Такая страшная молния

    Всю жизнь Мария Васильевна грозы боялась. Бывало, как начнётся гром, молния – на всё небо, мы с сестрёнкой к окну: как красиво, как интересно! Как хорошо, что мы дома, и как плохо, наверное, тем прохожим, которые, накрывшись зонтами, пакетами, а то и газеткой, спешат укрыться от внезапного ливня! И такой милой и уютной сразу становилась наша квартирка. Мы ставили на печку чайник, доставали печенье. Хорошо было нам попить чайку в такие ненастные дни. Да ещё с маминым малиновым вареньем! Вот только прабабушке такие дни не нравились. При каждом ударе грома она вздрагивала, крестилась и время от времени спрашивала – закрыли ли мы форточки, нет ли где сквозняка, понимаем ли мы, насколько важно не прикасаться сейчас к газовой трубе и к отопительным батареям, не включать воду и электроприборы. Мы, как могли, старались успокоить старушку. Объясняли, что в микрорайоне сотни громоотводов и опасности никакой нет, особенно, если вести себя благоразумно и не совать пальцы в розетку. Но эти уговоры помогали мало. Как-то я спросила:
    - Бабушка, почему ты так сильно боишься грозы?
    - А потому, детка, что много зла я от этой грозы видала. Это сейчас везде громоотводы. А также электричество, газ и вода в домах, радио и телевизоры. Вам, молодым, это всё привычным кажется. Каких высот наука достигла – чудеса, да и только! А вот во время моей юности электричество было в диковинку, а о газовых печках так и вовсе не слыхивали. Какой там на селе громоотвод! Как гроза начиналась, старые люди велели двери и окна закрывать, как бы душно в доме не было: шаровой молнии боялись. Как залетит, не приведи, Господь, такая в хату, как взорвётся, на любую преграду наткнувшись, - сгорит и хата, и всё, что в ней есть! А человек на пути попадётся – верная смерть ему.
Помолчала старушка минуточку, что-то вспоминая, и продолжила рассказ.
    «Однажды и мне довелось с шаровой молнией повстречаться. На расстоянии вытянутой руки от меня смерть прошла!
    Собрались мы как-то у тётки пироги печь на вечерницы – человек семь нас в доме было. А тут ливень с грозой. То ли забыли мы за ту форточку, то ли специально открытой оставили – жарко было очень, печь топилась. Только вдруг заплывает в эту форточку ярко светящийся шар и, с лёгким потрескиванием, плывёт прямо на меня! Все замерли – шевелиться в таких случаях нельзя, электричество притянешь. Стою я, ни живая, ни мёртвая. Ну, думаю, конец мне. Только молния проплыла мимо и в поддувало шмыгнула! Видать, сквозняк между форточкой и печкой был.
    А в другой раз нас с сестрой на поле гроза застала. Мне тогда лет пятнадцать было. Пошли мы полоть. Только начали, вдруг с неба вода – стеной. И молния стрелой в землю бьёт! Побросали мы тяпки, спрятались от дождя под стогом сена. Но просидели не долго – стал стог подмокать, уже и за шиворот закапало. Решили мы под больший стог перейти. Только перешли, как в то место, где мы только что сидели, молния ударила! Испугались мы, и ходу. А молния и второй стог спалила, как будто гналась за нами! Не помня себя, прибежали мы, мокрые, домой. Дедушка налил самогонки по стакану, выпить силком заставил, велел укутаться одеялами и спать. А перед сном отругал нас:
 
    - Зачем бежали, дуры?! Жить вам надоело?! Тихонько уходить надо было, и не прятаться в стога: туда в первую очередь гроза бьёт, а ещё -  в дерево.

