Гяран - сын волшебника Хаддама. Глава 1

               

           Жил на свете волшебник Хаддам и был у него единственный сын по имени Гяран. И вот однажды настало время, когда отец позвал сына к себе и сказал:«Сын мой, как мне не жаль с тобой расставаться, но это нам надо будет сделать. Мы, волшебники, должны знать людей лучше, чем они знают себя сами.  Для этого нам надо прожить хотя бы одну человеческую жизнь». Гяран был послушным, умным сыном и, хотя он не испытывал особого желания к большим переменам, но согласился на это.
           Хаддам, глядя на сына, добавил: «Я познавал жизнь людей в трёх обличьях: торговца вином, воина и повара. Особенно последний образ мне доставил много душевной и физической боли. Скажу тебе, это был не совсем удачный выбор, так как я испытал при этом массу унижений, а к концу этой поварской жизни так растолстел, что усмешки и злословия до сей поры звучат у меня в ушах. Но тебе, мой сын, я уже присмотрел облик достойный».
Хаддам немного задумался и сказал Гярану: «Как только жизнь молодого шаха Амадха сама по себе догорит, как ночная свеча, я сделаю так, что ты в его облике, с его именем продолжишь человеческую жизнь и познаешь то, чего выпадет на твою долю. Но смотри, тебе придется пройти через многое. Я буду как бы рядом с тобой, но другие силы не всегда мне позволят быть с тобой вместе. Если я смогу тебе чем-нибудь помочь, я всегда буду готов это сделать. Но знай, силы добра сильны, хотя и силы зла тоже имеют свою мощь». Гяран выслушал внимательно отца и спросил: «А я буду видеть тебя, что ты рядом?» «Видеть иногда и будешь, но в той жизни ты меня не вспомнишь. Мы с тобой встретимся обязательно, но это произойдёт намного позже».
          А в это время молодой шах Амадх правил своей маленькой страной по своему усмотрению. Походов он никаких не совершал и жил в своё удовольствие. Такой его подход к государственным делам многим из его окружения не нравился. Зрел заговор. Однажды, под предлогом охоты, Амадха и его свиту заманили в засаду. Перебили их всех, а смертельно раненого шаха доставили во дворец, заранее зная, что он от таких ран не оправится. И если бы не волшебник Хаддам так бы всё и произошло. Но каково было удивление заговорщиков, когда они утром вдруг обнаружили ожившего шейха. И настолько это было неожиданным, что два главных из них тут же упали замертво. Всё это внесло испуг и замешательство среди заговорщиков. Ошеломленные они поутихли, затаились, а затем под разными предлогами, боясь расправы, покинули страну.
          Во дворце всё еще не могли прийти в себя от этих событий, заметно бросалось в глаза придворным, что шах не узнавал их, плохо ориентировался во дворце. Как будто это был совсем другой человек. Но они находили объяснение этим его странностям, потому как все видели, в каком состоянии его привезли с охоты.
          Шло время и Амадх, то есть Гяран, уже многих знал и хорошо чувствовал ту обстановку, в которую он попал по воле своего отца волшебника Хаддама.Прошло пять лет. Гяран в облике Амадха продолжал укреплять своё государство, оно стало одним из самых обширных и богатых. Военные походы совершались почти каждый год. Волшебник Хаддам внимательно следил за сыном и был, конечно, доволен, как мудро и умело он управляет страной, как он хорошо вошёл в образ  шаха. Но Хаддама не покидало чувство беспокойства за сына. Всё время он ожидал, что вот-вот злая сила настигнет Гярана, что-то подсказывало ему, что его сын уже на примете у его противников. Но он был готов к этой борьбе. Так было всегда, когда будущего волшебника добра перевоплощали в человеческий образ. Он становился  уязвимым для чёрной силы, которая боролась за него, старалась этого момента не упустить.
          А в это время во дворце шли сборы молодого шаха Амадха в соседнее ханство Балистан. Он собрался навестить дочь правителя Алмабада, прекрасную Гюльшари, о красоте которой был наслышан от своих подданных. Повод для посещения тоже был найден: необходим был военный союз с Балистаном для ведения общих походов.Амадх решил про себя, если действительно Гюльшари ему придётся по душе, он непременно возьмёт её в жёны.
         На следующий день рано утром шах Амадх с небольшим отрядом двинулся в путь. Долго они были в пути, но вот показались сторожевые башенки стен великого города Алмабада, столицы Балистана. Здесь жила прекрасная Гюльшари. Гостей встретили хорошо, устроили на следующий день званый приём. Ели, пили, веселились, присматривались друг к другу. Отец красавицы много говорил о дружбе двух народов, о взаимных интересах. Всё было бы хорошо и жить бы молодому шаху с Гюльшари, если бы не увидел одну из её подруг, а как приметил её, так и голову потерял. Смотрит Амадх на Гюльшари, а видит её подругу. На кого он не глянет из девушек, всё равно видит только Русудан.
