Прозвище

сказание

…Нет, что и не говорите, а это слово на украинском языке звучит естественнее и прекраснее. Я имею ввиду слово «фамилия». Звучит, как «призвыще», грубо говоря, прозвище, или «как тебя называть, или прозывать».
…Имен различных - Иванов, Анисимов, Андреев, Степанов, Николаев может быть множество, а вот фамилия, или «призвыще» это то, что передается по наследству, от одного поколения к другому…
И, честно говоря, услыхав свою фамилию («призвыще») у иного лица можно предположить, что он есть твой родственник, то-есть по РОДУ ТВОЕМУ. А вот в каком колене, где эти генеалогические перекрестки произошли, тут уж одному Богу ведомо…
…Недалече полез я в интернет в поиск по «Одноклассникам». Мама родная!!! Сколько я людей со своего села Карпцы, которое в Сумской области обнаружил!!! Мало того, родственников, прямых причем, включая двоюродных братьев и сестер тоже… обнаружил.
Воистину, интернет, это большущее дело в установлении всего и вся…
…Но вопрос даже не о интернете. Как-то с течением жизни, входя во вторую ее половину и потихоньку приближаясь к естественному финалу, начинаешь призадумываться.
...Вот есть дети, внуки. Пока они будут живы, в их памяти что-то о тебе, бренном, сохранится. Хорошее, или плохое, это уж в зависимости от ситуации. У внуков будут свои внуки, которые уже, может быть и слыхом слыхать и знать не будут о своем пра ( а может и пра-пра дедушке). А у них праправнуков будет своя жизнь. Разьедутся они по безмежным просторам Страны ( а может и зарубеж), достигнут чего-то. Будут у них свои радости и невзгоды, достижения и проблемы… Только я об этом знать не буду…
…Порой условно пытаюсь проникнуть назад, вглубь времени… Деда я не знаю, но о нем много слыхал, о прадеде- ничего не знаю, а далее… временная тьма…
…А ведь жили же эти дедушки и прадедушки, прабабушки… О чем-то мечтали, к чему-то стремились… Как бы им было бы  интересно о НАС узнать!!!… Кто мы, чего достигли в жизни этой, как мы выгладим, какие черточки характера от них переняли… Но, увы, природу не обманешь… И только фамилия («призвыще») будет нести из поколения в поколение дух и предания старины глубокой…
…Откуда взалось наше («призвыще), т.е. фамилия, почему именно такая фамилия а не иная ???. Очень интересный аспект, на котором дельцы в интернете уже начали деньги зарабатывать.
===
...Родом я из села Карпцы, это на Сумщине. Отчетливо помню, как в детстве, где-то в годика четыре,  на «Мочарке» отец затеял со мной разговор.
«...Как тебя зовут??» - я ответил…
«…Кто у тебя отец??» - я тоже ответил…
«…А как твое «призвыще»/фамилия/??» - я промолчал, мол, не знаю.
И вот мне так запомнилось, когда отец четко несколько раз повторил: « Твое прозвище /фамилия/ - ВАЛЮХ !!! Запомни сынок это… С этой фамилией ты всю жизнь будешь, и все что после тебя останется – это твоя фамилия /призвыще/!!!.»  Не знаю, ведь мне всего-то четыре годика было, … всего-то четыре года, … а так запомнилось!!!.
…Шло время, как и положено, особенно в детские школьные времена к фамилии начали лепить разные кликухи.. Ой, чего уж тут не было, и «валянок» и «валюха» и «поваленок» и … разнообразий много, короче. Мало того, в селе фамилия ударялась на второе гласное, а по жизни, и до сегодня… почему-то все делают ударение на первое гласное. Но с этим я уже смирился…
Но порой все-таки возникал вопрос, а почему у меня фамилия ВАЛЮХ, а не иная какая-то ???
…В нашем хуторе Карпцы, которое в свою очередь состоял из ряда регионов, в т.ч. Карпцы, Клюсы, Валюхи и прочее жила одна женщина – Валюх Мария Мусеевна (не путать с Моисеем). Бедненько жила женщина… Классическая вдова военных лет, впоследствии мать-одиночка. Дед Мусий был добрым дедушкой и долгожителем.
Помню, в малолетстве я часто к нему в гости захаживал и он рассказывал очень много историй еще … с царских времен. В отличие от иных, дедушка закончил в свое время какую-то церковно-приходскую школу и умел читать на старославянском языке.
Роясь в школьной библиотеке, я нашел книгу «Слово о полку Игореве» написанную на абсолютно-непонятном, но немножко похожем на нынешний языке. Взяв книгу под мышку, я направился к деду Мусию. С ним вместе начали разбираться, что и к чему…
Видя эту процедуру изучения старославянской литературы в процесс тактично вмешалась тетя Маня. Начала она рассказывать о нашем хуторе (селе) Карпцы.
…Уже тогда, в третьем классе, я был ошарашен ее глубочайшими знаниями о каждом человеке нашего села. Как она мне рассказала о моей родне, дедушке и его братьях, прадедушке и тоже о его братьях и… Мать моя родная!!! Оказывается там в такие родственные хитросплетения все переплелось… А тут еще и соседние села, Марьяновка, Саи, Гришки да и другие… подключились… Одним словом, невесту надо бы где-то подальше искать, а то … нарвешься (правда, неведомо в каком колене).
