Братья Гримм. Верный Иоганнес

Начнем "путешествие" по многоуровневому миру этой сказки братьев Гримм, причём эти уровни, слившись в единый "глобус" сказочного пространства, не позволяют главенствовать ни одному из них. Какие же смыслы вплетены  в повествовательную ткань сказки? - "о чём":

- кончено же, о "Сказке": наследство, прекрасная королевна, волшебство и вещие птицы, пророчества и их исполнение..., но и:

- кончено же, о беззаветной преданности вассала сюзерену (ведь с разрушения вертикали власти, иерархической соподчиненности рушится и всяческая государственность - и впитывать это маленьким согражданам уже надо у домашнего камелька);

- кончено же, о трепетном желании всех вассалов, что им "воздастся той же мерой" - мерой любви и преданности ("метнёмся" к китайской мудрости: к "Сунь-цзы", к самой классике стратегического мышления всех времён и народов: "Первое Путь.... Путь - это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха , ни сомнений") А что цементирует государство? - вера в "доброго царя" и знать это маленьким вундеркиндам-читателям/слушателям обязательно;

- и, кончено же, испытание верности (ведь в обучение, главное, примеры), преподнесенное как переложение (скорее наложение, "обряжение" сказочного повествования в ветхозаветные одежды) одной из самых драматичных библейских сцен: "...Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе..."

Другой вопрос, что герои заходят дальше Бога, превращая жёсткость библейского пастиша в жестокость, а "надрыв" доводя до логического конца.... Но ведь это и кратчайший метод "достучаться" до неискушенных сердец, тем более, что сказка это ещё и элемент чуда, которым всегда можно подкорректировать непоправимое и необратимое. (А жестокие чудеса Писания, увы, совсем не сказка...)


Рецензии