Мариам Петросян. Дом, в котором

Эта книга из разряда - "продолжения никогда не будет"..., независимо от точки или многоточия эпилога. Автор уже и ни причём: плавание началось, и плавание не каботажное, в прибрежных и мелководных водах, а кругосветное плавание вокруг этих 900 станиц, превратившихся в один большой глобус Мира Дома.... Будут, будут у этого Мира и Колумбы, и Магелланы, и корсарские рейды Дрейка.... На то он и Мир.

Или украдём у Кортасара: "на 900 станицах вокруг Мира".

Для такой книги написать продолжение - это убить и всю магию и очарование "канонического" текста грубым вскрытием (эксгумация - есть такой патологоанатомической термин в судебно-следственной практике: сиквел - патология незрелой прозы...).

Всякая магия строится на "некоторой" необъяснимости, практической мифологии и забытых и навсегда потерянных крупицах главной тайны: ведь жёсткие цепочки причинно-следственных связей необратимо и навсегда убивают всяческую магию, тем более непоправимо реальную.

Это очень большая проза - можно поздравить и русскую литературу и нас, читателей: на фоне неудержимо плодовитых словоРублев, это событие. Такое и миру "предъявить" не зазорно, как и Стругацких или Пелевина.

Книга писалась долго и для себя, как в стол, а значит с трепетом и любовью: так Шакал Табаки (плут и авантюрист, трикстер,  Локи этого мифа) собирал, подбирал и множил свою коллекцию (и не только неопознанных вещей, не только: вчитайтесь ещё раз в последнюю главку эпилога).

Параллелей, при чтении, возникает множество, но все они сходятся, при этом рождая свой слой, свой уровень, достигнув "горизонта" - в "Дом, в котором..." Здесь и Голдинг ("Повелитель мух"), здесь и Кен Кизи ("Пролетая над гнездом кукушки"), здесь и братья Стругацкие ("Пикник на обочине") и примыкающий к "пикнику" Киплинг ("Сталки и компания"). А, и сама атмосфера Дома, и - "гениальный Пиросмани" Дома, Леопард, -отсылают к Ягуару Варгоса Льосы ("Город и псы"). Самая первая, конечно, параллель - "Дом, который построил Джек" (быть может это он и есть - Яхве этого Мира, и это его чёрная широкополая шляпа с ожерельем крысиных черепов вместо ленточки на тулье?)

Читать эту Книгу - большое удовольствие. Это как вступить, поселиться в "Зоне" Пикника, делая смертельно опасные вылазки (прыжки, улёты) в Наружность. Это погрузиться в совершенно особый Мир Дома, с его многоуровневой системой мифов, с мифологией, где прописаны, нашептаны (это как намолены) и свои боги, и топография, и табу, и законы: "библейский" фольклор Ночей Сказок, информационные поля расписанных, разрисованных стен. И касты-племена: стаи, соплеменники, и всё, что порождает любое расслаивание и разделение: мы все социально близки и во вражде и в распрях, доходящих до войн, и в дружбе и в состоянии вялотекущего нейтралитета, и в ожидании Исхода.... Но это уже совершенно другая и тема и история...

Книгу надо читать: Сфинкс, Курильщик, Слепой, Лорд, Шакал Табаки и многие другие ждут нас и за порогом своего Дома, и в Лесу...


Рецензии