    Был ещё случай у нас на селе: молодую девицу молния убила. Врач из города приехал, Посмотрел, пульс пощупал. Зеркало к губам поднёс – не запотело. Сказал родным, что девушка погибла, можно хоронить.
    Говорили старики, что надо её прикопать неглубоко в землю, так, чтобы одно лицо на воздухе было. Да подежурить около неё дня три, чтобы какое животное не погрызло. Глядишь, мать сыра земля электричество и вытянет. Если в течение трёх дней не очнётся, тогда уже смело хоронить можно. Так не послушались родители девушки этой: врач, мол, человек учёный. Раз сказал – мертва, значит, мертва и всё тут.
    А семья богатая была, так что хоронили её, как полагается – в подвенечном наряде, в золотых украшениях, что в приданное приготовлено было. Хоронили, как водится, всем селом. А после – родные и близкие ушли поминать, и до утра расходиться не собирались.
    Тем временем трое пьяниц решили могилку обобрать. Им не впервой было: ходили по окрестным сёлам слухи, что гробокопатели на кладбище по ночам промышляют, да никак полиция поймать их не может. А они – рады стараться! Как свечерело, хлебнули парни самогончика, взяли лопаты,  пошли на кладбище. Разрыли землю, подняли крышку гроба – девушка вдохнула свежий воздух и открыла глаза! Хлопцы в ужасе из могилы повыскакивали, а девица давай просить:

    - Дайте руку, люди добрые, помогите выбраться, ради Христа! Тайну вашу сохраню: никому не скажу, кто спас меня! Не бросайте в могиле на кладбище!

Сжалился один, вернулся, руку протянул, лицо рукавом закрывая. Вытащил девушку из могилы и ходу. Побрела несчастная домой, еле переставляя ноги, шатаясь от пережитого потрясения и слабости. Ночью уже в село пришла.
    А в доме тризну справляют. Плачут родственницы, отец с братьями, самогон по стаканам разливают – поминки в разгаре.
 
    -Ой, на кого ж ты нас покинула, - причитает мать, - ты встань, пробудись, доченька, посмотри, как горюет родимая матушка!

И тут – стук-стук в окошко! Мать шторку откидывает, а с улицы на неё упомянутая доченька глядит, шатается, землёй могильной испачкана! Мать за сердце и с воем под кровать! Мигом свечи все погасли, тишина. Перепугались все до смерти, не открывают. Уж как девица ни стучалась, как ни просила – молчат, как будто и нет никого дома. А напротив кузнец жил. У него как раз той ночью корова телилась, вот они с женой свечи в коровнике и жгли, телёнка ожидая. Увидела девица свет, пошла к ним. Заходит в коровник. Жена кузнеца как увидала её, и в обморок – хлоп! А девчонка – рядышком. Натерпелась, бедная, сил не стало. Покачал головой кузнец, привёл женщин в чувство, взял гостью на руки, понёс домой к родителям. А там – темно. Все по углам попрятались, дверь мебелью подпёрли, нечистой силы боятся. Обругал кузнец всю компанию нехорошими словами – открыли-таки. Передал он девицу матери и сказал с укоризной:


    - Тёмные вы люди, глупые. Газет не читаете, так хоть стариков бы послушали! Разве не знали вы, что девку молния ударила? Похоронили – вот земля из неё эту молнию и вытащила. Счастье ваше, что серьги-кольца надели: если бы не грабители, умерла бы дочка ваша от удушья в могиле!

    На следующий день родственники праздник закатили на всё село – радовались чудесному воскрешению чада родимого.
    Вот такая история. Спрашивали потом девицу эту, узнала ли она тех гробокопателей.
 
    - Узнала, - отвечала она, - всех троих узнала. Только я никому и никогда не скажу, кто они и где живут. Ведь они мне жизнь спасли!

Так ничего и не сказала – сдержала слово. А случаи ограбления могил после этого на кладбище вовсе прекратились».


Рецензии
Милая Анна, спасибо за рассказы. Чистые они у Вас, как родниковая вода. С уважением,

Тамара Брославская-Погорелова   31.07.2011 07:44     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

С уважением,

Анна Момот   31.07.2011 12:03   Заявить о нарушении
Да, история занимательная.
Только вот от прикапывания в землю шансы у пораженного электрическим током ещё более уменьшаются. Но что поделать, моя бабушка тоже была уверена в том, что следует закапывать.

Синферно   17.06.2012 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.