Альберто Моравиа. Равнодушные
Только шляпной болванке подходит любая шляпка. Её безликость допускает возможность любого лица. Лицо без черт, примет и выражения идеально подходит к любой маскарадной мимике. Гримм рисует на нём попеременно, стирая как губкой с доски, всю азбуку актёрской физиогномистики. Ему даже не надо играть – играет воображенье смотрящего. Какое угодно движенье души с одинаковой достоверностью, потому что всё равно какое, потому что отправная точка – равнодушие.
И всё бы так и было, и ни к чему, казалось бы, так мучится, не имей равнодушие этого юноши сильной примеси отвращения. Отнюдь не кристально прозрачное, оно замутилось каким-то подобием илистой взвеси. И вот ему становится противно, его самого мутит. Он пробует рвотное средство – самокопание, давится пальцами, откашливается, плюётся, но его нутряные спазмы, как выстрелы из незаряженного пистолета, не достигают цели. Ему по-прежнему противно, его по-прежнему бесплодно поташнивает. Тепловатая Лаодикийская жижица равнодушия. Он её уже проглотил, остаётся усвоить и переварить. Он непременно должен пройти этот обряд инициации. Научиться маскировать своё равнодушие под приличные случаю чувства. Но почему же у него ничего не получается!? Потому что он не достаточно равнодушен.
Свидетельство о публикации №211051400546