Кутии - народ воин. Ч. 9

                Кутии.


   Сейминско-турбинские группы в археологии, металлурги-коневоды по роду хозяйственной деятельности, народ-воин распространивший своё политическое и культурное влияние за короткий отрезок времени на огромном пространстве Северной Евразии, и, наконец, «народ икс» в данной работе.
   К сожалению достоверно утверждать об этническом происхождении «народа икс» чрезвычайно сложно. Слишком немногочисленны археологические данные относящиеся к этой группе населения Северной Евразии, особенно на территории образования общности этого народа. Сам по себе сейминско-турбинский феномен результат неожиданного, произошедшего за очень короткий срок синкретического синтеза нескольких культур на обломках ряда распавшихся общностей. Чем и обусловлен синкретический характер появившейся новой общности. Не боясь ошибиться, можно утверждать, пожалуй, только одно: одним из компонентов этой общности являлись представители глазковской культуры, соотносимой с прототунгусами. На последнем этапе существования «народа икс», одной из составных частей стали представители кротовской культуры. Однако, ни глазковцы, ни кротовцы не были социально доминирующими группами в новой общности. Погребения относящиеся к  представителям этих культур, как правило, бедны инвентарём и представлены, в основном, кремневыми изделиями и нефритовыми украшениями. Наиболее же богатые погребения с металлическим оружием и литейными формами, явно принадлежали доминирующему клану, а точнее металлургам-коневодам. Народы глазковской и кротовской культур по своему укладу хозяйственной деятельности являлись охотниками — рыболовами. Металлургия в их жизни присутствовала, но находилась на более низком уровне развития чем у «народа икс».  И самое главное, металлурги-коневоды были кочевниками-скотоводами, разводили лошадей (причём лошади составляли основную категорию домашнего скота). Этот фактор в дальнейшем и сыграл основную роль в быстром продвижении на запад. Их подвижность и  динамичность несомненна. Благодаря умению обращаться с конями, наличию верховой езды и высочайшему для того времени развитию металлургии, народ металлургов-коневодов являлся доминирующим звеном сейминско-турбинских групп. В рамках данного объединения они вряд ли были численно превосходящим компонентом, но в сложившейся социально-клановой иерархии занимали самое высокое положение. Да и сама кастово-клановая система, видимо, была привнесена в новую общность металлургами-коневодами из своей прежней социальной структуры.
   Известно, что в социально-клановых обществах существовало достаточно чёткое деление обусловленное происхождением и характером основных занятий.
   В обществе «народа икс» существовало несколько каст-кланов: высшая знать — в руках которой находилось всё управление, коневоды, металлурги — видимо, особая каста общества, и воины. Самую низшую касту составляли все остальные. В военном клане существовало ещё собственное деление: конных и пеших, владевших металлическим и каменным оружием. Военизированный характер общественного устройства говорит о том, что власть принадлежала военным вождям.
   Появление металлургов-коневодов в предгорьях северного Алтая не находит местных корней. Они в этой местности пришельцы. Созданная ими металлургия не имеет параллелей в других синхронных культурах Евразии, не только северной. И, что немаловажно, созданная на базе Алтайских рудников — эта металлургия не связана с местными традициями, как впрочем и другими металлургическими культурами. Изделия из каменного инвентаря имеют параллели в южных и восточносибирских культурах, и связаны с ними генетической линией развития. Костяной инвентарь весьма близок глазковской культуре. Также и появление коневодства на Алтае вряд ли является достижением местных культур.
