ионыч. Что бы как-то разнообразить жизнь в художественной школе, Максим Ионыч, стал приносить взятых напрокат животных – кошечек, собачек, хомячков, мышей, попугайчиков, воробьев, стрижей, чижей и прочую живность. Дети просто обожали эти занятия, они незаметно подкармливали животных, хотя это и запрещал делать Максим Ионыч. На следующий год, за год до окончания художественной школы Настя открыла в себе талант портретиста. Анималистом Настя становится не хотела, ей хотя и нравилось рисовать животных, но становясь старше, с возрастом, это становилось все делать скучнее и скучнее, хотя как знать для каждого свое признание? За прошедшее время Настя здорово повзрослела. Дела в школе двигались привычной лентой – Настя была отличницей и училась, совмещая занятия в художественной школе. Да, портрет – вот настоящее диво, вот настоящее призвание решила для себя Настя, не “мертвое” передавать в живое, а открыть живое в живом. Передать образ, образ того, что чувствует человек. Только так! Первым портретом Насти был портрет любимой бабушки – как она старалась,
как тонко подчеркивала уголки, губ и глаз, стремилась передать выражение лица, косу лежащую на плечах бабушки... Да и бабушка признаюсь, тоже старалась, не смотря на свой пожилой возраст терпеливо сидела и выжидала, стараясь угодить внучке. Пройдут годы, бабушки уже нет – и этот первый портрет будет висеть, над кроватью Анастасии, как самый любимый и дорогой. Максим Ионыч, сдержанно похвалил Настеньку, он рассуждал так - лучше не дохвалить, чем перехвалить – признание и почет придут сами. Девочке это очень не понравилось, она искренне расстроилась – ведь это самое лучшее, самое дорогое что она рисовала в жизни, не было оценено. Неужели она не передала образ? Образ живого, этот блеск в глазах любимого человека. Она обиделась, закусила губу и промолчала. Вторыми и третьими портретами были портреты мамы и папы. Потом был общий портрет семьи, которому особенно радовались родители. Были портреты друзей, знакомых, друзей семьи и т.д. Так в рисовании и изображении мира, познании нового, встречая первые трудности и препятствия минул год.<неиЗакончив художественную Насте стало невероятно скучно. Вечерами она просто не знала чем себя занять. Куда деть себя? - задавала вопрос Настя. Насте казалось, что все, что она умела, для себя она сделала, ведь чего-то она добилась и достигла, опережая в развитии других детей, она уже не отображала, не творила, а просто копировала мир, портреты людей, животных. Поняв это, ей стало невероятно тоскливо и больно, как тогда летом в деревне, черная хандра опять пожаловала в гости - залезла змеей в ее еще детскую душу.Наверное каждый человек достигая определенной ступеньки должен решить продолжать свое любимое дело или оставить, искать и творить в чем-то новом, другом. Решив, что с миром искусства для нее законченно, Настя занялась аэробикой, записавшись в Дом Детского Творчества и Культуры. Как хорошо, нечего не видеть, не чувствовать, а просто творить танец, творить движения – радовалась Настя. “Все с меня хватит - хватит великой художницы, ядовитых придирок и насмешек. Просто спорт, просто искусство движений, танца – никаких творений и изображений! Настина хандра развеялась и улетучилась, ведь молодой организм имеет свойство быстро восстанавливаться. В спорт группе у Насти появились друзья. Да, да, да – настоящие, преданные, обычные хорошие друзья, не завистники и почитатели, а просто искренние друзья. У Насти весь тот период был наполнен творчеством, какими-то яркими событиями, новыми людьми, не имеющими к миру искусства рисования никакого отношения. Тренировки, тренировки, снова тренировки, детских смех, обсуждение ошибок, танцев, музыки – все то о чем говорят юные души в пятнадцать лет. Настя так бы и осталась забытым талантом, если бы не один случай. Однажды, после утренней тренировки Настя собралась с мамой на рынок. Было уже за полдень, настроение было отличное. “Какой же прекрасный солнечный день - думала Настя, вот помогу маме с авоськами, а потом пойду присмотрю себе обруч получше. Купив массу съестного и необходимых продуктов, Настя проводила маму домой и по дороге в магазин, шла размышляя над постановкой нового танца, с красивым названием “Белые лилии”. Суть танца заключалось том, чтобы как наиболее искусно и точно, отточить движения группы. Синхронность - требовал тренер – полная синхронность, динамизм и гармония. Они учились танцу уже две долгих недели. Получалось далеко не у всех – у Насти получалось, это был сложный танец с