Размышления о дружбе. Продолжение 4
Но, читая далее о судьбе главной героини -- Луизы -- я проникалась к ней ГЛУБОКИМ СОЧУВСТВИЕМ -- особенно в конце, когда от нее -- самой ЧЕСТНОЙ, но и самой БЕЗЗАЩИТНОЙ, ОТВЕРНУЛИСЬ прежние -- более ЛОВКИЕ! -- подруги, и не только они... Как пронзительно описал Дюма ее страдания! Читать эти страницы без волнения было невозможно: самая БЛАГОРОДНАЯ женщина оказалась жертвой ПРЕДАТЕЛЬСТВА и ЛИЦЕМЕРИЯ, с которыми и я уже была немного знакома в своей жизни... Так художественная литература помогала мне ПОСТИГАТЬ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ.
В тот период у меня проявился и повышенный интерес к СТИХОТВОРНОЙ классике. (Наверное, сказалось то, что с детства мама развивала во мне вкус к поэзии; это увлечение сохранилось и на последующие десятилетия...). Как и ранее, сильнейшее впечатление производила на меня лирика Лермонтова с ее предельной искренностью, ТОНКОЙ КРАСОТОЙ СЛОГА, ПЫЛКОСТЬЮ И ЧИСТОТОЙ СТРЕМЛЕНИЙ. Вспомним, например, его стихотворение "Разлука", где герой сокрушается о том, что виноват перед своим другом, но скорбит, что друг НЕ СМОГ ЕГО ПОНЯТЬ:
"...Свершилось! Вечную разлуку,
Трепеща, вижу пред собой:
Ледяную встречаю руку
Моей пылающей рукой...".
Вспомним стихотворение "Эпитафия", посвященное одинокому герою:
"...И в нем душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей...
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей!".
Вспомним ДЕМОНА с его безумными надеждами в начале:
"...И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра..." --
и полным крушением в конце:
"И проклял демон побежденный
Мечты безумные свои"...
Вспомним мрачное стихотворение "Исповедь" -- разочарование юного героя:
"...Но вере теплой опыт хладный
Противуречит каждый миг"...
Такой "хладный опыт" у меня уже был.
В 15 лет я впервые прочитала "Божественную комедию" (Данте Алигьери) и сразу ЗАПОМНИЛА НЕКОТОРЫЕ ГЛАВЫ на всю жизнь.
...До сих пор перед моим мысленным взором встают те полные очарования картины моего незабвенного прошлого. Я сижу за столом в большой комнате (еще в Рустави); позади меня -- дверь в спальню, где уже спит или пытается уснуть младший брат; а я сама стремлюсь вознаградить себя за честно прожитый трудовой день в виде ЧТЕНИЯ ПЕРЕД СНОМ. И я открывала только что появившуюся в нашей семье поэму Данте...
От образов "Ада" я с пылом, свойственным юности, ждала чего-то "страшного"... Но описания жестоких мучений страждущих в бездне меркли перед представленным автором огромным сонмом ГЕРОЕВ СТАРИНЫ -- РЕАЛЬНЫХ или ВЫМЫШЛЕННЫХ МИФАМИ ДРЕВНОСТИ, ЛИТЕРАТУРОЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ -- и перед КРАСОТОЙ ПОЭЗИИ. И, постигая смысл торжественных, звучных терцин, я ощущала эти бессмертные, всеобъемлющие образы человеческих пороков... Передо мной открывались глубины истории -- таинственный, неизведанный ДРУГОЙ МИР -- мир ВЫСОКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ИДЕЙ...
Несколько позже я описала свои чувства, порожденные чтением "Ада", в школьном сочинении на тему "Мое любимое занятие", где сказала и о ЛЮБИМЫХ КНИГАХ...
Да, мне НРАВИЛОСЬ мысленно пребывать в другом мире!
Этот мир притягивал меня яркостью событий, рельефностью образов далекого прошлого. С кем из моих сверстниц я могла бы этим поделиться -- кто из МОЕГО ОКРУЖЕНИЯ -- в школе или во дворе -- читал такие книги?!