         Тогда пошёл он за советом к своему визирю Мефресу и говорит: «Всё понимаю я, если возьму в жёны Гюлъшари, то и государство своё укреплю, а всё равно поделать ничего с собой не могу. Сколько мы покорили всяких народов? Сколько выиграли сражений и всё для того, чтобы  мы были могущественны! А сейчас я готов ради своей любви забыть обо всём. Посоветуй, что мне делать? Как поступить?»
Визирь не стал утруждать себя раздумьями и сказал: «Повелитель мой, возьми в жёны Гюльшари, а её подруга будет всегда при ней. Люби Русудан пока не охладеешь к ней. Я только тем и пробиваюсь в этих женских делах, а иначе никак нельзя. Не понравился Амадху такой ответ, не это он хотел услышать от своего хитрого Мефреса. Не захотел он следовать коварному совету визиря. Взял Русудан к себе и  по возвращении в Баград сыграли роскошную свадьбу. Конечно, тем самым настроил против себя правителя Алмабада. Отношения с Балистаном осложнились, о дружбе уже ни кто не вспоминал.А с Гюльшари его жизненная линия так и не пересеклась более. Хаддам всё это видел и только сожалел, что его Гяран – Амадх совершил непоправимую ошибку. «Лучше бы он взял в жёны дочь правителя Алмабада. Ему бы лучше было, да и его подданным тоже досталось бы меньше горя»,-подумал Хаддам. Глядя на всё это со своей волшебной высоты, он добавил: «Значит, кто-то меня уже успел опередить в этом событии».
          Много ли прошло времени или мало, но наступила пора рожать молодой жене шаха. В последнюю ночь пришел к ней Амадх и говорит: «Русудан, любимая моя, скоро ты родишь ребёнка, если это будет мальчик, то весна этого года будет самая счастливая в моей жизни, я буду всю жизнь благодарен тебе за это. Если будет девочка, то мы с тобой расстанемся даже, несмотря на то, что я тебя очень сильно люблю. Мне нужен мальчик и не после девочки, ибо в книге предсказаний сказано: «Да укрепит твоё царствие мальчик-первенец". Ничего не сказала Русудан, а только обняла его и поцеловала, а потом уже тихо добавила: «Всё будет у нас хорошо, не беспокойся, мой повелитель».
          Весна выдалась в этот год ранняя, тёплая. Множество цветов радовали глаз своим нарядом. На другое утро родила ему молодая жена мальчика. Русудан была уставшая, но счастливая. Она стала ещё красивее, чем прежде.  Все тоже радовались этому событию. И когда Амадх впервые увидел ребёнка, взял его в свои крепкие  руки, поцеловал, затем пал на колени и долго так стоял и шептал молитвы. Он благодарил Аллаха за этот подарок.
Через некоторое время стал Амадх готовить войско к походу на Балистан.И как только сборы были закончены, двинул свою армию на завоевание соседней страны.Как только узнали в Балистане о том, что на них движется огромное войско, собрали такое же. Недалеко от Алмабада произошло большое сражение, в котором не было ни победителей, ни побеждённых.
         Вернулся  Амадх в свою столицу  Баград, но не было радости на его челе: уже прошла его знаменитая конница, пешие воины, а повозки с ранеными всё шли и шли через главные ворота города. Стоны раненых и плач родных поглотили все звуки. Амадх спрыгнул с боевого коня и прошёл во дворец к своей жене. Прекраснейшая из прекрасных - Русудан с сыном на руках торопливо шла к нему на встречу. Служанки еле поспевали за ней. Амадх сразу же возрадовался, несмотря на то, что был утомлён тяжёлым походом. Битва, поход, раненые, усталость – всё куда-то отошло в сторону. Он взял одной рукой сына, а другой обнял свою любимую Русудан.
         Спустя месяц отпраздновали с большим торжеством  рождение сына. Имя ему дали Манмук. Прошёл год после неудачного похода. Бездействие начинало тяготить шаха. Вскоре Амадх снова стал готовить войско к походу на Балистан. Через два месяца  вновь произошла битва  и опять, как и в первый раз, в ней не было ни победителей, ни побеждённых. Ропот и недовольство прокатились по его непобедимой армии.
         Прибыл шах Амадх домой обозлённый неудачным походом. Он приказал позвать ему визиря и когда тот пришёл, спросил его: «Мефрес, что ты мне посоветуешь, ты уже прожил жизнь, может, знаешь, что я делаю не так, почему у меня нет больше побед?» Визирь подумал и ответил шаху:" Я уже советовал тебе, мой повелитель, чтобы взять Балистан, надо было взять в жёны дочь градоправителя Алмабада, а теперь я могу лишь посоветовать, собери наших мудрейших звездочётов и послушай, что они скажут".Так и сделал Амадх, собрал всех наимудрейших и сказал: «Кто скажет ему, как одолеть Балистан, того он озолотит, если же совет будет плох, мудрейший будет наказан».
         Три дня и три ночи в полном молчании сидели звездочёты и, наконец, один из них ответил Амадху: «Причина твоих неудач твой сын, по звёздам он должен покорить все соседние земли, а у тебя побед больше не будет. На нас, светлейший наш правитель, не гневайся, другие скажут то же самое. Предсказателей много и все они видят одно и тоже: тебе уже не сидеть на боевом коне». Амадх от таких слов привстал, но тут же опустился на ковёр. Почувствовало сердце шаха, что это была сущая правда.
