Сигизмунд Кржижановский. Возвращение Мюнхгаузена

В 1744 году Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен, офицер русской армии в чине поручика и в должности командира лейб-кампанией (первой, элитной роты) Брауншвейгского кирасирского полка, расквартированного в Риге командует почетным караулом, встречавшим в Риге невесту цесаревича — принцессу Софию-Фридерику Ангальт-Цербстскую (будущую императрицу Екатерину II)....

Вот как оно бывает - не нелепый сухонький старичок, почти карлика, в несуразной треуголке, в паричке с лихо закрученными усами и со смешной эспаньолкой (спасибо за визуализацию Гюставу Доре) - а статный красавец кирасир (пуленепробиваемая кираса весила до 30 кг!), поручик, а затем и ротмистр Лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка (в ХХ в. это Жёлтые или Царскосельские кирасиры) — элитной воинской части Русской Императорской армии (история полка в императорской армии меж двух дат: 11 декабря 1700 — Указ о формировании полка; 10 декабря 1917 — Полк распущен в с. Святошине под Киевом по причине нежелания украинизироваться).

13 лет в русской Императорской армии и затем 47 лет до самой смерти Мюнхгаузен живет в Боденвердере, где рассказывает поразительные истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России: или в охотничьем павильоне, построенном им самим и увешанном головами диких зверей или в трактире гостиницы «Король Пруссии» в соседнем Геттингене.

Это только присказка, а сказка впереди....

Жанр "сказки" - философская сатира-фантасмагория, автор - Сигизмунд Доминиковия Кржижановский. Открывается первая страница "сказки" на центральной площади города Берлине ("мачехи городов русских", как метко окрестили её поэтические эмигранты) на Александерплац, под кричащие рты мальчишек-газетчиков: "...Восстание в Кронштадте! Конец большевикам!" (оп-с: временная привязка - март 1921)....

Двое в комнате (а дальше не по-маяковски :)) - поэт Ундинг ( unding - нелепость, небылица) и его визави, барон, которому на момент "возвращения" уже пошла третья сотня лет...

А дальше? - а дальше сто тридцать страниц великолепного текста, настоящей литературы: 8 глав. А названия этих глав? - читается как поэма:  "У каждого барона своя фантазия", "Дым делает шум", "Ровесник Канта"..., "Чёрт на дрожках"...

Ну и конечно же - "Теория невероятностей", коротенькая главка, всего 12,5 страничек, но: "дробь, вставшая на цыпочки" встала на один уровень (вот для чего на цыпочках тянуться-то и не потребовалось :)) с булгаковскими "рукописи не горят".... Одна эта глава, даже если бы была (как всегда с Кржижановским, уход в сослагательную вероятность нашей реальности) опубликована, могла сделать "переворот" не только в мысли литературной, но и позволила бы как то иначе "миросозерцать" (вклад Канта для Кржижановского неоценим :)).

Читать и перечитывать.


Рецензии