использованием акробатических трюков - Я могу - радовалась Настя, - могу, могу! - ее переполняла огромная гордость и радость за свои свершения. У магазина застыла в ожидании знакомая фигура, Настя тогда не сразу узнала Максима Ионича, после разрыва с ним, он как-то ссутулился, сгорбился, потерял прежнюю уверенность и блеск в глазах. Какой он стал старый – с сожалением подумала Настя. <неи “Здравствуй, Настенька! - Максим Ионыч потупив взгляд, с радостью начал беседу- Ты так изменилась! – похорошела, стала стройной, подтянутой. Ну настоящая спортсменка! Занятия танцами тебе на пользу! А я вот встретил по дороге домой твою маму, она сказала что – ты пошла в магазин... Настя, а вот я принес тебе подарок! Максим Ионыч порылся в большой мешковатой сумке и вынул большою синюю книгу с золотым переплетом. Великие портретисты – издательство Москва – помнишь я обещал достать тебе эту книгу? Она с прекрасными иллюстрациями Брюллов, Левицкий, Крамской, Кустодиев, Репин... Максим Ионыч протянул книгу – На держи, и не вздумай отказываться – А то принесу твоим родителям и при всех заставлю взять, держи, ты заслужила, заслужила, как никто другой... Это мой подарок от чистого сердца и в знак признательности. Настя молча взяла тяжеленную книгу. Насть, – продолжил Максим Иныч- если ты надумаешь, то приходи в понедельник на занятия, я набрал новую группу детей, там требуется твое участие, мне бы очень хотелось чтобы ты там была. Если не хочешь рисовать не рисуй, просто поприсутствуй. Будет детский праздник. У нашей школы юбилей. Придут все воспитанники школы, я хочу чтобы там и была ты. Решать конечно тебе. В любом случае, я жду и уважаю твое решение.<неиПоздней ночью включив ночник Настя достала книгу подаренную Максим Ионнычем и начала листать, на нее смотрели лица, тени, какие-то купцы и вельможи, богатые женщины в дорогих нарядах. Настю снова закружило воображение и она с жадностью стала изучать каждый штрих, каждый набросок автора, краски, оттенки, палитру цветов погрузившись в мир творчества и искусства она не заметила как прошла ночь. На утро с красными, невыспавшимися глазами, уставшая, она решила во чтобы то не стало идти на детский праздник – хуже все рано не будет, и что плохого если я посмотрю на работы детей? В понедельник Настя встала как обычно, позавтракала, сходила на тренировку, где девочки оттачивали свое искусство танца и с нетерпением стала дожидаться вечера. У художественной школы было людно, толпились дети, какие-то солидные бородатые люди, родители, были шарики, цветы, играла музыка. Внутри школы были представлены работы воспитанников, детей школы, в том числе висели и Настины работы. Настя с удивлением, и неприкрытым удовольствием заметила свой первый школьный рисунок, были еще какие-то работы. Время пролетело незаметно – торжественные речи, прием новых, аплодисменты, лимонад, бокалы шампанского, оценки работ и еще много чего интересного, чего не уложишь в простые строчки рассказа. Тогда впервые на детском празднике, Настя увидела, что ее настоящей, таковой, не существует без мира искусства, мира творчества изображения и она решила продолжать, продолжать во чтобы то не стало. Мир тогда поделился для Насти на двое– она не хотела бросать аэробику и еще больше хотела рисовать и творить. Помимо своих работ и знакомства с работами местных художников, Настя стала приходить в группу детей детского творчества и учить детей рисовать, особенно нравилась Насте направлять и показывать, и не заставлять детей. У каждого своя дорога и по наитию, по природной интуиции и по таланту найти свое призвание. Главное – развить в ребенке талант и самостоятельность, не загубить природный, индивидуальный дар, и не гонять его ремесленничеством, как гонит человек с дубиною, приучая и понукая. Любимчиков в группе у Насти не было, каждый творец, каждый создатель, пускай время покажет, на что ты способен и к чему - ты готов. Это группа детей была очень талантлива, под руководством Насти, почти все быстро освоили обязательную детскую программу основ и азов рисования и сделали домашние задания. Справившись со своей “первой” работой, Настя была очень довольна. Отношения с Максим Ионычем из теплых снова переросли в дружеские, отправляю на выставки работы детей Максим Ионыч, советовался с Настей, спрашивал ее оценок и советов, по своему прошлому опыту Настя попросила снова носить животных в школу – Дети были в восторге! Но все же у Насти складывались сложные отношения с окружающим миром – если детей, она понимала и любила то остальное было для