Шеол
Стоишь и чего-то ждешь. Ни одного чернильного пятна. Бело-серый цвет режет глаза, но воспринимается тихо и спокойно.
Сажусь на камень и смотрю отчужденно.
Люди предают. Люди обманывают. Люди ведут себя так, как будто они родные. Стоит верить лишь тем, кого ты не знаешь… кого ты еще не знаешь.
Я подношу сигарету, затягиваюсь и выдыхаю дым.
Мы делаем подарки не тем людям. Мы приносим дары не тем богам. Мы поклоняемся не тем идолам.
Небо. Ах, если бы я мог его видеть. Это важнейшая часть нашего космоса, обожженного солнечным ветром. Весьма ощутимо чувствуется его некая близость, его превосходство над всем материальным земным. Являя собой абсолютное воплощение верха, оно - представитель одной из основных противоречий, семантических групп. Противоречий, коих полный список до конца еще не утвержден высшим началом, по причине того, что не допита еще божественная бутылка рома либо еще не кончился день, вмещающий как тысячу, так и десятки тысяч лет. Здесь сквозит непримиримой оппозицией.
Я мысленно вглядываюсь в небо.
Оно обладает недоступностью опытному познанию, трансцендентностью. Зрительное восприятие приобщает нас к этому, дай нам хоть триллион рецепторов на каждый цвет, его частоту. Страшная категория. Это транс центра наших желаний и мозга. Отсюда вера в Бога берет корни из культа веры в непоколебимое и справедливое солнце.
Некий Нюстрем определял небо как «пространство, которое Библия представляет прозрачным сводом или куполом, распростертым над землею». Схоластика всегда выражала опыт, хотя была далека от опыта. Тем более что и пониманий неба у нее было множество, тех, что есть и тех, что нету. Да, мне кажется, что и внутри каждого из нас оно своё.
Первозданный хаос в космогонии, чистый в непонимании своего предназначения, имеет облик чудовища, хтонического, по другим заявлениям - водного. В природе есть злосчастный демиург. И есть расчленение им хаоса, в процессе которого фонтаном брызжущей крови создаются небо и земля, выделение верха и низа. И чудовище может самостоятельно порождать эти так называемые ракиа. Но это нисколько не мешает небесному своду родиться в результате удара мифами по черепу космического существа, такого как Имир или Пуруша. В конечном итоге демиурга может заменить даже божество воздуха или сам бог.
Тиамат у аккадов, - воплощение мирового хаоса, «море», являясь персонификацией первозданной стихии, имея тело, мозг, разум, сознание, создает вместе со своим супругом первых богов. Позже она будет рассечена на две части кровожадным поколением младших богов во главе с Мардуком. Ни у кого бы не дрогнула рука убить такое женское эго в образе чудовищного дракона, иногда изображавшегося и семиголовой гидрой. На каждое счастливое число - по удару.
А этот «солнечный телец» Мардук, надо сказать, был парень не промах, - возглавлял вавилонский пантеон, и символом излияния его семени было чистейшее золото.
У шумеров была богиня-прародительница Намму - мать, давшая жизнь всем богам, вскормившая всех молоком, медом, божественным правом, наркотиками и рок-н-роллом. «Dieu et mon droit». Это та самая «мать, создавшая небо и землю», олицетворение подземных мировых вод, подземного океана. Она была более симпатична. И имя у нее писалось красиво, знаком близким к «Энгурра». Вы не видите здесь красоты? Но ведь у каждого разное понимание красоты, не так ли.
...Эта твердь разделяет воды вверху от вод, находящихся внизу. Как приятны слуху эти великозаветные фразы, как будто высечены самой истиной на камне, вулканической породе. Человечество когда-то представляло себе небо, как свод, нижний край которого касался краев земли, и свободно можно было на него зайти, разорвать полотно и просунуть голову в дыру, как в трещину на экране кинозала.
Небо сейчас мыслится в качестве души, дыхания мира, в качестве онкологии легких и патологии сознания. Местопребывание после смерти. Учат, что это место для счастья, блаженства. Бесконечное продолжение вселенной. Да, бесконечное блаженство, как получасовой оргазм, как все эти методики по получению множественного счастья. Увы, но небо лишь внушает человеку ощущение непроницаемой тайны, хранящейся в мироздании, которую никогда не постигнуть, так как не в блаженстве дело.
