Свастика
Если верить записи, обладатель этой ассигнации мог в то время получить золотой эквивалент. Монетки такие чеканились в России дважды:в 1755—1805 и в 1885—1917 годах. Причём, если сначала номинал империала был равен десяти рублям, то второй раз уже пятнадцати. Девальвация на фоне нынешнего положения с финансами почти незаметная. Но всё же. Не явились ли происходящие тогда процессы сигналом к дальнейшим событиям в нашей стране? Интересно, а много ли обладателей подобной ассигнации обменяли их после февральских событий на тяжёленькие монетки, общим весом грамм сто? Думаю, происходящие в стране события поубавили веру народа в свое правительство. И заверения госбанка на реверсе ассигнации.
Но главное открытие ждало меня на аверсе. Нет, не уверения государства, что подделка кредитных билетов преследуется законом. Кто бы сомневался? И кто бы занимался таким делом в то время? Над этой грозной надписью раскинул свои крылья двуглавый орёл. Правда, без монархических символов и с голыми ножками. За что и получил в народе уничижительное прозвище "Ощипанная курица". И жил такой орел недолго и не слишком счастливо. Чтобы через семьдесят пять лет возродиться фениксом и вновь сжать в когтистых лапах скипетр и державу. Хотя на современных монетках остался в старом наряде.
Но даже не эти преобразования поразили. Под орлом явно просвечивался ненавистный всему советскому народу знак. Октябрята и пионеры всего Советского Союза с упоением рисовали на уроках, как наши соколы сшибали фашистских мессеров с подобной свастикой. Это уже потом она стала популярна среди определённых слоев молодежи. Но почему в то смутное время орла пригвоздили на свастику?
Историки сходятся во мнениях, что главную роль здесь сыграла императрица Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатрис Гессен-Дармштадтская. По воспоминанием многих современников Александра Фёдоровна душой восприняла русскую веру и устои царской власти. В то же время она рисует свастику на своих открытках.
В те времена на волне арийской теории усилилось внимание к этому знаку. И вот при разработке дизайна тысячной купюры (!) мнение императрицы, возможно, повлияло на рисунок. Удивляет не только символика, но и номинал. Но вернемся к связи Александры Федоровны со свастикой. Уже в тобольской ссылке императрица пишет подруге: "Послала тебе, по крайней мере, 5 нарисованных карточек, которые ты всегда можешь узнать по моим знакам (“свастика”), выдумываю всегда новое".
Почему мнение Александры Федоровны повлияло на рисунок новых купюр, можно только предполагать. Очевидно, что и не узнаем отношение к этому главы Временного правительства князя Г.Е. Львова. Именно при Георгии Евгеньевиче и разрабатывался дизайн новых ассигнаций, неточно названых потом "кренками". Думаю, после июльского кризиса и ухода большевиков в подполье Александру Федоровичу было не до символики на деньгах. Но факт остался в истории. Как и пустые обещания министров о равноценности их с затаившимся надолго империалом. И в отличии от него они в скорости превратились в простые бумажки. Даже со свастикой. Но она вернулась к нам знаками на крыльях фашистских самолётов в самую короткую ночь сорок первого. Не мистика ли?
Свидетельство о публикации №211051601305
Знак солнцеворота у славян из этого же ряда символов.
Творческих успехов!
Дмитрий Шишкин 07.02.2016 10:59 Заявить о нарушении