Третья Неделя
1. ГАЗЕТА
1.1. Дежа вю
Попалась мне тут на глаза в ноябре прошлого года - как раз перед прошедшими выборами - одна газета. Местная, но вроде незнакомая. Впрочем, чему тут удивляться - перед выборами много газет появляется. Кто-то из них потом долго живет и радует нас свежей информацией из жизни соседнего подъезда, а кто-то засветится на месячишко богатыми цветными фотографиями и чинными статьями на тему, как все у нас в отдельно взятом районе хорошо и даже, может быть, вообще здорово (значит, бывшего главу района хвалят – и опять же значит, что он ее любезную и поддерживает, финансирует то есть). Или наоборот - как все у нас из рук вон плохо (значит, оппозиция явная и неявная изгаляется, и финансируют ее разные темные силы).
Вот, значит, промелькнули у меня в голове все эти мысли и мыслишки, и решил я любопытства для купить эту незнакомую газетку, чтобы почитать ее в «газельке», возвращаясь домой после благополучно закончившейся трудовой недели. Сознаюсь, и название газеты тут приятно срезонировало – «Неделей» она называлась, «Деловой неделей» нашего города. Начал я тут ее читать-почитывать, позевывать – скучноватой она мне, обывателю невинному, показалась – а потом отчего-то мучаться стал. Знаете, как при разгадывании кроссворда – вроде, знаешь слово и даже точно помнишь, с какой буквы оно начинается, а все слово целиком вспомнить все равно не можешь. Так и здесь, мучаться я стал оттого, что показалось мне, будто у меня синдром «дежа вю» проявился. Слышал я уже это название и читал, кажется. Только давно это было – не дни, не месяцы даже тому назад, а год, а, может быть, и вообще несколько.
И точно! БЫЛО уже такое название, была такая газета! И, самое странное, – не раз. И ТУТ Я ВСПОМНИЛ…
1.2. Вторая реанимация
Да, точно, была такая газета и называлась она так же – «Деловая неделя Сергиева Посада» (вариант другой: …почти так же – «Неделя Сергиева Посада»). И издатель у нее был один и тот же – Торгово-прмышленная палата Сергиева Посада. И появлялась и пропадала она, эта газета, как зомби, аж целых ТРИ РАЗА. Изначально - в далеком 1999 году – как раз месяцев за несколько до выборов главы района. И тихо умерла потом за ненадобностью после благополучного результата оных. Благополучного для тогдашнего главы. Выглядела она неплохо, добротно даже, но функцию, как не печально, несла одну – писать, как все у нас в районе ХОРОШО. Когда выборы показали, что большинство избирателей этот постулат усвоили, необходимость в ней естественным образом отпала. Тем более финансировалась она, как говорили, несколькими крупными предпринимателями района, которых глава собрал перед выборами и твердо «посоветовал» поддержать орган Торгово-промышленной палаты. Поддержали, куда было тогда деваться, но как только глава после выборов о ней забыл, то и предприниматели тут же забыли. Не нужна она им была, горемычным. Им бы налоги непомерные в срок заплатить, а тут еще один оброк…
А у палаты кишка (финансовая) тоже была тонка содержать полноценную газету – дело это дорогое, уж я-то знаю. Вот и почила в бозе неплохая в общем газета. В ПЕРВЫЙ РАЗ.
Но прошло время – и снова родилось, видно, у кого-то желание реанимировать газету. Опять появилась она в киосках «Роспечати». Но простые жители города ее не особенно брали, потому что писала она, в основном, об экономике – а это, согласитесь, не всем интересно. Не брали ее и предприниматели, потому что заняты они всегда сверх головы своей, куя собственное благополучие и обеспечивая работай тех, кому читать про все это, как я уже говорил, не шибко занятно. Вот и снова газета умерла. Все, кто ее знал, подумали уже, что НАСОВСЕМ. Но опять ошиблись. Ведь в декабре 2003 года нас вновь ожидали выборы – в том числе и главы района…
1.3. Третий инфаркт органа ТПП
И тут снова кто-то (догадайтесь, кто?) достал из широких штанин, по-видимому, районного бюджета какие-то средства, позвал свежего, правда, не очень компетентного хирурга, который и пришил Торгово-промышленной палате оторванный орган.
Газету реанимировали, как инфарктника, уже во второй раз. Правда, как гласит народная мудрость, в одну реку нельзя войти дважды. Старого главу пришитый орган, увы, не спас, - выборы он проиграл. И тут, само собой разумеется, газету хватил очередной – уже третий инфаркт! – она исчезла с газетных прилавков. А врачи говорят – и я им верю, что после третьего инфаркта уже практически трудно поправиться. Больной или умирает, или становится пожизненным инвалидом. То же происходит и с никому ненужными газетами.
