И почему так?

25 лет жизни прошло в Казахстане.  Четверть века. Приехали туда из Якутии.  В маленьком поселке  Якутии жила моя старшая  сестра. Сестра, ее муж и ее дочь. Поселок промышленный по добыче алмазов. Пригласила меня к себе. А я в то время училась в торгово-кооперативном техникуме  в Петропаловске-Камчатском.  Молодая,  легка на подъем. Впереди целая жизнь. Быстренько собралась и вперед! Приехала просто погостить. А вместо этого решила остаться, устроиться на работу. От принятия решения, до его исполнения – один шаг!
  Приняли меня на работу в ОРС в столовую калькулятором. Столовая круглосуточная. Обслуживает водителей дальнобойщиков (зимника) как у нас говорили. Мне тогда было 19 лет. Работа интересная и для меня совершенно новая. Целыми днями я сидела и изучала калькуляции, технологию приготовления пищи. Вначале составление новых калькуляций  давалось мне с трудом, но со временем я освоилась и уже через месяц никакая калькуляция не вызывала у меня трудностей. Коллектив столовой небольшой. Да мне и некогда было с ними  отвлекаться на разговоры. Меня никто не  задевал и я тоже  ни с кем не конфликтовала.
 Через месяц, полностью освоив калькуляции, я  вдруг  обнаружила в своих должностных инструкциях невыполняемые мной еще кое какие обязанности. Я должна была проверять закладки продуктов в приготовлении еды, качество их, весовые содержания порций, и еще много что. Девушка я была очень ответственная. Добросовестная,  по отношению к своим обязанностям и поэтому тут же приступила к ним.  Осталась после работы, что бы проверить закладки  продуктов в супы для ночных посетителей. Какого - же было мое удивление, когда при закладке был недовес не то, что небольшой, а очень большой.  На второй день после подсчета недоложений в денежном варианте, я  просто ужаснулась! Со своими расчетами я быстренько отправилась к заведующей столовой.
- Не лезь, куда тебя не просят! – был ее ответ.
- А как же мне работать. Как мне выполнять все мои должностные обязанности?
- Вот как работала до этого, так и продолжай!
Ну, ничего себе!  Но я так не могу!
В моей семье мы все росли в исключительной порядочности.  Украсть, обмануть, схитрить, поступить по отношению к другим плохо – было совершенно неприемлемо для нас.
А в этой столовой я оказалась прямо в центре обмана, воровства, подлогов. Целый месяц , уткнувшись носом в свои калькуляции я не видела ничего вокруг. А сейчас в один момент  вдруг пелена спала с моих очей!
Свежие яйца через нашу столовую должны были распределять по детским садам, по одному яйцу  в день на ребенка. Что такое север Якутии , и что такое свежие яйца для детей?  Мы там ничего свежего не видели  и не ели.
Фактическое распределение яиц было между  зав. садиками, зав. столовой и руководством ОРСа, для их личного потребления. То же самое происходило и с другими  продуктами, предназначенными для детей. И каждый день работы приносил мне все новые и новые подробности  советского образа жизни.
 Нет! Такое оказалось не по мне!
Но куда мне обратиться?  Я не понимала, что я – это совершенно ничто! От меня ничего не зависит. И поэтому пошла к начальнику ОРСа  со всеми своими  проблемами.
  Меня бы просто выгнали, по хорошему с работы, НО!  Мой родственник работал в Москве на довольно большой должности. И просто уволить с работы меня было неосмотрительно.
 А я приняла твердое решение – воевать! Не знала с кем, как, каким образом, но воевать однозначно!
Первым делом пошла в сан.эпидстанцию.  В столовой было столько тараканов, что они плавали и в супах и варились в кашах,  лежали в солонках и т.д. По моему заявлению столовую закрыли на два дня, для санитарной обработки.
Ох, мне и досталось от заведующей!  Она приказала на кухню меня не пускать. Я имела право находиться только у себя в кабинете.
А в личной жизни в это время у меня началась  любовь!  Бурная и скоротечная. От знакомства до женитьбы – около двух месяцев. И муж мой, будущий, просто ненавидел всей своей душой  организацию, которая называется  ОРСом.  Он, так же как и я,  на дух не выносил  душевной нечистоплотности.
Я ему ничего не рассказывала про свои проблемы на работе. У него своя работа доставляла не менее проблем. Поэтому  свои беды я держала при себе.
  В один из дней, меня остановил рабочий контроль ( были у нас такие в свое время), когда я возвращалась с работы и попросили открыть  сумку.
- Да, ради бога! – ответила я и раскрыла свою сумку.
А там лежит кусок  сырого мяса. Как он там оказался – ума не приложу.
Повели меня в милицию. Украла!.
Мне и невдомек, что со мной начали расправляться. Я была твердо уверена, что кто - то ошибся и положил этот кусок в мою сумку случайно. Не привыкла думать о людях плохо, даже тогда, когда факт очевиден.
Но мой ангел – хранитель всегда мне  помогает. Помог и на этот раз. В милиции в это время был  тоже мой родственник. Он там работал после окончания юридического института. Я ему все рассказала. И так же получила от него совет – не лезь не в свое дело. Он меня отправил домой без неприятных последствий.
Вот теперь - то уж я все рассказала своему молодому мужу.
-Увольняйся! – был категорический приказ.
-Ну, уж нет! Так просто я сама не уволюсь!
- Значит посадят!
- За что?
- Найдут за что. Тем более, что попытка первая уже была.