нее чуждо, если не считать занятия аэробикой. И Настя – снова начала творить. Поначалу просто сделала набросок дерева, потом дома, потом какого прохожего на улице по памяти и так незаметно, далее снова погрузилась в мир искусства. Настя с детства не умела врать, ее природный талант искусства был в видении красоты, убожества и несовершенства мира, впрочем, что каждый из нас понимает под убожеством? Старость, деградацию, регресс? Девушка была понимающим и гибким человеком и принимала окружающий мир таков каков он есть, с годами это вошло в обыденную привычку, впитавшуюся в кровь. Настя, уже тогда рисуя людей, испытывала разные чувства и ощущения, она решила тогда так, что будет всегда отображать все как есть, без малейшей утайки, подхалимства, пускай все будет чистой, голой правдой. Ее искусство без сомнения, вступало в конфронтацию с взглядами людей, особенно пожилых - они были очень обидчивы и? как им казалось, что пара морщин или седые волосы их обезображивает, делает старыми. Морщины конечно, были просто люди они не видели и не хотели замечать это. Молодые люди были очень избирательны, правда больше всего были требовательны девушки, лишняя морщинка, небольшой дефект на коже или шрамик, они безоговорочно требовали убрать у Насти, но Настя настаивала на своем, искусство было ей дороже, чем мнение и самолюбование людей картинкой. С годами Настя поняла человек хочет видеть, то что хочет и у многих людей во многом избирательная память (во всяком случае у многих), люди в основном хотели видеть только хорошее, не голую высокую материю называемую правдой, но Настя остро ощущала, что именно в ней в этой чистой, голой правде состоит талант мастера, мастера окружающего мира, настоящий путь к искусству. Но, пожалуй, поначалу это были первые трудности для Насти, как потом оказалось, если человек выбирает дорогу, он должен пройти ее до конца, иначе в пути нет смысла, т.е. фактически нет результата, нет завершения. Люди упускали тысячи
возможностей, не пользовались подарками судьбы, не принимали радости и печали, хотя как считала Настя они были предназначены. Все кажущее – за действительность. Обычными отговорками таких людей были несколько вариантов: а вот вы знаете, кем я мог стать? Мог, но не стал. Потому как мне нравиться процесс, как и большинству! Другие были: Я не гений! Мой талант кому-то, как курам на смех! Других можно как поняла Настя, можно было разделить на две большие группы:<неи1.Кто продолжает идти к намеченной цели. Девиз таких был таков - даже если не получилось все равно выйдет, все равно получиться. Все равно я достигну своей цели - я приложу все усилия, все возможности, а если не могу - научусь, если надо будет, достигну. Одним словом это были люди "битые" жизнью, целеустремленные, нацеленные на результат. Второй группой были люди, которые уже обожглись, не хотели пытаться в родной области и реализовывались в смежных. Пусть я не стала актрисой, но я стала замечательным педагогом. У меня не получилось, не вышло, но получилось в другом, во втором, в третьем. Пожалуй, Настю радовало только то, что у людей, которых, что-то не получилось по каким-то причинам или были обстоятельства, они не сдавались, и реализовывали в других. Это для Насти стало идей фикс, возможно ошибочной, возможно “правдивой” голой правдой. Ведь у Насти была мечта, потаенная детская, кажущая нереальной, но возможной и осуществимой. Мечта Насти была стать великим художником. Видеть свои работы на стенах Лувра...В окружении знаменитых мастеров-портретистов. Видеть, как другие люди вглядываются в ее картины и читают в лицах других людей печаль, задумчивость, радость, горе, разлуку, эгоизм, торжественность и другое. Настя хотела, чтобы люди, вглядывающиеся в ее картины, научились думать, понимать, окружающий мир, людей. Ведь главное что отличает человека от животного мира – это умение разумно мыслить. Настя хотела, чтобы люди задумывались, делали выводы и становились лучше. Вот такая обычная, необычная, возможная, невозможная, но осуществимая мечта была у Насти. Закончив среднюю школу на отлично, Настя по настоянию Максима Ионыча, решила ехать поступать в Московский Художественный Институт. Были слезы, огорчения, родители очень переживали за Настю, больше всех конечно волновалась бабушка, но Настя настояла на своем – упорство, терпение и трудолюбие, были главными качествами в ее характере. В одно утро сев на поезд Настя уехала из своего родного провинциального городка, в Москву – столицу слез и возможностей. Москва ее встретила неласково и