Вся история - трагикомедия

- Да нет, и всё же вся история человечества – трагикомедия, фарс, а не закономерность, - едучи на дачу в почти пустом автобусе «говорю» своему воображаемому ОППоненту, который сидит напротив: - Вот, послушай. В восемнадцатом веке великий Петр*, пролив реки крови простых смертных «на благо человечества», прорубил окно в Европу, а спустя два века великие Ленин* и Сталин,* опять же пролив кровь простых смертных «на благо», заколотили это окно на хрен.
- Ну да, так и было, - ухмыляется он: - но всё же они - великие люди.
- Ну да, - вторю ему: - если их памятниками и до сих пор утыканы наши города и веси. Опп, но разве это не трагично… и не смешно?
Но он не отвечает и лишь непонятная улыбка мелькает на его губах.
- А теперь обернусь к истории Франции, к революции конца восемнадцатого века, – понемногу распаляюсь: – мараты* и робеспьеры*, эти дерзкие, кровавые «борцы за народное счастье», взбунтовали народ и тоже пролили реки крови. Что, разве обязательно надо было отрубать оппонентам головы?
- Подумаешь! Лес рубят – щепки летят: - ухмыляется он, глядя на проносящиеся за окном березы.
- Не щепки, а головы… королю, королеве, а потом и тем, кто посмел выступить против этих борцов.
- Но им же самим потом головы отрубили… той же гильотиной. - И, с усмешкой взглянув на меня, хлопает ладонью о ладонь: - Р-р-раз!.. и нет борцов.
- Вот-вот… И взятие Бастилии… то бишь, тюрьмы, у французов до сих пор - всенародный праздник. Что, Опп, не смешно?
- Не-а, - вызывающе разваливается на сиденье, покачивая ногой.
- Ну, хорошо. Тогда еще один пример. И опять же из французской истории. Наполеон*...
- Да-а, - на этот раз лыбится во весь рот: – Наполеон был велик! Даже в России ему поклонялись писатели, поэты…
- Вот-вот… В России отцы гибли на войне против его армии, а их дети ещё до-олго ему поклонялись. И это не смешно? – Но он опять только разводит руками, непонятно хмыкая: - Да, конечно, Бонапарт был великий человек, от простого воина добраться до императора! Но, возмечтав о мировом господстве, превратил эти самые мечты в кровавый фарс, в котором на орехи досталось и Франции, и Европе, и России.
- Да, досталось... - согласно кивает головой.
И хочет еще что-то сказать, но я перебиваю:
- И тем не менее, остался же он в истории великим, вот и получается: убьешь одного – до конца жизни тюрьма, а миллионы – слава в веках. Значит, всё дело в количестве?
И на это Опп пока не отвечает… его уже и не видно. Может, пересел в задок автобуса? Ну что ж, тогда продолжу монолог сама с собой и углублюсь в века, вспомню не менее яркий пример славы - подвиг Христофора Колумба*.
- Ну, допустим... – Но Опп вдруг плюхается напротив меня: - Америка была уже открыта и до него викингами, но всё же Колумб…
- Ага, но всё же Колумб, - не даю ему закончить: - как отважный и беспощадный пират проложил к ней путь, после чего туда хлынули авантюристы из Европы и, уничтожив индейцев, превратили Америку в золотую кормушку, за что ему и его конкистадорам воздвигли памятники.
Но на это мой спорщик, не ответив, опять растворяется.
– Где ты? И чего молчишь-то? – тихо бросаю в пустоту: - Вот и молчи, потому что ответить тебе нечего.
И всё же попробовав отыскать его взглядом, но не найдя, отворачиваюсь к окну и продолжаю думку: «А теперь нырну в века еще глубже, на стык старой и новой эры, в великую Римскую империю*. Да, конечно, империя была великой, но процветала-то за счет грабежа народов и племён, которые покоряла её беспощадная армия-машина».
- Слушай, может, хватит тебе нападать на великих вашего мира? - вдруг слышу прямо над ухом: – Ведь всё равно, чтобы ты ни бурчала, а они как были великими, так и останутся, а ты…
- Хорошо, постараюсь... – почти соглашаюсь: - Но прежде немного - к истории Христианства. Хорошо?
- Давай, валяй, - слышу его короткий вздох у самого уха: - Уж в истории Христианства ты непременно найдешь утешение.
И почему-то хихикнул.
- Хотела бы, конечно...
И снова слова эти бросаю в пустоту, потому что его опять не вижу. Играет сегодня со мной что ли? Но ладно, пусть его… только б совсем не улетел.
– Но вначале, мой невидимый спорщик, сложу-ка я вот так ладони и взмолюсь: Боже правый, Боже бессмертный, пожалуйста, пожалей своего бедного и несчастного сына Иисуса*! Сколько ж его именем католиками было пролито крови по всему миру от Америки, где огнем и мечом крестили индейцев, до Индии, где и до сих пор находят храмы, в подвалах которых сотни скелетов индусов, не пожелавших поверить в твоего сына!
- Ну вот, опять ты… - воочию появляется мой спорщик напротив и его тёмно-синие глаза становятся почти черными: - И в истории христианства утешения не находишь.
- Да уж… Не нахожу уж, - пробую подхватить его ироничную интонацию: – Но ты всё ж не исчезай, а послушай! Знаешь истории о рыцарях крестоносцах* начала второго тысячелетия? – «Зачем спрашиваю? Конечно, знает». – Ведь в то время большинство из них кроме коня и пики ничего от своего отца в наследство не получали... только старший брат имел на это право, а младшим что оставалось делать? Вот и шли в разбойники. И столько же их вотом тогда развелось на дорогах Европы!
Да, Опп знает и это.
- Но Папа Урбан, - усмехается: - именем Христа направил их на неверных...
- Ну да направил. Надо же было ему из-за разгула пап как-то утвердить пошатнувшийся авторитет католицизма? Вот и направил бедных рыцарей-разбойников с лозунгом защиты Христианства на богатый Иерусалим*, а они, захватив его, вырезали двадцать тысяч жителей, разграбили, потом настроили вокруг Иерусалима крепостей, стали успешными ростовщиками... Кстати, за счет паломников. Но через сто лет постоянных войн мусульмане выбили их наконец-то из Акры, и последние рыцари… «воины Христа» сбежали к морю через заранее подготовленный тоннель, уплыли в Европу и снова занялись ростовщичеством.
- И правильно сделали, - хохотнул Опп: – Надо же было им как-то жить!
- А тридцатилетняя война* в Европе, - не стала отвечать на его циничную реплику: - когда христиане, разделившись на католиков и протестантов, вырезали целые города! А костры Инквизиции*, на которых опять же именем Христа!.. жгли инакомыслящих, женщин-ведьм и даже кошек! Что, разве после всего этого ужаса история христианства не смех… сквозь слезы?
- Ну, может, и смех, может, и слёзы... - Опп рисует пальцем на стекле две дуги: - Но всё же все великие люди строили замки, дворцы, храмы, поддерживали искусство…
- Да, конечно, поддерживали, строили… И их постройки век от века становились всё шире и выше. Но послушай, Опп, разве эти дворцы и замки вначале не были для них элементарным укрытием? Разве потом по их велению не высекали на их стенах их великие имена? Ведь еще древние египетские фараоны сообразили, что, хотя они и сыны богов, но всё же надо возвести пирамиды, чтобы смертные не так быстро забыли о них, ну а потом… Потом опыт фараонов переняли европейцы. Во, Карл великий*, который, как потом и Наполеон, прошел путь от воина до короля. Приняв христианство, потому что монорелигия была удобна для покорения завоеванных народов, выстроил один из прекрасных храмов, в котором потом и упокоились его «великие кости».
- Ну да, великие, - уже без ёрничанья, но почему-то грустно улыбнулся Опп: - Помнишь строки вашего Маяковского*: «Люблю я планов твоих громадьё…»? Вот за «громадьё» и прощаются им щепки, которые летят. И пусть эти «щепки» плывут себе по водам Леты*неизвестными.
И Опп, непонятно улыбаясь, соединил нарисованные им на стекле полу дуги в круг и поставил посреди него точку, давая понять, что подвёл черту под нашим спором. Но я ощетинилась:
- Нет, мой дорогой, я так не считаю. «Щепки» не безвестными булькнули в воды Леты, ибо они-то и творили жизнь, возводя прекрасные строения и храмы. И именно они достойны поклонения.
И именно им по всему миру надо воздвигать монументы наподобие «Памятника неизвестному солдату». – И с пафосом закончила: - Так что не в честь великих злодеев сверкают, светятся вершины пирамид, купола храмов, шпили дворцов, а в память великим и терпеливым труженикам Земли. Скажи, разве не права?
Но ОПП ничего не ответил и только мелькнул непонятной улыбкой его осклабившийся, удаляющийся рот, а я про себя закончила диалог: «Да, история – трагикомедия, и мои мыслишки напрасно мечутся в поисках имени хотя бы одного чистого и непорочного великого!.. Кроме Иисуса Христа, который живёт в душах не корыстных завоевателей, а терпеливых созидателей».

