Клаасическая культура Вьетнама повседневная жизнь

7.Повседневная жизнь феодального Вьетнама.

Быт крестьян. – Жилище зажиточного человека. – Сады. – Одежда. – Семья. – Дети. – Образование. – Верования. – Театр. – Снаряжение военных


Средневековый Вьетнам был феодальным государством, основу хозяйства которого составляло поливное рисоводство. Большинство населения составляли крестьяне. Они жили в хижинах из плетеного  бамбука, покрытых рисовой соломой. Со своих полей в год крестьяне снимали два урожая. Сначала сильно увлажненное поле вспахивалось деревянной сохой, которую тащил буйвол. Затем поля заливались водой и высаживалась рассада. Иногда на рисовых полях разводилась рыба. Кроме риса вьетнамцы выращивали бататы, бобы, сладкий тростник, бананы, персики, сливы, мандариновые деревья и кокосовые пальмы. Вьетнамские крестьяне носили хлопковую одежду, штаны и рубашку с разрезами по бокам, травяные плащи и плетеные конические шляпы.
Богатые люди жили в деревянных домах с галереями. Покрытые черепицей крыши далеко выходили за стены и создавали тень. Внутри дома царил полумрак, свет падал из окон, расположенных под крышей. Окна закрывались бамбуковыми ставнями. Внутреннюю обстановку составляли циновки, створчатые ширмы, сундуки, маленькие столики. Центром дома был алтарь с курильницами и табличками с именами предков. Там же расставляли самую красивую керамику, вешали картины. Картины писались на бумаге. Часто изображения заменяли написанные пожелания.  Например, изображение тыквы для хранения вина и сумки для книг означало пожелание достатка и богатства, персика – долголетия, граната – многочисленного потомства. При Нгуенах простым людям запрещалось держать в доме картины с изображением четырех времен года. На таких свитках весну символизировали персик и птица, лето – лотос и утка, осень – хризантема и мотылек, зиму – сосна и журавль (косуля). [7, с. 9, 75]
В домах имелись особые сундучки для хранения передававшихся по наследству талисманов из слоновой кости. Признаком благополучия служил ковер из привозной шерсти.
Со времен династии Ли вокруг дома разбивался сад с прудами, беседками, мостиками, деревьями. В садах растили сосну, бамбук, абрикос, персик. Между ними располагали живописные каменные глыбы. Изысканным развлечением считалось любование по осени хризантемами в компании друзей, сопровождаемое сочинением стихов и питьем вина. Тот, кто не мог позволить себе сад в натуральную величину, обзаводился карликовым садиком «нон бо». В таком садике обязательно устраивались маленькие горы и пруды. Роль деревьев исполняли карликовые сосны, абрикосы, алоэ, а травы – мхи. Пейзаж оживлялся фаянсовыми фигурками, изображающими буддийских или даосских святых, героев китайских классических произведений. [7, с. 149 – 151]
Знатные люди носили одежду из шелка и парчи. Их привилегией было пользование цветными зонтами. При Нгуенах тем, кто не принадлежал к аристократии, было запрещено ношение обуви, строительство многоэтажных домов сложной планировки. Им разрешалось ношение одежды из шелковых оческов белого, черного и коричневого цвета. [7, с. 75]
В древности во Вьетнаме после свадьбы невеста жила у родителей и лишь через несколько лет уходила в дом мужа. Со временем утвердился конфуцианский тип семьи. Мужчина мог иметь старшую и младшую жен, наложниц. Они вели затворнический образ жизни на женской половине дома. От детей и младших членов семьи ожидалось полное повиновение. В брак они вступали по желанию родных.
Имя ребенку давалось со смыслом. Слабого ребенка называли Кыонг – Сила, чтобы имя помогло ему вырасти здоровым. Желая, чтобы дитя было богатым, родные называли его Кук – Золото. Девочки могли получить красивые имена: Ми Хуа – Прекрасный Цветок, Ким Ань – Золотая Птица, Ким Кук – Золотая Хризантема, Фыонг Нга – Далекая Луна.
