Сто чудовищ Украины. 048. Сабля и Крест

Название: Сабля и Крест (лат. Machaera/Crux)
Классификация: талисманное чудовище сакрального типа
Распространение/местонахождение: Украина
Питание: -
Число жертв: -
Популяция: 1 +1
Размножение: -
История возникновения/изучения: Истории Сабли и Креста начались в разное время и сначала шли отдельно, пока не были объединены уже сравнительно в недавнее время. Сначала появился Крест. Это был тот самый крест, который апостол Андрей установил на киевских горах в знак навечного присоединения окрестных земель к христианству. Сделанный из мореного дуба, Крест много лет простоял на горах, а затем был скрыт от возможного надругательства языческими кочевниками. Крест находился в тайнике, но действие его распространялась на землю и людей её населявших, поэтому князь Владимир и выбрал именно христианство религией для своего молодого государства. При Владимире языческие капища были разрушены, идолы брошены в Днепр, а Крест откопан и установлен для почитания.
Даже тогда возникали сомнения относительно принадлежности Креста именно апостолу Андрею. Особенно эти сомнения подпитывали византийские церковные иерархи, которые считали страшной несправедливостью то, что первый из апостолов христовых оставил крест не благочестивым ромеям, а диким варварам, которые живут на краю света и граничат чуть ли не с собакоголовцами. Византийская церковь категорически отвергала возможность Андреевой проповеди на киевских горах, а Крест считала грубой подделкой. Так как в первое время киевскими митрополитами были греки, то они пытались умалить славу Креста, мешали его чествованию, не допускали появления упоминаний о нём в летописях. Так что упоминания о Кресте в те времена мы находим лишь у путешественников, преимущественно восточных, проезжавших через Киев.
Известно, что Крест хотел забрать во Владимир князь Всеволод Большое Гнездо, который взял Киев в 1173 году. Но князя убедили не делать этого из-за страха кары небесной, потому что ежели поставил апостол Андрей крест на киевских горах, то пусть он там и стоит. Пережив все невзгоды и упадок Киева, Крест простоял там до монголо-татарского нашествия 1240 года. Тогда последние защитники Киева собрались в Десятинной церкви, где оказывали отчаянное сопротивление, когда нападавшие подожгли храм. Киевляне, которые были в церкви, выбрали смерть вместо позорного плена, резали себе вены и поливали Крест собственной кровью, спасая его от огня. С тех времен на Кресте видны пятна крови, которые некоторые невежественные товарищи воспринимали за кровь самого Иисуса Христа, что, конечно, не является правдой.
Хан Батый, руководивший взятием Киева, приказал найти в руинах Десятинной церкви Крест, который хотел использовать для усиления собственного могущества перед походом в Европу. Однако несколько дней поисков ничего не дали, Крест бесследно исчез и не дался в руки захватчикам. После того, о Кресте не было ничего известно много лет, хотя память о нём сохранялась. Также возникла легенда, что Крест вновь откроет себя в Киеве тогда, когда возродится этот город, как столица независимой Украины. Известно, что в 1686 году, когда Киевская митрополия силой и против всех канонических правил была захвачена Московским патриархатом, Крест видело множество монахов Печерской лавры, которые все как один говорили, что Крест плакал кровью то ли от печали, то ли предвещая Московскому патриархату страшное наказание за этот безбожный захват. В Киев была направлена специальная комиссия, задачей которой было найти Крест и доставить его в Москву. Придумана была даже легенду, что апостол Андрей не останавливался в Киеве, а дошел до Ладоги, где и установил Крест, который был позже похищен киевскими князьями. Так аргументировались планы возвращения Креста, который должен предоставить хоть какую-то легитимность и каноничность Московскому патриархату.
Однако комиссия найти Крест не смогла, хотя монахов пытали силами специально привезенных из Москвы заплечных дел мастеров. Не найдя Креста, москвитяне решили изменить тактику и запретили вообще упоминать о нём. Монахов, которые Крест видели, и не отказались от своих показаний, были высланы в далекие монастыри в глубинную Московию, другим было приказано забыть о том, что они видели. Упоминания о Кресте вычищались из летописей и книг, запрещалось даже писать о том, что Креста нет, и не было. Его нельзя было упоминать в любом контексте.
Что касается Сабли, то её появление связывают с фигурой гетмана Сагайдачного, который захотел иметь такую саблю, которой ни у кого не было, чтобы уничтожать нею врагов украинский. Для того чтобы сделать Саблю, приглашены было несколько десятков наилучших кузнецов со всей Украины, собрано много трофейных сабель, навезено несколько возов угля с Низу. Целую неделю горели огни и стучали молоты, пока не появилась Сабля и такая замечательная, что сразу помчались к гетману гонцы, чтобы сообщить радостную весть. Сагайдачный был тогда в походе на Московию, но вернулся в надежде получить всепобеждающее оружие. Но когда гетман взялся за Саблю, то оказалось, что он не в состоянии её поднять, хотя был муж в военном деле искусный и каким только оружием не владел. А тут покряхтел-покряхтел, но Саблю поднять не смог.
