Страницы из дневника. Ожидания

               
                1970-й год

5 января

    Ровно через два месяца у меня должен родиться ребёнок. Открыла сегодня эту тетрадь - на записи от 11 июля лежит маленький старый календарик, дни с 1-го по 4-е февраля обведены в рамочку, а в адресной книжке лежит ещё высохшая веточка жёлтых цветов. В этом году они уже не пахнут. Что побудило меня тогда взять потихоньку эту веточку и увезти её из Москвы? Не знаю. Но я взяла, и никто не видел, и никто не знает об этом. То, что связано с ней, я никогда и никому не говорила, видимо, это – одно из того немногого, что принадлежит только мне.

                Помню тот холодный зимний, день, мы едем в метро,
                эти цветы,на мне жёлтый шарф, рваные сапоги,
                облезлый лисий  хвостик вместо воротника...  Помню
                всё, только вспоминается это, как далёкий и в то же
                время близкий прочитанный роман, где мне принадлежит
                главная роль.

                Но я не прощаюсь. Я не знаю, что будет со мной;
                Москва в пяти часах  езды. Поеду ли? Позвоню ли? Не
                знаю; но я не прощаюсь.



8 января

     Получила письмо от Саши. В своём последнем письме я была очень резка, и сейчас боюсь ответа. Надо ли было писать так? Время идёт, а я всё жду  понимания, и его всё нет… Я молчу, пытаюсь сохранить этот свой покой, сохранить то, что у меня сегодня есть; но всё-таки хочется большего, большего, и иногда я презираю себя  за то, что мирюсь с тем, что есть. Но ведь и есть немало. Есть то, о чём не смела и мечтать: прикосновения к родному и нежному телу;  любовь ко мне. Я вижу все сашины недостатки, но он так дорог мне, и, порой, я проникаюсь к нему трогательным сочувствием. Иногда хочется защитить, согреть его, а иногда – самой стать маленькой, беззащитной  и прижаться к нему,  найти ту силу, которая сможет меня защитить, и от этого я не буду чувствовать  одиночества.
    Нет того, что раньше называлось духовной близостью. Некоторое из того плохого, что вспоминается мне,  хочется назвать предательством; но имею ли я право? Этот вопрос всегда в тяжёлые моменты вставал передо мной, и то, что хотелось так назвать, я принимала со спокойной и горькой иронией.
Саша меня любит, хоть эта любовь кажется мне слишком до поры до времени или слишком для себя. Знаю одно: я боюсь потерять то, что у меня есть,  но и не хочу продолжать своё бесполезное молчание.

 Мой ребёнок! Ты уже существуешь, поддержи меня. Я хочу, чтобы ты был мальчиком, чтобы ты стал добрым и благородным человеком, чтобы, когда ты вырастешь, я смогла всё рассказать тебе. И ещё я хочу, чтобы ты любил и ценил женщин, никогда не позволял себе обижать их, чтобы ты любил музыку, театр, чувствовал искусство, интересовался литературой…
   Сегодня играла. Вечером смотрела третью серию «Войны и мира». Мне хотелось плакать. Настолько всё это близко мне! даже старый князь Балконский. Почему? Вероятно, всё-таки я – русская.  Бунин, оскорблённый собеседником, сказавшим, что он ничего не видел в этом романе, в порыве схватил со стола нож и чуть не бросился на него… и за это я тоже люблю этого  дорогого мне поэта.

10 января

Ребёнок должен родиться в марте (8 марта).  «Марточка будет», - сказала врач. Вчера много гуляла с отцом, была на воздухе, от этого, видимо, спала лучше. Сегодня на улицу не выходила. Очень сильный мороз.

13 января.

 Наконец получила ответ на моё письмо,  в котором писала, что с каждым нашим разговором, с течением времени, мне становится всё легче и легче уйти от мужа. Нужно ли было писать это? Наверное, всё-таки нужно. Почему не стремиться к лучшему, к высшему? На конверте моя девичья фамилия. Коротенькая записка без обращения. Вдруг набежали мысли о заповедях Господних, появился оттенок того настроения, что было тогда, ещё до знакомства с Сашей:  ожидание писем, безнадёжность и всё-таки надежды. Мне стала вдруг  понятна справедливость того, что, получив удар по одной щеке, иногда нужно и можно подставить другую, а в некоторых случаях так и делаешь не от того, что нужно, а от того, что иначе ты сам поступить не можешь, как будто кто-то Высший руководит тобой, и при этом не испытываешь чувства унижения, потому что страдаешь, а разве совместимо оскорбление или унижение со страданием?
  Зачем пришло это письмо, высокомерное, ледяное? Он «подумает» не о своих поступках, в них он, конечно, прав! а о нашем будущем… Зачем было это писать? Чтобы заставить беременную женщину ждать решения мужа?
А ведь как страстно я жаждала какого-то откровения, понимания, чтобы он возвысился надо мной, чтобы я могла пасть перед ним на колени и целовать со слезами его руки от переполняющей меня любви.
  Иногда я целую его руки; но меня не переполняют эти чувства, и нет щемящего и радостного облегчения, которого  я так жду, жду всё это время. Может ли он дать мне это? Вернее, смогу ли я добиться этого? И в чём тут причина: во мне ли? в нём? Раньше я думала: он не понимает меня,  моей жизни… разве, если бы он понял меня, не было бы так, как я хочу? И вот я разбилась, сломалась и теперь срослась, но уродливо, со шрамами.
  Что ж, я подожду. Сейчас я спокойна, только голова тяжёлая и болит, и всё тело стало каким-то не моим.

16 января

  Не спала всю ночь.  Мучает постоянная, изнуряющая изжога, от которой хочется кашлять и болят уши.
Утром отец уехал в Форос, в санаторий. В новом костюме он выглядел, как интеллигент, да ведь он и есть настоящий интеллигент с мягкими благородными чертами лица, добрыми голубыми глазами. Поцеловал меня на прощанье.

Вечером прибежала Ната, теперь мы живём в одном доме, она – выше этажом. Звонил Саша. Голос грустный, говорил тихо, просил не читать письмо, которое он мне послал.


Рецензии
Дмитрий,перечитала, еще раз эту главу. Она особенно волнует. Как точно переданы чувства женщины, её страх и сомнения.Я восхищаюсь вашим романом и жду продолжения.
Всех Вам благ, с уважением и теплом, Зинаида.

Зинаида Письман-Проза   01.07.2011 01:22     Заявить о нарушении
Cпасибо огромное, Зина. Не знаю, будет ли продолжение.

Дмитрий Ромашевский   03.07.2011 13:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.