Хамы. Кто они и откуда?

Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
Новый завет. Евангелие от Матфея, 15:11

Мы уже научились летать в небе, как птицы, плавать под водой подобно рыбам, и теперь должны научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу.

Хамы и грубияны: кто они такие
Однажды в обеденный перерыв я забежала в аптеку купить лекарство, и ко мне подошла одна назойливая дамочка, работающая со мной в одной конторе. Едва поздоровавшись, она просто ошарашила меня своей наглостью. Она подошла ко мне вплотную и спросила: «А от чего это лекарство? Ну, вот это, которое ты покупаешь?» Сказать по правде, я в тот день была уже «на взводе»; кроме того, вопрос был настолько беспардонным и неуместным, что я не сдержалась и не раздумывая рявкнула в ответ: «От любопытства!» Самое смешное, что моя коллега изобразила на своей мордочке гримасу возмущения и демонстративно от меня отвернулась, буркнув себе под нос что-то вроде: «Ну и хамка!» Думаю, что наши с этой дамой мысли друг о друге в эту минуту совпали.
Слово «хам» поясняется в словаре Ожегова как «грубый, наглый человек». Немного другое толкование можно найти у Даля: «лакей, холоп, неуч». Если брать за основу происхождения этого слова Библию, что, наверное, будет самым правильным, то Хам — это один из сыновей Ноя, который однажды увидел отца голым и высмеял его. За неуважение он и его потомки были прокляты и обречены на рабство, а само это имя стало нарицательным.
Современные хамы вполне отвечают всем трем определениям. Есть хамы обычные, наглые и грубые, есть хамы-лакеи, которые дают волю свей грубости по прихоти хозяина, есть хамы в высшей степени, которые не уважают вообще никого и не желают сдерживать приступы гнева, ярости или злости.
Хамы бывают разные, поскольку даже такое неприглядное качество, как хамство, несет в себе отпечаток личности, его проявляющей. Люди, обладающие сильным характером и более-менее развитым интеллектом, хамят дерзко и точечно, подавляя собеседника демонстрацией своего превосходства (кажущегося или реального).
Люди с невысоким уровнем развития обычно становятся хамами-моськами, лающими на всех без разбора и иногда даже не осознающими своего хамства. Мне кажется, именно таких называют «хамами трамвайными». И действительно, иногда создается впечатление, что столько хамства, как в общественном транспорте, не встретишь нигде. Однако трамвайные хамы, к сожалению, встречаются не только в трамваях. Они есть везде, и в стенах офисов тоже.
Впрочем, в офисной среде в большинстве случаев недостаточно одной только врожденной склонности к наглости, чтобы прослыть хамом и наглецом. У офисных нахалов обычно есть определенный фундамент, на котором они строят особняк своей наглости. Например, если у них нет поддержки руководства, они как-то стараются сдерживать свою натуру и худо-бедно контролировать хамские порывы. Если у них такая поддержка есть, они в открытую ведут себя развязно и невежливо с теми, у кого с начальством чисто производственные отношения. Это про таких когда-то была придумана поговорка: «Молодец на овец, а на молодца — сам овца».
В одной вполне приличной конторе с мировым именем до сих пор работает дама, которая не умеет разговаривать нормальным голосом. Она всегда орет, такая у нее манера общения с людьми. К тому же не выбирая выражений: «Конечно, если будешь ушами хлопать, то провалишь весь проект!», «Наберут идиотов, руководи ими тут!», «Ты мозгами хоть раз работать пробовал?!» Это самые культурные из ее высказываний.
Как можно терпеть все это? А запросто, эта дама — личный помощник президента компании и пользуется его неограниченным доверием. Кстати, с самим «патроном» она разговаривает совсем другим тоном. Что это, если не узаконенное хамство?
Конечно, на хама можно нарваться в любом месте: в метро, автобусе, очереди, просто на улице. Но такие встречи кратковременны и оставляют только неприятный осадок, который исчезает под слоем новых впечатлений. То ли дело офисные хамы, с которыми приходится общаться ежедневно!

