Возврат Церкви или - сор не выносим из избы

 Ответ на высказывания Елены Гагариной журналистам РИА Новости
 "О возможной потере национальных духовных святынь в случае их возврата
из музейного хранения - Русской Православной Церкви".

 Позвольте возразить Генеральному Директору Музеев Кремля с десятилетним стажем работы в
этом музее, считаюшему, что - вернуть Церкви, значит потерять.
 Будучи заведующим сектором реставрации металла Музеев Московского Кремля долгие годы, а потом реставратором этих же музеев, имею полное представление о том, каким рискам подвергаются любые музейные экспонаты. За многие годы моего участия в подготовке, упаковке и транспортировке наших национальных святынь на всевозможные заокеанские и европейские выставки, я наблюдал каким необоснованным рискам подвергаются экспонаты только ради одной цели - поднятия престижа чиновников, путешествующих вслед выставкам, и  извлечения прибыли из ажиотажных выставок под броскими названиями, в которых фигурируют - Сокровища Кремля, Царей, Патриархов... Так было в советские годы. Так происходит и  сейчас.
 Перепады температур при перелёте экспонатов в транспортных отсеках самолётов с минусовой температурой, вызывают коробление, усадку и микро-разрушения эмалей, грунтов и живописи икон, появление конденсата и ускоренное патинирование металла. Явление резонанса при взлёте и посадке самолёта, даже при наличии особого климатического кейса для экспонатов, вызывает на них ослабление закрепки камней и других тончайших элементов, появление микротрещин на эмалях.  Особенно на, постоянно путешествующих, пасхальных яйцах фирмы К. Фаберже.
 Мне приходилось трижды, после выставок, возвращать покорёженных орлов, на башни « Московского Кремля», центрального произведения витрины Фаберже. А чего стоит, например - полное распадение на части янтарных тацци, при перелёте на выставку в Японию в восьмидесятые годы. А разрушение на фрагменты, миниатюр из камня Денисова-Уральского, при перелёте в Брюссель,- это уже начало двухтысячных.  Механические повреждения при резких встрясках на российских, жутких дорогах, когда экспонаты путешествуют колёсами и  их погрузках на морские паромы. При внутримузейных перемещениях экспонатов, когда отсутствуют специальные тележки и мягкие корзины-сумки. Уникальные и бесценные экспонаты переносятся - в охапку, на закорках, по кремлевской брусчатке и крутым соборным лестницам. Дефектов – не счесть. Но, вот что интересно! В музее, вы не найдете положенных, в случае нанесённого вреда экспонату или его разрушения  – дефектных актов.
Уникальный сор,- нельзя выносить из избы.
Его принесёт в реставрационную мастерскую, без всякого дефектного акта, Главный Хранитель, и скажет: «Пока есть реставраторы – у нас нет ущерба».
 Так, что, не будем всю ответственность за неблагополучную жизнь национального достояния – сваливать на «сиволапых» церковников, что было модным у советских бонз. Давайте дружно, и сообща – любить, разумно хранить и восстанавливать отеческое наследие.
И, вот, что интересно, и о чём, возможно, не знает российский обыватель.
После Указа об изъятии церковных ценностей и создания в 1922 году Центральной комиссии по изъятиям под руководством Л.Д. Троцкого, после секретного письма В.И.Ленина от 19 марта 1922 о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви, членам Политбюро(№ 23-16,РЦХИДНИ, ф.2, оп.1, д.22947, л.1-4) - музеи разного подчинения стали пополняться церковной утварью, часто перетекавшей во внешторговский оборот и зарубежные коллекции.
 В фондовых хранилищах центральных музеев и Гохрана, первым  Главным Хранителем которого был цареубийца Юровский, привёзший в Москву окровавленные бриллианты царской семьи - скопилось огромное количество служебной утвари: литургических сосудов, потиров, чаш, подсвечников, дискосов, окладов икон, и прочая, и прочая. Именно в этой, служебной церковной утвари, нуждаются российские, обедневшие, за долгие годы произвола, храмы. Неплохо бы было всё это - вернуть Церкви, а не держать под музейным спудом, в темнице и залоге.

Здесь ссылка на ресурсы по теме утрат музейных ценностей в РФ:
http://rublev-museum.livejournal.com/24371.html
   


Рецензии
Сражается и погибает - народ, молится и побеждает - народ, тянет тюремную лямку - народ. А циники об этом рассуждают. Церковь в России -
это Народ. А вот любая партия, даже такая огромная, как когда-то КПСС - кормушка. И выкормила она - нынешних хряков, на народные деньги.

Юрий Осипов-Бивер   25.05.2011 00:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.