Нас, рядовых работников ОРСа, часто отправляли на ревизии в другие торговые точки. Старшая ревизор и ее помощница. В очередной раз меня отправили помощницей при бухгалтере ОРСа сделать ревизию в магазин.
К документам меня не допустили, так как слава обо мне уже достигла всех торговых точек. Поэтому я просто сидела рядом с бухгалтером. Она с заведующей магазином считает, пишет, заполняет бланки. А я  рядом скучаю.
- Что - то у вас позиция… не сходится,-  медленно, растягивая слова, говорит бухгалтер.
- Вы знаете, у нас есть такие конфеты хорошие, свежие, дорогие, - забегала вокруг нее зав.магазином. - Вам, случайно не надо?
- Положите в сумочку. Так же медленно и монотонно ответила ревизорша. И сразу с позицией стало все в порядке.
И в ее сумочку посыпались конфеты.
Через какое - то время опять  очередная позиция не совпала наличием и по документам.
А в сумочку улетели какие то банки. Затем еще позиции и еще, что - то  положили в сумочку.  Итог ревизии был хороший. Ни недостачи, ни излишков. Все в полном ажуре.
Только бухгалтер после этой ревизии свою сумочку уже поднять не могла. Пришлось домой ее везти на машине.
 А я, придя домой, не могла понять смысла ревизии. Зачем мы ее делали?  И зачем вообще они нужны?
Зачастую  меня вызывали в бухгалтерию ОРСа, для помощи бухгалтерам. Я  проверяла накладные, делала сверки. Занималась тем, что не успевали  делать рядовые работники отдела. И в очередной раз  мне дали задание составить баланс за отчетный период. А для меня это – темный лес! Вот так, прямо сразу и баланс! Срок два дня. Не успею – уволят.
Три копейки зависли. Ну не могу их найти и все! Вот беда. Не хватило несколько часов. Ведь все равно нашла бы!
Я подозреваю, что весь ОРС кричал УРА! Есть причина уволить нерадивого работника. Что поскорее и сделали. В этом ОРСе я проработала ровно два  месяца. Но больше всех был рад моему увольнению мой молодой муж.
- Давай мы с тобой договоримся, что больше никогда в жизни ты не пойдешь работать в торговлю.
- Хорошо! Я тебе обещаю! В торговлю я никогда работать больше не пойду.
На второй день после моего триумфального увольнения  работницы   уже такой «родной» столовой принесли мне подарок. Коробку с набором посуды. Чайный сервиз. Купить такой просто так в магазине невозможно. Но мы ведь ОРС! Я так и не поняла, за что мне принесли этот подарок. За то, что ушла,  наконец то,  и от радости они скинулись. Или, что бы я сильно не переживала. Или, чтобы не возникала  шибко сильно.
Через полгодика мы уехали в Казахстан, на Родину моего мужа. А коробку с посудой я так и не открыла. Оставила ее в своей северной квартире будущим жильцам.

25 лет прожили в Казахстане. Обещание, данное своему мужу, не работать в сфере торговли я старалась сдержать. Но пришлось поменять специальность. Закончила Архитектурно- строительный институт. Работала и с ураном и  на шахте и экономистом.
В 45 лет уже пенсия. Но жить как - то надо. Дети, дочь маленькая  А счастливая наша жизнь накрылась медным тазом.  Нет, работа была, но денег за нее перестали платить. Один год без зарплаты, второй, третий. Уже нет не то, что денег, нет и воды, эл.энергии, тепла зимой в домах.
- Ничего скоро побежите к себе в Россию, слышали мы уже постоянно себе вслед радостные крики местных жителей.
А куда бежать?  Только опять в Якутию?  И опять сестра приглашает нас туда. Тем более все там хорошо знакомо. А  многие так и работают до сих пор на своих местах.
Думали о переезде недолго, получили письмо от сестры и поехали. Оставили все. Только взяли чемоданы с  необходимыми вещами.
 Сестра со своей семьей всю жизнь проработала в Якутии и брат после армии там же. Встретили нас хорошо. Мужа  помнили, ценили.  Родные помогли и с жильем и с работой мужу. А мне предложили пойти  поработать снова в ОРС.
Первая моя работа  начиналась там, неужели и последняя  будет в этом же месте?
Начальство сменилось. Люди многие поменялись.  Все - таки прошло столько лет.
  А почему бы и нет? Мне уже и самой интересно . Изменилось ли что нибудь в сфере торговли в  не  в советское время?  В магазинах все есть. Слово ДЕФИЦИТ уже не актуально. Под прилавками ничего не прячут. И , наверно, торговля стала более честная?
Новый начальник ОРСа предложил мне должность заведующей столовой. Столовой  рабочей.
- А вы не боитесь меня брать на работу с моим строительным дипломом? Спросила я его.
- Лишь бы вам не страшно было , -ответил он мне со смехом.
Вот времена пошли, можно не обязательно иметь  торговое образование, для работы заведующей столовой!

Но, боже мой! Двадцати пяти лет,  как и не бывало! Все - то же самое!  Один в один! Только яиц  уже в продажи сколько хочешь!  Эх, русский человек! Ни время, ни смена политического строя его не изменит. Что же надо сделать для того, чтобы русский человек стал нетерпимым к обману, воровству, непорядочности?
Как и первая моя работа продлилась всего два месяца, так и последняя тоже день в день два месяца. Но если в первый раз я очень переживала, то последнее мое увольнение ( по собственному желанию) приняла уже с грустным юмором.


Рецензии