И в этой связи хочется обратиться к тем, кто занимается этими антинаучными псевдо-медицинскими экспериментами. Ну, хватит, господа, дергать за хвост дохлую крысу. Что за забава?! Давайте уж откроем привычные страницы своих старых посадских газет и почитаем, что же они там пишут. И от этого будет гораздо больше пользы, чем тратить деньги на полумертвые газетки-однодневки…
2. ПАЛАТА
2.1. Административный ресурс
А теперь вернемся немного назад и поговорим о той организации, жизнь и смерть оторванного органа которой мы тут живописно расписали несколькими строками выше.
Во-первых, не нравится лично мне, как жителю города и налогоплательщику районного бюджета, что кто-то, не спросив моего мнения, позволяет тратить районный бюджет на свои предвыборные выкрутасы. А то, что газета «Неделя» использовалась только как одна из многочисленных предвыборных карт, не может вызывать сомнения, если посмотреть на те времена, когда она вдруг появлялась и умирала.
Да умеющий видеть – увидит!
Уж если хочешь выпускать предвыборную газету, то выпускай ее на свои кровные, как, например, это сделали нынешний глава района Упырев (газета «Хороший Вкус») или представители постоянной оппозиции старому главе Польский и Бондарь (газета «Зеркало Сергиева Посада»). Это, по крайней мере, честно.
Старый глава, последний представитель районной партийной элиты, жил и действовал по-другому. Не умел иначе. Да и не он один, к слову сказать. Это происходит практически везде на региональном и муниципальном уровне, когда люди, стоящие у кормила власти и не желающие никаким образом ее терять, используют любые способы и средства, чтобы порулить еще хотя бы один срок. Потому-то и так трудно с ними бороться. Вот это и называется: использовать административный ресурс. И он используется, уверяю вас, на полную катушку.
Тут вполне своевременно встает другой вопрос: а причем здесь ТПП Сергиева Посада, ведь это вроде бы вполне самостоятельная организация с собственными общественными и коммерческими целями. И которая поэтому не является органом, которому можно что-то приказать. Вот именно, вроде бы!
На самом же деле последние годы ТПП Сергиева Посада стала явным придатком недавно ушедшей районной администрации (того, как это произошло, мы коснемся чуть ниже).
Неумение вести собственные коммерческие дела (такое уж подбиралось туда руководство - догадайтесь, с чьей подачи?), вялость и нежелание плыть вопреки воле хозяина привели к тому, что ТПП превратилась в непонятную структуру, предназначение которой - защищать интересы предпринимателей - было заменено другой целью – попыткой поруководить этими самыми предпринимателями.
Как ни удивительно, но ни первое, ни второе ТПП осуществить так и не удалось. И она занялась чисто коммерческими проектами – устройством местных выставок, например. Бесспорно, важное дело. Но второстепенной важности. А первостепенным делом должно было стать одно: защита прав и свобод предпринимателей района. И еще помощь в организации равноправного диалога Администрации района и местным бизнесом во имя взаимной пользы!
Вот чем должна в первую очередь заниматься палата. Нужнее это сейчас в нашей стране, не привыкшей к цивилизованным взаимоотношениям якобы высших и якобы низших. А уже во вторую очередь – помощью себе и бизнесу путем оказания ему различных услуг наподобие выставок и создания дисков с базой юридических лиц района. Кстати, насчет последней идеи местной ТПП мне рассказали комический случай. Когда одному непонятливому представителю ТПП, пытавшемуся объяснить «огромную» пользу от включения в эту самую базу (мол, диск этот будет распространяться по Московской области и даже по всей России, не бесплатно, конечно), хозяин продуктового магазина просто и доступно объяснил, что ему совсем не нужно, чтобы о его магазине на Воробьевке непременно узнали в Серпухове и Ногинске. Потому что хлеб у него покупают только жители близлежащих домов!
Как говорится, без комментариев.
2.2. С ног на голову или немного истории
При прежнем руководстве, скажем себе откровенно, все было шиворот–навыворот. Это я о том, что старый глава района, по-видимому, решил в свое время возглавить в этом самом районе все, что еще им не возглавлено. (Вспомните анекдот: красный офицер ест все что растет, пьет все что горит и живет со всем, что шевелится). Он был и главой исполнительной власти, он же – глава представительной власти в лице председателя Совета депутатов. (Слава тебе, господи, что не стал еще председателем городского суда и главным редактором телеканала «Радонежье»!) Но этого мало, мэр решил поруководить еще и предпринимателями района, став президентом Сергиево-Посадской Торгово-промышленной палаты. Все бы ничего, но только надо вспомнить, кто и зачем во всем мире создавал эти самые ТПП.