*Петр Первый (1672-1725) - последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский.
*Владимир Ленин (1870-1924) - революционер, лидер большевистской революции, глава советского правительства (1917-1924).
*Иосиф Сталин (Джугашвили) (1878-1953) – политический, военный деятель, Генеральный секретарь ЦК ВКП, глава СССР (1924-1953).
*Жан-Поль Марат - политический деятель эпохи Великой французской революции, известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал с сентября 1789.
*Максимилиан Робеспьер (1758-1994) - французский революционер, наиболее известный политический деятель Великой Французской революции.
*Наполеон Бонапарт (1769-1829) - император французов в 1804-1815 годах, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.
*Колумб (1451—1506) - испанский мореплаватель, считающийся первооткрывателем Америки.
*Римская империя (c 27г. до н. э. по 491 г.) – империя, которой принадлежало всё побережье Средиземного моря.
*Иисус Христос - в христианстве центральная личность и предсказанный в Ветхом Завете Мессия. *Крестоносцы - европейские рыцари, участвовавшие в крестовых походах 1096-1291 гг. в Палестину, направленных на «освобождение» в первую очередь Иерусалима, против турок-сельджуков.
*Иерусалим - столица Израиля, город на Ближнем Востоке.
*Осада Иерусалим - с 7 июня по 15 июля 1099 года, в результате город был захвачен войсками крестоносцев.
*Тридцатилетняя война в Европе, продолжавшийся с 1618 по 1648 год.
*Инквизиция - следственный и карательный орган католической церкви, созданный в начале XIII века для жестокой борьбы с ересью.
*Карл Великий (748-814) - император Запада с 800 года.
*Владимир Маяковский (1893-1930) - русский советский поэт.
*Лета - одна из рек в подземельном царстве Аида, река забвения.


Рецензии
Я бы, Галина, помалкивала,потому что не готова была бы так
"навскидку" спорить с оппонентом Вашим, но сидела бы на Вашей скамейке, рядом с Вами. Потому что Вы правы.

Кстати,перечитала ещё раз выдержку из Набокова.Изумительно.

Галина Алинина   19.06.2011 18:04     Заявить о нарушении