В вопросе Елиуя говорится: «Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело совершеннейшего в звании? Ты ли с Ним распростер небеса, твердые как литое зеркало?».
Небеса выступают как образ рая, непреходящего, неизменного и истинного. Это место обитания Бога, возле которого находятся воинство небесное, ангелы и «духи праведников». То небо, «где воля Божия исполняется совершенно, откуда сошел Христос и куда он вознесся, и восшел превыше всех небес и откуда он снова придет. Это небо открыто и приготовлено для спасенных грешников через того, кто со своею кровью вошел в самое небо, приобрел вечное искупление». Место, где записаны имена спасенных.
Это своего рода путь странствия души, что является модификацией архаического мотива странствия на небо. Там обитают предки и нерождённые души, со своими странами и областями жизни душ умерших, блаженных предков.
Блаженны только плачущие.
О, благочестивый шамаим. Как податель тепла, влаги и слез, это - активная творческая сила, пишущая жизнями, источник блага и совсем другой жизни. Воздух, облака, туман, представляются субстанцией человеческой души - дыхания, и при параллелизме микро- и макрокосма Небо оказывается душой универсума, воплощением абсолютной «духовности».
В представлениях многих народов находят свое отражение мотивы отделения и мотивы брака неба с землей. Отделение души от тела.
В «Ригведе» земля и небо - два колеса на концах оси или два камня, между которыми Индра зажёг огонь, как по мановению разорвавшейся ракетной боеголовки, два сосуда или две чаши, сложенные открытыми частями друг к другу. Тем самым душа и тело могут соединяться в контраст, образуя блаженство.
Обычно небо олицетворяет мужское, оплодотворяющее начало, некий дождь. В индоевропейской традиции верховное божество выражается основой deiuo, означающей «ясное дневное небо». Отсюда происходят древнеиндийский Дьяус, греческий Зевс, римский Юпитер как Дьяус Питар, Небо-отец, и тому подобное.
В китайской мифологии тянь предстает как воплощение некоего высшего начала, которое руководит всем происходящим на земле. Сам император правит по «мандату Неба».
В действительности же миром правят молочные железы. Небо является и женским началом, матерью. Примером тому служит древнеиндийская Адити - женское божество, мать богов, составляющих класс адитьев. Призывается как великая мать благочестивых. Другие мотивы, связанные с ней, относятся к отпущению грехов и освобождению от вины. Именно об этом часто просят Адити в молитвах, как будто прося прощение за нерадивого Мардука и его извержения. Она поддерживает небо и землю, как сказано в «Яджурведе», характеризуется как мать царей, отклоняет гнев богов, защищает от нужды и предоставляет убежище. Включена в систему многообразных родственных связей, являясь кому угодно одновременно и дочерью и женой и матерью. То ли это тщательно замаскированный инцест, то ли понимание всевышней духовности, когда все обезличены и лишь круговорот душ есть, был и будет, подчеркивая вселенскую мудрость, и в нем все существуют одновременно.
В Египте дети богини Нут - звёзды, движением которых она управляет, и солнце – Ра. Она по праву «огромная мать звёзд», «рождающая богов». В ней заключена тысяча бессмертных душ. Нут также связана с культом мёртвых. Она поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице. Преданная мать.
Но мужское начало на протяжении всей истории проявляет себя ярче. В греческой мифологии Уран-небо стыдился своих чудовищных детей - титанов, циклопов, гекатонхейров, - и удерживал их в матери-земле. Да, он прятал их в утробу, причиняя тяжкие страдания. Да, он прятал их в утробу, причиняя тяжкие страдания. Дети рождались даже от его капель крови, что причиняло всем неудобства.
Кто же детей пожирал, спросите вы. А заглатывал их беспощадный Хронос, тот, кто убил Урана, избавив отца и мать от мучений и страшных последствий.