         На удивление многих не стал Амадх гневаться на предсказателей, но и никого не озолотил. Отпустил их со словами: «Да будет на то воля Аллаха». С тех пор перестал шах вести войны, жил в мире и спокойствии. Государство прирастало торговлей, набирало мощь. И всё было бы хорошо, но сын Амадха рос хилым мальчиком. Манмука мог каждый обидеть да и обозвать тоже, а сил противостоять этому у него ни каких не было. Всё спасение, что сын шаха, а так бы ни за что ни про что извели бы его своими насмешками.
         Смотрел на него Амадх и всё более с каждым днем сомневался, что ему может дать такой слабенький наследник. Собрал он опять своих мудрецов и сказал им: «Кому же мне верить, если вы говорите, что сын мой будет властелином, а на самом деле он чахнет день ото дня? В чём же состоит ваше предсказание, если я вижу, как он сильно уступает во всём своим сверстникам? Так вскоре от наших земель ничего не останется».Задумались мудрецы над словами своего правителя. Долго переговаривались между собой. Затем самый старейший из них сказал: «Душа твоего сына находится под покровительством волшебника Хаддама, но за него так же борются и другие силы. Твоему мальчику сейчас тяжело и ничего здесь сделать нельзя, надо подождать, что будет дальше. Если Хаддам взял Манмука-Мирзу под свою защиту, наверное, и мальчику, и тебе будет только от этого лучше, потому как все знают Хаддама, как доброго волшебника». Они не могли даже допустить мысли, что их правитель - шах Амадх сын волшебника Хаддама.
«Так если он добрый, то почему мой сын такой хилый», — вскричал разгневанный Амадх и прогнал в сердцах мудрейших. Забыл и он сам, кто для него Хаддам, которому тоже была не безразлична судьба внука. Прогнать-то прогнал, но стала его одолевать мысль «не пойти ли ему к этому доброму волшебнику, да и самому всё подробно у него узнать о дальнейшей судьбе своего сына, своего государства". Знал он, что противостоять волшебнику не сможет, а по сему оделся в одежды дервиша взял несколько чуреков, воды и двинулся в путь на гору Али ибн Сабах, где, сказывали, обитает дух Хаддама.
           Много прошёл он дней, как вдруг предстала перед ним гора во всей своей красоте. Амадх только удивился, как же это он не мог видеть издали такую высокую гору. А её действительно не было видно, только холмы да леса.  Еще более удивился шах, когда увидел, сколько же цветов растёт на этой горе да какие они все разные. Каждый из них красив сам по себе. Посмотрел Амадх вокруг,  всё-то ему показалось здесь каким-то родным, знакомым и подумал: «Мне всё время кажется, что я уже здесь когда-то был, да и место это самое подходящее для доброго волшебника. А где же сам Хаддам? Если он такой могущественный, может он уже и видит меня? Поднимусь на вершину, а там или он меня, или я его увижу», — размышлял Амадх, поднимаясь всё выше и выше. И сам того не заметил, как оказался на вершине, полной запахов и красок. А на самой горе всё гораздо красивее, чем внизу. Цветов столько много, что и перечесть их невозможно и ,кажется, будто они о чём-то переговариваются между собой, благоухают, звенят ласково своими колокольчиками. Вдруг Амадх стал ощущать лёгкость в теле и в мыслях. Он стал замечать, что он становится, каким-то очень маленьким и ему от этого ощущения было хорошо. Ветер почему-то стал сильным, но ласковым. Он уже колыхал его всего своими мощными потоками, как бы убаюкивал. Тело его стало очень тонким, а голова напротив большой, но и в ней ощущалась всё та же лёгкость и только ветерок ласково трепал волосы на ней. Шах вдруг посмотрел на свои ноги, но их не было, был только тонкий качающийся стебелёк, а вместо головы был большой бутон георгина. До Амадха стали доноситься чьи-то восклицания, слова, разговоры. Он стал вертеть головой-бутоном, искал от кого могут исходить эти голоса. Кто ещё вдруг появился на этой горе? Но людей не было. Это цветы говорили и удивлялись, что кто-то к ним новенький пришел на их полянку. Теперь это был не ласковый звон колокольчиков, это говорили люди, и он их понимал: «Смотрите, смотрите, — кричал красный мак, — Еще один правдоискатель явился»! «А вы не обижайте его, сами-то тоже к волшебнику за тем же пришли», — заступилась за него красивая фиалка. Шах вдруг понял, что он стал цветком. «Но почему, кому это надо, чтобы я колыхался здесь на этой горе Али-ибн-Сабах?»- подумал он. Его размышления снова были нарушены разговорами других цветов. «А он не какая-то там ромашка или колокольчик, это георгин! Смотрите на него, у нас георгин появился!» «Неужели я действительно георгин?» — подумал шах.

                ( продолжение, главы: 2, 3, 4 )
                http://www.proza.ru/2018/03/08/1700
               
                1982г.


Рецензии