Помню, как тогда -- в ВОСЬМОМ классе -- я пригласила после уроков к себе домой двух приятельниц. В большой комнате мама угощала их чаем, читала им мои стихи, и они внимательно слушали... Затем, оглядываясь вокруг, они увидели на столе нашу новую книгу -- "Божественную комедию" Данте в издании "Библиотеки Всемирной Литературы" -- с прекрасными гравюрами Доре; но когда мои гостьи стали рассматривать эти гравюры -- иллюстрации к отдельным главам поэмы -- реакция их была НЕОЖИДАННОЙ: "А ЧЕГО ВСЕ ГОЛЫЕ?"...
Мне стало жаль моих одноклассниц (одна из которых была воспитанницей детдома). Неужели эти ФИЗИЧЕСКИ ОФОРМИВШИЕСЯ ДЕВУШКИ (одной из них было, как и мне, ПЯТНАДЦАТЬ лет) никогда не видели снимков АНТИЧНЫХ СКУЛЬПТУР или КАРТИН художников ВОЗРОЖДЕНИЯ?! Неужели никогда не открывали "Детскую энциклопедию", из которой я в свое время и УЗНАЛА о великой поэме Данте?!
Я опять возвращалась мыслями к той далекой подруге, которая когда-то необъяснимо отстранилась от меня: она МОГЛА БЫ ПОНЯТЬ, но мы встречались редко, поскольку давно жили в разных городах...
В том же году, но несколько ранее я прочла известный и многими любимый роман на сюжет из истории Франции XVII века -- "Три мушкетера" А. Дюма-отца -- и была поражена ВЕРНОСТЬЮ и ИСКРЕННОСТЬЮ ОТНОШЕНИЙ четырех друзей -- той ВЗАИМНОЙ ПРЕДАННОСТЬЮ, которая преодолевает все преграды... Помните, эти герои были хоть и молоды, но РАЗНОГО ВОЗРАСТА, и это только укрепляло ДРУЖБУ?! А задолго до прочтения я видела еще известную французскую экранизацию 60-х годов -- с ПЫШНЫМИ КОСТЮМАМИ и таинственными уголками средневекового Парижа, блестящими апартаментами дворцов -- со всем тем, что всегда производит впечатление на юных девушек, -- но главное было то, что в этом мире открытых сражений и коварных интриг действовали ДРУЗЬЯ и ВСЕГДА ПОБЕЖДАЛИ...
Могла ли быть в РЕАЛЬНОМ МИРЕ такая самоотверженная дружба?! -- И в свете пережитых впечатлений во мне все сильнее разгорались мечты о такой подруге, с которой можно было бы ПОДЕЛИТЬСЯ СОКРОВЕННЫМ, которая была бы настолько проницательной и утонченной, что всегда могла бы меня УСЛЫШАТЬ и ПОНЯТЬ... Мои юные грезы рисовали мне красивую и чувствительную девицу -- может быть, из ДРУГОГО МИРА -- с которой можно встретить любую опасность и которая была бы немного старше меня...
Я вспоминала своих двоюродных сестер -- ведь это ИМ я хотела посвятить задуманную поэму -- "Сказание о трех девах", действие которой тоже разворачивается в ДРУГОМ МИРЕ...
Но в 15 лет в моей жизни произошло одно из самых ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ -- наша семья переехала из Рустави в Москву.
Предаваясь неизбежным дорожным раздумьям, я с глубокой грустью вспоминала и город, в котором я выросла, и своих подруг: сестер-близнецов ЖЕНЮ и РАЮ; ИРИНУ, которая когда-то бросила меня ради новой симпатии, но с которой мы потом снова нашли взаимопонимание, проведя накануне нашего отъезда много бесценных часов в ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕДАХ... И не менее сильно, чем в Москву, меня тянуло к тем, кого я оставляла и неизвестно когда могла увидеть...
Несколько лет мы поддерживали отношения в письмах.
И, несмотря на множество новых ярких впечатлений, которые дарила мне Москва, я могла ОЦЕНИТЬ, какой СУЩЕСТВЕННЫЙ ЭТАП ЖИЗНИ мною пройден.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №211051500948