Примечательна разнообразная мотивировка отделения неба от земли: ссора космических супругов, как-то не ново, уход от земли неба, оскорблённого, напуганного или вытесненного жителями земли. В африканских мифах люди вытирали о близкое небо грязные пальцы, что само собой закладывало почву для острых углов в дальнейших отношениях. Мы сами виноваты не только в нынешнем мироздании, но и в расстройствах друг друга.
У многих народов мира существует персонаж, который действует активно и отделяет небо и землю. Мифический предок алтайцев вставляет между небом и землей стрелу, чтобы они вновь не сомкнулись, а Индра утверждает небо на столпах. В других описаниях, космологических, присутствует персонаж, который является опорой неба: Атлант или хеттский Убеллури - гигант, поддерживающий вселенную, от которого постоянно резаком срезали каменных чудовищ. Эх, где же в то время был Персей, он бы успел спасти сотню девушек, прикованных к такой скале.
Всякое божественное существо представляется как небесное. Поэтому боги Шумера лучились сильным светом, поэтому более поздние культуры усвоили концепцию света как выражение высшего величия.
Представления о многоуровневом небе распространены по всему миру. В скандинавской мифологии ветви мирового дерева образуют различные небеса, где живут боги. Многоуровневое небо выступает как отражение представлений о иерархии божественных сил. Иерархия, придуманная материальным, ищущим власти сознанием.
В буддийской мифологии небеса представляют собой последовательные ступени возрастания божественного блаженства. По мере повышения «этажа» постепенно исчезают чувственные радости, уступая место духовным наслаждениям вплоть до растворения в нирване. Ступени эти крепки как кости.
В символической традиции небо соотносится с кругом, повторяя форму безграничного небосвода.
Согласно эпосу, полинезийский герой, обманщик Мауи без труда достигает десятого Неба. Это было первым упоминанием о посещении тайного места. Не волнуйтесь, в дальнейшем он умирает в схватке со старой женщиной, которая скорее всего являлась смертью. В развитых мифологиях на небо попадают чудесным образом - по лучу, радуге, в космическом зонде или нирване, разрывающей грудную клетку. Это подвиг или знак избранности, как вознесение Еноха.
В древнем иудаизме вера в небеса и загробную жизнь была связана с Шеолом. До прихода Христа концепция небесного рая у евреев отсутствовала. Слово «Ад» по-еврейски означает «Шеол». Есть несколько версий происхождения еврейского слова шеол, по всей вероятности, оно происходит от еврейского глагола шаал, означающего «просить» или «запрашивать». В таком случае «шеол» обозначает место, а не состояние, которое просит или требует к себе всех без исключения, принимая в свои владения умерших. Оно находится в земле, всегда упоминается в связи с мёртвыми и означает просто общую могилу человечества или область земли, совсем уж не моря, где находятся умершие, в то время как отдельная могила или место погребения по-еврейски называется кевер.
В боговдохновенных Писаниях слово «шеол», так же как и «гадес», имеющее греческое происхождение, связано со смертью и умершими, а не с жизнью и живыми. В самих этих словах нет ни мысли о блаженстве или муках, ни намёка на такую мысль.
Прям так и вспоминается способность всевышнего «в раскатах грозы возвышать Свой голос». «Он смеется над царями земными и их умыслами».
Во многих описаниях отмечается материал небесной тверди. У индейцев суньи - это камень, у жителей островов юга Тихого океана - голубой камень. Представление о каменном небе – Акмон - существовало и у древних греков, но было вытеснено представлением о металлическом небе.
Место где я нахожусь, это не рай, и это не ад. Это Шеол, существующий на Земле. Это планета Земля. Это и рай, и ад и чистилище одновременно, вместе взятое и слитое в единый каменно-металический каркас.
Что ж… Вдыхаю воздух, выдыхаю дым.
У якутов с «сумасшедшего неба», мекерикте халлан, приходят духи, вдохновляющие экстаз шамана. Старуха из африканских мифов, толчет ямс и задевает небо пестом, и с ухмылкой отрезает от него кусочек для стряпни касена. И всё так же продолжает крутиться яркое небо, а мы продолжаем жить в «каменном рае» где-то глубоко-глубоко в подземных недрах подсознания.
И в голове на радиочастоте всё звучит прибауткой шутливая детская песенка «С днем рождения тебя…».
Свидетельство о публикации №211051600229