   Предки эвенков, относящихся по языку к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи, населяли районы северного Байкала и северо-восточные районы Алтая по крайней мере уже 16 тысяч лет назад. Племена этих прототунгусов были малочисленны, но занимали довольно обширные территории. Связь между собой поддерживали относительно близкие группы, но по мере продвижения на новые земли они дробились и зачастую теряли между собой контакты. Нечто подобное наблюдается и у «народа икс». К тому же отметим, что население всей Сибири во 2 тыс. до н.э. было вероятно очень малочисленно. В 17 веке уже нашей эры (правильней новой), когда русские землепроходцы стали осваивать сибирские пространства, всё население Сибири составляло немногим более 200 тысяч человек (Никитин Н.И. Сибирская эпопея XVII века. М.: Наука, 1987. С. 7). За эти три с половиной тысяч лет скорее наблюдается интенсивный рост численности населения Сибири, чем сокращение. Хотя за это же время почти исчез народ кетов (численность кетов насчитывает сейчас всего лишь несколько сот человек). А во 2 тыс. до н.э. этнос протокетов составлял значительную часть населения Сибири.
   Принимая во внимание, что основным занятием «народа икс» было коневодство, можно предположить о их родстве с одним из народов практиковавших этот вид деятельности. К таким народам, где лошадь имела хозяйственное, военное и религиозное значение относятся, в первую очередь: индоевропейские и пратюрко-монгольские народы. Именно в среде этих народов произошло окультуривание лошади. Кто первым приручил лошадь? Исходя из предположения о месте окультуривания — Великая степь Евразийского континента, а  точнее её Западная часть — от Алтая до Причерноморья: первыми приручили лошадь предки индоевропейцев. Народы тюрко-монгольской языковой группы в бронзовом веке обитали к югу от Байкала и их активное участие в жизни народов Сибири падает на более позднее время, не относящееся к бронзовому веку. Да и само формирование тюрко-монгольских народов, в указанный период, находилось в самой начальной стадии. В бронзовом веке пратюрко-монголы ещё не являлись народом оказывающим серьёзное влияние на соседние народы.
   Существует мнение: что до образования современных народов Сибири, на её территории обитал народ относившийся к единому сибирскому суперэтносу. Однако археологически данное утверждение пока не подтверждено. Кроме металлургов-коневодов, из других сибирских значительных образований известна — протокетская самусьская культурная общность, возникшая очевидно под непосредственным влиянием сейминско-турбинских групп.
   Угорские племена и индоиранские андроновцы проникли в эти районы позднее, не ранее 13 в. до н.э. Однако, близкие контакты с ираноязычными абашевцами, срубниками и, в некоторой степени, алакульцами указывают на близость культуры «народа икс» с ними. Инкорпорация в свою среду индоиранских представителей, могла произойти в кастовом обществе только в силу их генетической близости. Это подтверждает довольно высокое положение в иерархии сейминско-турбинских групп ираноязычных представителей. Но отмечается довольно сдержанное отношение к ним со стороны «народа икс». Никогда в богатых захоронениях собственно сейминско-турбинского типа не встречается чужеродных видов оружия; также как, и в захоронениях абашевцев и срубников в некрополях «народа икс» нет оружия металлургов-коневодов. Исконным оружием народа-воина, могли владеть, даже после смерти, только воины «народа икс». Вообще они выглядят изолятом на фоне всех культур Северной Евразии. В Восточной Европе, после встречи с фатьяновцами и балановцами, к ним также наблюдается сдержанное отношение. Несмотря на сложные взаимоотношения союзников народа-воина абашевцев с балановцами, оба народа находились в постоянной конфронтации друг с другом, вожди «народа икс» не решились на завоевание территории балановцев и фатьяновцев. Вряд ли абашевцы отказались бы от нападения на своих врагов-соседей. Одной из причин, которая могла сдержать нападение, могло стать ещё более близкое генетическое родство в сравнении с ираноязычными народами. И если такое предположение правильно, то не остаётся ничего иного как соотнести «народ икс» с индоевропейцами, но не индоиранской ветви. Выше уже отмечалось, что металлургами-коневодами могли быть кутии. Такое предположение подтверждается и наличием лингвистических включений индоевропейского происхождения в финно-угорские языки Восточной Европы и в угорские Западной Сибири.
