Хамство. Как вылечиться?

Если видишь хама в зеркале…

Вы чувствуете, что иногда вас просто «несет»? Что при малейшем раздражении на работе вы испытываете непреодолимое желание излить свой гнев на несговорчивого коллегу, обозвать его, оттолкнуть в сторону, пролезть первым?
Разберитесь в причинах своего хамства. Возможно, вы слишком эмоционально реагируете на поведение коллег и рабочие ситуации. Возможно, недооцениваете значение вежливости в отношениях с окружающими вас сотрудниками. Возможно, в вас слишком много снобизма и чувства собственного превосходства — постарайтесь проанализировать, на чем основаны эти качества. Вы профессионал высшего класса? Вы уже давно работаете в этой компании? Вы занимаете руководящую должность? Вы считаете себя умнее, быстрее, важнее или даже во всех отношениях лучше окружающих? Что именно дает вам право проявлять неуважение к другим людям? Ведь по большому счету хамство — это проявление неуважения к окружающим. Любые конфликты можно разрешить цивилизованно, а если вы этого не делаете, значит, вы не настолько хороши, как привыкли считать. Значит, в глубине души вы противопоставляете себя окружающим, отдавая себе явное преимущество. Но есть ли у вас такое право?
Вспомните: великие мудрецы и святые люди никогда не ставили себя выше окружающих их людей, были просты и ласковы в обращении, с уважением относились к каждому, кто встречался на их жизненном пути. Это, конечно, философский вопрос, но если хотите сгладить свою склонность к хамству, вам придется над ним задуматься. Параллельно можно попытаться что-то поменять в своей ежедневной практике общения. Для начала постарайтесь внедрить в свой ежедневный обиход формулы вежливости. Такие слова, как «спасибо», «замечательно», «пожалуйста», «отлично», «вы хорошо потрудились», «благодарю вас», сопровождаемые искренней улыбкой, способны спасти даже самые сложные и запущенные отношения с коллегами.
Для того чтобы закупорить разрушительное хамство, как джинна в бутылку, необходимо следующее:
1) с уважением относиться к коллегам и подчиненным (если вы начальник);
2) не тащить проблемы из дома в офис и наоборот;
3) признавать за коллегами право на ошибку;
4) учиться разрешать конфликты, не переходя на личности;
5) работать над собой и своим личностным ростом.
Было бы неплохо посетить какой-нибудь хороший тренинг, посвященный вопросам внутрикорпоративных коммуникаций и эффективного взаимодействия с людьми.
Еще один подход к обузданию своего хамства — творческий. Например, вспомните известное выражение: «Наглость — второе счастье». Почему бы вам не переосмыслить его творчески, не взять его на вооружение и не сделать лозунгом своей жизни? Ведь по большому счету, если убрать из понятия «хамство» элемент неуважения к людям, грубость и агрессию, то что останется? Останется желание отстаивать свою правоту, шуметь, выплескивать свои эмоции, общаться. Такие качества сами по себе не несут никакой негативной нагрузки и характеризуют их обладателя как человека общительного и импульсивного.
Почему бы не поискать активного применения этим качествам где-нибудь за рамками служебных конфликтов? Например, попробовать стать игроком «Что? Где? Когда?» или какого-нибудь другого интеллектуального и интерактивного шоу, попытаться попасть на конкурс крикунов, который проводится в Японии.
Можно стать современным «Робином Гудом» и сколотить что-то вроде «добровольной народной дружины», которая будет следить за порядком на улице, во дворе, в вашем районе.
Если у вас есть внуткрикорпоративный маркетинг, внесите предложение организовать в компании какой-нибудь диспут-клуб, на заседаниях которого будут обсуждаться новые проекты, идеи и направления развития компании.
Из перевоспитавшегося хама может получиться классный тамада, массовик-затейник, аниматор, водитель или кондуктор пассажирского транспорта, администратор творческого коллектива, стюардесса, политический деятель, инспектор ГИБДД, пробивной вездесущий снабженец. Научитесь уважать окружающих людей, но оставьте при этом в себе ту частичку наглости, которая поможет вам быть хватким, пробивным, убедительным, напористым и эффективным.
Лучше всех справляется с недостатками не тот, кто искореняет их, а тот, кто умеет их обуздать и заставить служить на пользу своей карьере, профессиональному и личностному росту. У хамов для этого есть все необходимые стартовые позиции.


Рецензии