недружелюбно, было хмуро, шел мокрый, моросящий дождик. Настя с любопытством вглядывалась в лица, людей пытаясь отыскать, что-то новое, интересное, не найдя ничего необычного и никаких отличий она села в ближайший автобус и поехала к родственникам. В Москве жила ее троюродная тетя, она была одинока в годах и с неприкрытой радостью приняла свою племянницу себе на постой. Блины, оладьи, вкусный чай с мятой, разговоры о поступлении в Институт, сомнения и возможности, так прошел первый московский день для пока еще провинциальной девушки. Через два дня съездив в Институт на приемную комиссию, отдала свои работы и документы. Сдав все экзамены, на что ушло почти месяц. Настя с нетерпением стала ожидать результатов. Увидев в списках свое имя у Настя от радости ушел пол из под ног, она помнит, что приехав к тетке домой танцевала с ней, пела песни, плясала до упаду, успокоившись Настя пошла гулять на Воробьевы горы, она встречала людей и ей казалось, что нет ничего в этом мире невозможного, и невозможное только зависит от нас самих. В первую очередь только от нас. Настя ликовала – вторая ступенька была достигнута. Теперь оставалась – главное учиться и познавать новое. Оставшись у Светланы Николаевны еще две недели, выполнив для самой себя, несколько зарисовок и пару портретов Настя уехала домой. Учебный год начался для Насти легко. Новые знакомства, новые интересные люди, именитые и заслуженные педагоги все это вошло яркими красками в Настину жизнь. Студенческие компании, песни под гитару, серьезная первая любовь, которая перевернула Настина мировоззрение и чуть не заставила сойти ее с намеченной цели, с мечты. Любовь – это тоже испытание. Любовь она разная. Яркая, жгучая, горячая, тихая, спокойная. Но первая любовь Насти была яркая, горячая и больная. Настя помнит, как столько бессонных ночей она страдала, сколько перетерпела и чуть было не сгорела в огне страстей. Как быстро догорает свеча на ветру, так быстро угасала Настя. Она бы так и погибла от неразделенной любви, если бы не творила - всю боль, всю страсть, всю свою энергию она вкладывала в свои картины. Любовь – ты мечта, ты страсть, ты счастье, ты горе, ты мука. Воспевала в своих творениях Настя. Яркие краски, осени, порыв ветра, стужа зимы, радость, печаль все читалось и чувствовалось в ее картинах. Bravissimo – кто-то называл ее один из педагогов, Bravo, Bravo поддакивали другие – а Насте было больно, тяжело, но она улыбалась в ответ – слышать хорошее тоже приятно. В Насте так и осталась та боль, пройдут годы, рана затянется, но иногда будет кровоточить снова и снова – словно напоминая о себе – тогда Анастасия Ивановна возьмет этюдник сядет у окна и будет творить, творить, выводя яркими красками живое. Занятия заканчивались поздно, Настя оставалась в мастерских еще дополнительно занимаясь живописью, рисуя чудные картины, вся ее студенческая жизнь проходила в стенах института, возвращаясь домой Настя ложилась в кровать и мгновенно засыпала, представляя как будет делать следующую работу, следующее творение завтра. Завтра – новый день. Масло. Гуашь. Карандаш. Акварель. Темпера. Фломастер. Позже Насте станет известна, и она хорошо овладеет искусством аэрографии. Перейдет на современное рисование планшета с пером. Этюдник Насти всегда стоит перед кроватью. Засыпая, даже ночью ей не спится, вскочив посреди ночи, она может рисовать, творить, лишь бы точно передать образ живого, настоящего. В Институте придирки завистников, стали обыденными для Насти, они были обидными, едкими, поначалу ранили ее душу. Но потом она смирилась, привыкла и просто стала закрывать глаза, как ей казалось на мелочи, жизни, это признаюсь в какой -то мере даже стимулировало ее, давало энергии ее искусству творить. Мне не обидно видеть в ваших глазах боль, потому как боль, я испытываю на всей протяжении своей жизни, боль – это талант, призвание, дар, мне обидно видеть в ваших глазах другое - тоску и уныние. Мне так хочется, чтобы в моих картинах вы видели себя, видели себя без утайки, видели кто вы, кто вы есть, какие люди, так кто вы? Видя свое отражение, вы видите то, что хотите видеть, почему объективный взгляд художника, вам не интересен и ядовит для вас? Так что плохого в голой правде, объективности? Да, я смотрю, что вы не любите критику? Да? А жаль... Критика, это движение вперед, критика это снова оценка своих возможностей и развитие. Лишь обида закрывает новые двери и возможности. Вам не нравится, как я рисую? Вы обидчивы? Так почему же вы просите нарисовать вас снова и снова, зачем