   В Западной Сибири носителями таких включений были кротовцы, а после их переселения представители каменногорской культуры. Важно отметить, что включения имели не просто индоевропейское происхождение, а индогерманское. В Восточной Европе носителями индогерманского наречия являлись балановцы. И, что самое примечательное, язык кутиев, как один из диалектов прототохарского языка особенно близок западноевропейским языкам.
   Присутствие в Сибири кутиев подтверждается и наличием множества различных топонимов и гидронимов с корнем -кут: реки — Кута, Иркут, ряд населённых пунктов. Причём распространение названий имеет северо-восточное направление. Известно, что в месте предполагаемого формирования новой общности остаются прежние названия связанные с топонимикой и гидронимикой. В данном случае появление корня -кут, прежде всего в районах Восточной Сибири, должно связываться с движением прототунгусов-глазковцев, как одного из компонентов сейминско-турбинских племён. Которые вместе с остатками металлургов-коневодов были вынуждены покинуть земли формирования новой общности в северных предгорий Алтая под давлением теснивших их андроновцев и, возможно, первых пратюрков (без соотношения с какими-либо общностями). Другим вариантом появления названий с корнем -кут, может быть их тюркоязычное происхождение связанное с продвижением в эти районы праякутов. Однако и в самом термине — якут, много неясностей. Считается, что самоназвание якутов — саха, которое они переняли от обитавших и смешивавшихся с ними исторически известных саков. Возможно! Но не исключено что название саха имеет другое происхождение и имеет свои корни в имени вождя одного из родов, причём самого сильного и многочисленного, кангаласского рода, Сахея Отнакова. Который прославился среди якутов тем, что осенью 1640 года воспротивился платить ясак русским воеводам и убил сборщиков ясака. Его поддержал ряд тойонов-князцов (вождей). Мятежники нанесли поражение высланному против них отряду. И только Семёну Дежневу выступившему с отрядом, через довольно значительное время удалось решить вопрос о выплате ясака, причём мирным путём. Этим выступлением Сахей заслужил огромное уважение и почитание среди своих сородичей и вождей других якутских родов. И, что будет небезынтересно, большинство современных якутов ведёт своё происхождение от кангаласского рода. Да и принятие самоназвания от имени одного из вождей не исключение в истории, вспомним Китай, где название страны и народа соотносилось с именем правящей династии. Название же якут,   если исходить из приведённой выше точки зрения, более древнее и кроме как перенесением его от кутиев объяснить затруднительно. В таком случае получается, что тюркоязычные якуты жили в предгорьях Алтая по крайней мере уже в середине 2тыс. до н.э. Предполагается что у предков якутов, живших в Прибайкалье, существовала письменность, которую позднее они утратили. Потеряли якуты и навыки земледелия, перестали разводить овец и верблюдов. Очень и очень многое говорит: перемещение на север отбросило якутов в своём развитии на сотни лет назад. Они по своему внешнему облику ярко выраженные монголоиды. Якуты — как отдельная народность, произошли в результате отделения от бурятов части родов в далёком прошлом. Отделившаяся часть вышла в районы северных предгорий Алтая, где и застала остатки сейминско-турбинских племён. Произошло смешение предков якутов и местного населения. В результате праякуты полностью переняли их культуру, при этом растворив их в своей среде. Отсюда, видимо, и утраченная письменность. Да и название праякуты, возможно переняли от прежнего населения кутиев, добавляя при этом: «Я — КУТ».

http://www.proza.ru/2011/05/19/1376


фото Анатолия Воробьёва - 0_5893c_ede29e1_XL


Рецензии
Относительно Я-кут сомнительно-вряд ли местоимение "я" звучит также по-якутски, как и по-русски, если только не считать кутиев прямыми предками славян. Но читается интересно!
С уважением,

Николай Бузунов   01.11.2011 20:37     Заявить о нарушении
Кутии ни в коей мере не являются предками славян, скорее славяне являются носителями части генов кутиев, также как и германцы. Но всё-таки представляется более вероятной близкородственное отношение кутиев к норманнам.

Кудряшов Николай   02.11.2011 02:06   Заявить о нарушении
PS. Хотя более ранней волной потомков кутиев можно назвать готов.
С Уважением.

Кудряшов Николай   02.11.2011 02:44   Заявить о нарушении