Обучение детей шло по китайскому образцу. Мальчики учились писать, читать, китайскому языку. Затем они переходили к изучению книг конфуцианского канона, стихосложения. Существовали государственные школы. Дети знати могли получить образование в привилегированных училищах столицы. Общины сами приглашали ученых – конфуцианцев для обучения детей грамоте. Первое высшее учебное заведение, Школа сынов отечества, появилось в XV веке. При нем были жилые помещения для студентов и большая библиотека.
 Закончив образование, молодой человек пытался сдать экзамен на чин, чтобы получить место при дворе или на государственной службе. На старинных гравюрах часто изображается возвращение победителя, сдавшего государственные экзамены. Он едет либо в паланкине, закрепленном на спине слона, либо в паланкине, который несут слуги. В первом случае паланкин имеет вид домика с занавесками, во втором – плоской крыши и гамаком под ней. Он одет в желтую одежду. Свита несет знаки ученого достоинства – пальмовые ветви, зонт, опахало. У дома юношу встречают родные с угощением и слуги с музыкальными инструментами. По возвращении устраивался пир с свининой, овощами и пальмовым вином. В богатых семьях образование могли получить и женщины. Среди вьетнамцев были распространены анимистические верования. Крестьяне верили в Духа дождя – дракона, Духа риса – старца, который являлся веселым к неурожаю и истощенным – к изобилию.[5, с. 374 – 375] Духу – покровителю общины поклонялись в дине – большом общинном доме, где также справлялись праздники и решались важные для всей деревни вопросы. Поминальный храм предков назывался ден. Он мог быть большим и иметь внутри деревянные изображения, а мог иметь вид маленького домика на столбе с именной табличкой внутри. Дены возводились в честь героев и замечательных людей. Считалось, что они помогают стране и любому обратившемуся к ним даже после своей смерти. Поминальных храмов удостоились небесные заступницы за Вьетнам сестры Чынг, верный и правдивый военачальник Ле Фунг Хиеу, служивший государям Ли Тхай То и Ли Тхай Тонгу, верная жена – тямская принцесса Ми Е и другие.
В буддийских храмах верующие молились Буддам, милосердной защитнице всех несчастных Куан – ам, Де Тхитю (Индре), Фан Тхиену (Брахме). Поклонялись Конфуцию и даосским святым. Даосских монахов приглашали в дом  в случае болезни, но с XV в., в связи с усилением конфуцианства, даосов стали преследовать, а придворным  запретили даже разговаривать с ними.
Торговля, ремесло, любой физический труд считались низменными занятиями. В эпоху Ле, человек, имевший среди предков актера, не допускался к государственным экзаменам. На севере Вьетнама существовал театр -  «тео». Его пьесы представляли собой пересказы поэм – романов. Актеры говорили образной речью, пели и танцевали. Также во Вьетнаме был уникальный театр на воде, о существовании которого было известно еще около тысячи лет назад. Актеры скрывались за ширмой и управляли куклами с помощью приспособлений из бамбуковых шестов.
Средневековая армия Вьетнама состояла из пехоты, конницы, боевых слонов и флота. Призыв в армию производился из крестьян. В мирное время военные части по очереди направлялись на сельскохозяйственные работы в деревню с целью обеспечения себя продовольствием. Члены королевской семьи имели собственные войска из зависимых людей. При Чанах возникло военное училище, где дети знати могли выучиться на офицеров. В результате реформ Хо Куи Ли во вьетнамской армии появились большие корабли, гребцы которых были скрыты в трюме. Хо Нгуен Чынг создал огнестрельное оружие, состоявшее из нескольких стволов разных калибров. [3, с. 153] Государь Ле Тхай Тонг сделал армию полностью государственной. Простые воины были одеты в рубахи ниже колен и конические шлемы. Знатные воины носили рогатые шлемы, носорожьи панцири, латы. Дворцовая стража носила при ранних Ле особое клеймо на теле, а при государях Ли – татуировки на груди и ноге. Оружием служили копья, мечи, луки со стрелами. Из боевых животных использовались кони и слоны, из осадных устройств – катапульты, бросавшие каменные ядра.


Рецензии