Как становятся хамами?
Есть люди, которые изначально считают себя умнее, значимее и во всех отношениях важнее окружающих. Иногда бывает, что они действуют нахраписто и нагло, как бы демонстрируя, что имеют на то определенные полномочия, на самом деле не имея таковых. Однако окружающие, подавленные их натиском и гиперактивностью, позволяют ввести себя в заблуждение и стараются не связываться с хамом «на всякий случай» — ведь разве он вел себя бы так нагло, если бы не имел для этого оснований? Именно для таких случаев идеально подходит другая народная мудрость: кто наглее, тот и прав.
Обратите внимание на то, что в описании поведения хамов и скандалистов часто используется «собачья» терминология: «брешет», «гавкает», «полаялся». Думаю, что аналогия возникла неспроста. Ведь если посмотреть на взаимоотношения в собачьей стае, можно обнаружить, что там частенько возникают перебранки, вызванные конкурентной борьбой за еду, спаривание и «личную» территорию. Самый сильный претендент на свежую кость или течную суку начинает борьбу с потенциальным конкурентом с того, что старается отпугнуть его грозным рычанием и враждебным лаем. Драка не является целью, она возникает только в том случае, если конкурент не хочет уступать.
Та же линия поведения характерна и для людей, у которых в аналогичных условиях просыпаются «собачьи» инстинкты. Видимо не все люди произошли от обезьяны. Любые попытки что-нибудь «отобрать» у человека, склонного к хамству, приведут к всплеску его агрессии. Причем нет особого значения, что именно у него могут «отобрать».
Взять даже случай с помощницей президента. Казалось бы, кто и что может отобрать у сотрудницы ее уровня, ведь ее позиции в глазах коллектива и начальства незыблемы? Но нет, все не так просто. Достаточно понаблюдать за ней несколько дней и составить определенную статистику ее «наездов». Итак, кто же становится жертвой административной хамки чаще других?
Во-первых, молодые сотрудники, недавно появившиеся в компании. Во-вторых, умные, знающие, быстро соображающие и настроенные на карьерный рост. В-третьих, сотрудники, которые за последние дни чем-то отличились и выделились из общей массы.
Чувствуете, что прослеживается определенная закономерность?
Для того чтобы «не попасть под горячую руку» хамки, достаточно быть «серой мышкой», вялой и послушной посредственностью, поддакивающей и исполнительной. Ведь все остальные воспринимаются ею как потенциальные соперники, которые могут сдвинуть ее с пьедестала. Увы, такая картинка — совсем не редкость в современном обитаемом офисе.
На бессознательном уровне, как только возникает реальная или кажущаяся угроза что-то потерять из-за вмешательства посторонней силы, тут же следует взрыв агрессии, цель которой, как и в собачьей стае, — отогнать конкурента и показать ему, кто тут главный.
По большому счету хамством можно назвать любое внешнее проявление конфликта, возникающего при пересечении интересов разных людей и сопровождающегося проявлениями грубости и агрессии. Вы наверняка замечали, как хамство то и дело вспыхивает в давке переполненного общественного транспорта, во дворах, где нет мест для парковки, в очередях, когда кто-то пытается «пролезть», на дорогах, закупоренных автомобильными пробками.
Это явление вряд ли можно искоренить. А в общественных местах оно еще и подогревается тем, что в конфликт вступают незнакомые люди, с которыми не надо выбирать выражения. Поорали друг на друга, пообзывались, разошлись и забыли. Подобные единоразовые вспышки дают выход накопившемуся раздражению и агрессии. И даже если нам кто-то испортил настроение своим хамством, мы тоже избавились от негатива, излив его на первого встречного, а не потащив в себе домой, к семье и детям.
Совсем по-другому дело обстоит с офисным хамством. Офисные конфликты, подогревающие хамство и грубость, могут продолжаться до бесконечности. А если конфликт зашел далеко и сотрудники, склонные к хамству, вынуждены общаться друг с другом ежедневно, пребывание в стенах офиса для его участников превращается в настоящую пытку. Иногда даже до мордобоев доходит.
Однажды я была свидетелем такого случая. Началось с того, что два менеджера по продажам, работавшие в одном отделе, не поделили клиента. Нашел его первый, но начальство почему-то пожелало закрепить его за вторым, и тем самым у него появилось больше возможностей заработать. Сначала они просто объявили друг другу бойкот, регулярно нарушавшийся взаимными репликами-эпитетами из серии «урод» и «козел», обрываемыми вмешательством сердобольных коллег. А через пару недель, когда новый клиент сделал крупный заказ, разразилась настоящая буря.
Заказ был крупный и выгодный. Первый менеджер не выдержал и бросил реплику второму: «Что, доволен? “Вылизал” себе крупного клиента? Сам-то не можешь ничего продать, ни одного клиента сам не нашел…»
На что второй ответил: «Да брось, ты просто завидуешь. Главное — не найти, а удержать. С тобой же никто не хочет дело иметь! Мне твои клиенты сами звонят, потому что я с людьми умею разговаривать, а ты просто хамло!»
— Я хамло?! — немедленно среагировал первый. И после этого пошла такая перепалка, что уже никто не смог ее остановить и дело закончилось дракой с кровью и выбитыми зубами.
Поэтому хамство на работе не только неуместно, некрасиво и некорпоративно, но еще и потенциально опасно для здоровья.


Рецензии