А создавали их сами предприниматели, и делали они это по двум причинам: чтобы помочь друг другу заниматься бизнесом и чтобы защитить себя от произвола властей и государственных фискальных органов. По сути торгово-промышленные палаты в развитых странах – это своеобразные профсоюзы предпринимателей. А в недоразвитых – придатки
властных структур. В подтверждение этой мысли приведу цитату из статьи заместителя генерального директора Московской областной ТПП
А.В. Кирсанова, напечатанной в журнале «Вестник ТПП Московской области» (№1/99 г.), в которой он определил приоритетные направления взаимодействия ТПП – «Одно из таких – научиться делать деньги, отбирая конкурентоспособные отечественные товары и продвигая их на
рынки. Другое – необходимость создания системы коллективной защиты предпринимателей от возможного произвола государственных органов… и противодействие произволу, как фискальному, так и любому другому. Нередко создающему помехи для экономического развития и продвижения к
цивилизованному рынку». Лучше не скажешь!
Во всем мире создание ТПП инициировалась снизу, от тех, кто в них заинтересован – у нас же все поставлено с ног на голову – палаты сплошь и рядом создаются сверху, властями.
И толку в таком случае от такой палаты не жди. Пример тому наша районная ТПП. Увы…
2.3. Основная функция ТПП
Теперь понятно, почему все так непонятно. Другие задачи должна себе ставить нормальная ТПП. И решать другие вопросы.
И вот вам такой вопрос первостепенной важности на будущее обсуждение. Не про диски для хлебного магазина. Потому что касается он как многих предпринимателей, так и кармана всех без исключения простых жителей района. Это вопрос о ежегодном повышении арендной платы за арендованные у Комитета по имуществу помещения под торговлю и офисы. Тарифы эти растут каждый год, ничуть не меньше коммунальных платежей. В прошлом году – на 30 процентов, в этом (с 1 февраля) – еще на 25!
Это повышение арендной платы за помещения, в которых размещается львиная часть торговых точек нашего города, приводит к повышению цен, в том числе и на продукты питания – не где-то, а именно у нас в городе.
С кого берет районный бюджет эти деньги? – с предпринимателей. Они будут работать себе в убыток? – правильно, нет. На кого они, в свою очередь, переложат новые непредвиденные затраты? – цены на свои товары и услуги повысят соответственно. А кто эти товары покупает и услуги потребляет? - правильно, мы с вами, простые посадские граждане.
Обсуждала ли власть эту проблему с ТПП, как с защитницей прав предпринимателей района. Угадайте с трех раз. Правильно, угадали!
Так куда же мы гоним арендную плату?! У нас что, инфляция каждый год на 25-30 процентов растет что ли?! Да вроде нет – сообщает Правительство Российской Федерации, назначенное всенародно избранным и всеми любимым президентом Владимиром Путиным. Всего 12 процентов составила она в прошлом году. Двенадцать. А не тридцать или двадцать пять…
Надо бы собраться власти районной и объяснить предпринимателям: а что в общем-то происходит? Откуда и куда такой непонятный рост арендной платы? Вот зачем нужна Торгово-промышленная палата района. А не затем, чтобы одни выставки проводить. Горизонты надо палате видеть, приоритеты наблюдать. А может ли это понять тот, кем власть всегда руководила и помыкала. Нет, думаю. Менять надо палату. Под другие задачи менять (И не сверху, а снизу она должна быть создана, пусть даже под другим – альтернативным названием).
Тогда и власти будет легче. Увидит она предпринимателей за одним с собой столом и поговорить по душам сможет. Объяснить сможет им, почему и зачем арендную плату приходится так повышать. А догадаться не сложно. Денег в бюджете районном, наверное, нет. И долгов предыдущая администрация, опять наверное, оставила выше крыши. Понятно это все… Только не догадываться про это должны предприниматели и жители района, а услышать вменяемый и честный ответ: вот так мол дела с районным бюджетом обстоят. И чтобы все вместе знали, что в будущем году будет, чего нам всем ждать, к чему готовиться.
Вот ведь чем должна заниматься Торгово-промышленная палата. Разве не так?!
Независимый обозреватель
Свидетельство о публикации №211051500364