вам лишние траты времени и сил? Меняйтесь! О господи, я не хочу вас учить, вы просто не хотите меня слушать и слышать. Картина – это зеркало. Ваше зеркало. Наше отражения, действия и поступки – зеркало нашей души, про себя решила Настя. Занятия проходили в неформальной обстановке, по особенному, и Насте признаюсь, было особенно приятно на них учиться, очень запоминающимися были занятия по портретному искусству. «Портретисты! Глаза, смотрите в глаза!» - учил старый мастеровитый педагог-художник, - только там можно прочитать истинный смысл отражения души. Ведь недаром говорят – глаза зеркало души. Только взгляд может сказать то, что накипело в душе человека, то чем живет и чувствует человек. Сделайте так, что бы живое на картине стало живым в душе человека, отобразите это в своих полотнах. Дерзайте, молодость кипуча и горяча, не упустите свой шанс! И Настя старалась не упустить. Она его не могла отпустить. Каждый день, каждую минуту она приближалась к своей мечте. Мечта стала для нее смыслом жизни, вошла алой струей в кровь, каждый раз она оттачивала своей талант великого художника – каждый раз училась, чему-то новому у педагогов и именитых мастеров. От них она узнала про знаменитые выставки Парижа, Берлина *** и внутренне решила, что так и будет и она обязательно посетит эти выставки и увидит полотна великих мастеров. Стараясь совершенствоваться, Настя вершину своего искусства оттачивала в портретах. Все свои заработанные деньги Настя тратила тут же на краски и холсты и как искупленная продолжала рисовать. Для Насти не творить было равносильно самоубийству, проще убить себя, чем сдаться. Репин, Серов, Брюллов, Левицкий, Сержант– все внутри перед глазами, все живое, у каждого выделила главное, выделила свое, что-то добавила, что-то исправила, задумалась, заглянула в свой внутренний мир, свое мировоззрение и сотворила. И так по новой, развивая и вырабатывая свой талант. Минуя время и пространство, Настя шаг за шагом двигалась к своей мечте, грош же цена великим людям рассуждала Настя – если они одиноки и некому не нужны. Сколько же на свете примеров брошенных и одиноких людей, но есть же великие и семейные! К этому времени Настя была уже знаменитой художницей, ее работы висели на выставках в московских салонах и известные рауты не обходились без ее присутствия. Настя работала – очень долго, упорно и трудолюбиво, стараясь даже каждую халтуру превратить в настоящее произведение искусства, это в целом сказалось на ее характере, появилась вспыльчивость и нервозность, с которыми Настя старалась бороться. Но халтура нужна была ей для того чтобы худо бедно существовать. Пора было задуматься о делах насущных и житейских. Она вышла замуж, за порядочного, верного и сильного человека, известного художника. Одна голова хорошо – две еще лучше рассуждала Настя, найдя в муже верного соратника, защитника и друга. Скромность, скромностью и вот уже скоро на свет появились двое замечательных мальчишек – Сева и Володя. Однако семейная жизнь быт и уклад не могли помешать Настиной мечте, скорее наоборот семья, дети зажгли в ней новый творческий огонь, открыли новые дарования. Она с огромным желанием села за этюдник и творила, творила. Из под кисти мастера выходили замечательные полотна. Скоро она потеряла счет написанным картинам. Ставить полотна уже было некуда и супруги уже подумывали приобретать свою выставочную галерею, когда пришло приглашение на серьезную именитую выставку портретистов в Праге. Эмоциям и чувствам Насти не было предела. Это первый шаг – первый шажок к успеху и так шаг за шагом, раз за разом...Так как мечтала. Вена, Вашингтон, Венеция, - Настины работы вызывают чувства и заставляют людей задумываться. Крикливые газеты расхваливают ее таланты, критики исступленно кричат – кто-то нахваливает, кто-то разбрасывает яд. Но слава для Насти это далеко не главное, она очень коварная и приходящая дама, Настя поняла это со своим первым рисунком далеко в детстве. И вот кажется надо сделать последний шаг. Шагнуть – не задумываясь.Сегодня, прохладный осенний день, Максим Ионыча уже давно нет в живых, на площади тихо и прохладно. Ветер с легкостью обдувает Настины волосы. На душе хорошо и приятно. Сегодня особый, торжественный день. Особый день. Кажется все живое кричит и приветствует сегодня Настю: птицы, деревья - воздух намагничен – Bravo! Vivat! Salut, Настя! Внутри слышаться бабушкины слова – Умница! Умница! Молодец! Сегодня первый день открытия выставки в Лувре. Настиной выставки...
Свидетельство о публикации №211051401298