Да о чем говорить, если только в нашем хуторе Валюх Алексей Григорьевич было три штуки. Бедный почтальон письма разносил исключительно по обратным адресам, по принципу, кто кому может писать.
А потом, оказывается много народу в разные времена уехало с нашего села и прилегающих окрестностей и в Оренбургжье, и на Дальний восток и в Херсонщину. Одним словом, располздись Валюхи не только по району и области, а даже по МИРУ…
…Долго рассказывала Манька Мусеевна о жителях нашего села. Но разве все упомнишь…
…Была-же потом мысль записать все это, зафиксировать то, кто и как, кто и с кем, кто и куда… Но пока был маленьким, то было не до этого. А повзрослевши, … и сам уехал с маленькой Родины. А вот когда мысль созрела окончательно, когда душой понял, что надо бы все это зафиксировать…, то сами понимаете, стало слышком поздно.
…По жизни было несколько разговоров с Манькой Мусиивной касательно и односельчан, и происхождения Карпцов, Марьяновки, Гришок… Где вымысел, где истина, уже разобраться поздно.
…Но один разговор мне все-таки запомнился… Как я уже говорил, в детстве к моей фамилии лепили всяческие кликухи. Обидно было. И вот раз в порыве детских обид я высказался тете Мане о том, что мол плохая фамилия, неказистая, а кликухи всяческие липнут очень легко.
Внимательно посмотрев на меня, тетя Маня сказала: « А хочешь, я тебе расскажу, откуда взялася фамилия («призвыще») ВАЛЮХ ??». А далее, невзирая на мое обиженное состояние она рассказала это предание… Передаю, как могу...
===
…Давно это было. Было это в те времена, когда земля Карпцевская еще не было обжитой. С одной стороны пологого яра поселился Карпо со своей семьей, с другой стороны какой-то Клюс, и тоже со своей семьей. Образовались маленькие хуторки. Вообще-то хутор, это родственная усадьба, или миниквартал состоящий исключительно из родственников. В классическом хуторе всего  две- пять дворов. Это дети, внуки, старики, но в принципе родственники.
…Земля Карпцевская была свободной, казенной. Да и на места эти в большинстве случаев панщина не распространялась. Слобожанщиной это земля называлась. Сбегались сюда люди от гнета панского, от набегов татар, от всех этих казацко-польских войн…
…И вот в период, когда шла война Богдана Хмельницкого с поляками (это 1648 – 1654) в земли эти приблудилась одна семья - муж, жена, бабка и двое детей. Были это выходцы с правобережной Украины, то-ли с Галичины, то-ли с Польши. Удирали бедные от войны, разрухи, от панщины  на земли вольные, слобожанские. Какие  у них были имена и прозвище, никто не знал.
…Поселилась эта семья через яр от хуторов Карпцов и Клюсов, и образовали свое дворище. Жили, строились потихоньку, выживали как могли.
Строиться, естественно, приходилось из дерева. Приходилось валить лес, а этого добра в те времена хватало. Потом из леса делали дома, сараи, клуни.
И заметил окружающий народ, что в этого мужика очень классно получается лес валить. Пока одни срубят дуб, он успевает два-три. Главное, искусство он в вырубке леса имел, а не рубил, как попало.
Начали приглашать этого мужика для вырубки леса на постройки и в иные хутора.
Так и прицепилась кличка-прозвище… Мол, пригласите этого мужика, который лес валит – ВАЛЮХА… Так и прилипло… Вот и пошло-поехало… Сначала пращура обозвали ВАЛЮХом, а потом и на детей перекинулось. Так и возникла фамилия («призвище») – ВАЛЮХ.
…Естественно, потом дети, внуки, … правнуки… но все ВАЛЮХами оказались, как известно…
Под конец рассказа тетя Маня спросила: « А хочешь увидеть могилу этого деда, первого ВАЛЮХА??». Естественно, … кто-же откажется…
Повела Манька Мусиевна меня на пагорб, возле двора тетки Параски, на давно забытое семейное кладбише… Такое старое и такое забытое кладбише… Один только старый перекошенный крест на этом кладбише и остался, да несколько не успевших сровняться с землей бугорков от могил.
« …Вот здесь где-то, на этом кладбище и захоронен первый ВАЛЮХ» - сказала она. А вот где конкретно эта могилка, уже и знать никто не знает…
…Шло время, старый перекошенный крест сгнил окончательно, и сейчас на этом месте только опытный и знающий глаз может догадаться, что под слоем земли, где-то здесь покоятся останки нашего пращура – ВАЛЮХА.
…Истина ли это, или нет, я не знаю…
…Знаю одно, разлетелась от нашего пращура ВАЛЮХА фамилия («призвыще») по всему миру… И где бы мы не встретились, должны помнить, что мы идем от одних корней…, мы братья и сестры. А вот в каком поколении, одному Богу известно…

14.01.2013


Рецензии