Фамильный сюрприз

Моему однофамильцу - Плохову Игорю Владимировичу (доктору технических наук, профессору, проректору Псковского государственного политехнического института), проявившему внимание к моей работе на сайте.

В детстве я смущалась, когда меня спрашивали: как твоя фамилия? А зря! На Руси существовали, да и до нашего времени дошли подобные фамилии: Нехорошев, Хитрово, Дурново и т.д. Оказывается, их давали во времена язычества (!) дабы обмануть нечистую силу, чтобы она отступилась от данного рода. В первую очередь фамилии, или точнее, «родовые прозвания» появились у людей знатных — князей, бояр, богатых купцов.
Вопросами возникновения фамилий занимается интересная наука - антропонимия, которая относится к области русского языкознания.

Приступая к составлению родословной московской ветви нашей фамилии, я одновременно искала истоки её возникновения.
Родословную я составила до 10-го колена – с 1745 года по настоящее время – и остановилась перед дверями  Архива древних актов.  Без знания старославянского языка такую работу не осилить. В данном случае можно обратиться к специалистам.

Однако мне удалось выяснить самые первые родовые прозвища, время их возникновения и род, в котором появилось имя (прозвище) «Плохой»!
А произошло это чудесным образом. В одном древнем монастыре работала моя родственница, и она откопала в его архиве уникальные сведения, которые помогли мне выстроить линию того рода, где впервые прозвучало это имя.
 
Надо заметить, что фамилия Плоховых не такая уж редкая, и тем более не означает, что все её представители имеют общий корень – относятся к одному роду. Хотя в Москве в 1901 году по справочнику «Вся Москва», страница 341, числился только один Плохов И.И. – мой прадед Иван Иванович, в настоящее время, судя по московскому телефонному справочнику,  проживает 135 мне не знакомых семейств. А в Поволжье,  в Сибири,  на Урале, да и по всей России, – и того больше. 
О своих фамильных (не семейных) изысканиях я ещё расскажу.

А пока хочу представить свою находку в этом направлении. Думаю,  будет интересно любому читателю узнать, как работал над образами романа «Война и мир» Лев Толстой, а однофамильцам - встретить в сохранившихся рукописях писателя фамилию «Плоховы».

Привожу маленький отрывок из большой работы крупных учёных, Г.В. Краснова и Н.М. Фортунатова, - «Комментарии» к роману Льва Толстого «Война и мир».
(Собрание сочинений в 22-х томах, М.  «Художественная литература», 1981, Том седьмой, с. 367).

«Воссоздавая быт и характерные типы эпохи конца XVIII начала XIX века, Толстой пользовался также и семейными преданиями, архивными материалами одного из стариннейших родов, к которому принадлежал (графов Толстых — по отцовской и князей Волконских — по материнской линии).
 В особенности это давало себя знать в обрисовке старшего поколения Ростовых и Болконских. Ростовы сначала так и назывались в черновиках — Толстые (затем Простые, Плоховы). Старый князь Болконский в рукописях был назван Волконским, как и его сын Андрей. На некоторые конкретные прототипы указал сам Толстой: М. Д. Ахросимова — А. Д. Офросимова, Васька Денисов— Д. В. Давыдов («Несколько слов по поводу книги «Война и мир»).

Толстой говорил о том, что у него в «Войне и мире» есть лица, «списанные с живых людей», что он «часто пишет с натуры»: «Прежде даже и фамилии героев писал в черновых работах настоящие, чтобы яснее представлять себе то лицо, с которого я писал. И переменял фамилии, уже заканчивая отделку рассказа»*.

-----------------
* Г. А. Русанов. Поездка в Ясную Поляну 24—25 августа 1883 г.— В кн.: «Толстовский ежегодник. 1912 г.». М., 1912, с. 59; Алексей Мошин. Ясная Поляна и Васильевка. СПб., 1904, с. 29.


Рецензии
Удивительно, что возможно проследить свой род так далеко вглубь. Что сохранились архивы.
Спасибо, Александра, за интересный рассказ. Не знала, что такие фамилии идут от языческих традиций.
Мою прабабушку звали в девичестве Бякова Дарья Михайловна. Папа предполагал, он тоже интересовлся происхождением фамилии своей бабушки, что она изменённая от Бекова. Но вот теперь мне правильной кажется Ваша версия.
С уважнием,

Елена Бусыгина   27.10.2016 22:23     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.