- Не по мне эта Сабля. Пусть ждет своего часа, когда придет казак такой, какой ее поднимет и Украину защищать будет. - сказал Сагайдачный и приказал Саблю хранить в потаённых местах, потому что уж прослышали о ней и ляхи и татары и московиты, захотели себе забрать, но нельзя. Потому спрятали Саблю хорошенько.
Говорят, что брался за Саблю и гетман Мазепа, надеясь с её помощью победить Петра Кровавого, но тоже не смог поднять оружие украинское. О котором московский царь услышал и захотел очень её заполучить, поэтому посылал множество шпионов, которые должны были найти Саблю. Но её и дальше прятали. Гетман Полуботок, когда вызвал его Петр в Москву, приказал Саблю совсем спрятать, потому что предвидел скорый захват Украины. Чтобы отвлечь имперских псов, придумал гетман, что отсылает в Лондон золото своё, которое потом многих покоя лишило. После ареста страшно пытали Павла Леонтьевича, говорят, сам Петр в этом участвовал, хотел услышать, где Сабля спрятана, сам её поднять не надеялся, но хотел то ли спрятать, или переплавить, чтобы бы оставить Украину без оружия. Но Полуботок ничего не сказал, умер от пыток, а Родину не предал. Сколько по Украине посланцы имперские не рыскали, а не нашли Сабли, так что после смерти Петра поиски были прекращены и тайным указом запрещено вообще упоминать про Саблю, будто и не было её.
Таким образом Сабля и Крест исчезли с исторических горизонтов, хотя память народная о них жила. И не только народная. Недаром Кирилло-Мефодиевского братство ставило одной из своих целей нахождение Сабли и Креста, чтобы Сабля разрушила плен имперский, а Крест защищал от омертвения церкви московской. Интересно, что именно после доноса Алексея Петрова о намерениях братства по Сабле и Кресту, делу был дан ход, да еще такой, что о брастве был уведомлён Николай Первый. В далёком Петербурге не хуже, чем в Москве, понимали, что без Киева, без Украины, падёт имперский зверь, так что любой ценой пытались этому помешать.
Членов братства много допрашивали, но выяснилось, что местонахождения Сабли и Креста они не знают и только собирались искать их. Из материалов следствия, которое вело Третье отделение императорской канцелярии следует, что среди членов Кирилло-Мефодиевского братства существовало два мнения, относительно будущего Сабли и Креста. Одна, более умеренная, считала, что нужно дождаться появления того Козака, или Украинского героя, о котором говорил Сагайдачный. Этот Герой возьмёт Саблю и разрубит нею имперские узы, а Крестом очистит украинское православие от московщины. Другая группа, в которую, кстати, входил и Тарас Шевченко, считал необходимым начать восстание, чтобы в горниле борьбе и закалились те Герои, которые смогут взять и Саблю и Крест. К сожалению, всё это осталось лишь в разговорах и протоколах допросов, которые были затем строго засекречены, а само братство уничтожено.
В дальнейшем продолжал действовать строгий запрет относительно упоминания Сабли и Креста, империя тщательно вытирала их из памяти, стараясь сделать так, будто они никогда не  существовали. Так продолжалось до 1905 года, когда в Киеве профессор местного университета Одиссей Давыдченко сделал сенсационный доклад. В котором сообщил, что якобы нашёл на полях Евангелие, принадлежавшему когда-то гетману Полуботку, зашифрованную надпись невидимыми чернилами, которую, спустя годы упорного труда, смог расшифровать. И эта запись содержала информацию о том, где именно были спрятаны Сабля и Крест. К сожалению, профессор Давыдченко не смог дочитать свой сенсационный доклад до конца, потому что в зале поднялся шум, а потом и вовсе скандал с дракой. А следующей же ночью профессора убили, сделав в его квартире страшный кавардак, будто что-то искали. Исчезли листы с недочитанным докладом профессора, а также с материалами его последних изысканий.
Полиция занялась убийством, но без особых успехов. Как вдруг в дело вмешался филер охранки Иван Пидипрыгора, который осуществлял слежку за некоторыми из киевских мазепинцев, среди которых были и знакомые покойного Давидченко. Во время слежки Пидипрыгора столкнулся сначала с вооруженным монахом, который, вполне мог быть причастен к убийству Давидченко. Пидипрыгора арестовал монаха, у которого нашел много диковинного оружия и железные вериги под одеждой. Начали этого чудика допрашивать, но в тот же день из Петербурга пришла срочная телеграмма с требованием отпустить монаха, который оказался сотрудником тайного восьмого отдела Священного Синода, он же отдел по противодействию схизмам и ересям имени апостола Фомы. Этот отдел занимался всем, что угрожало имперскому православию, а потому больше всего боялся возрождения православия украинского, чтобы неизбежно было бы, если бы нашёлся Крест.
Едва успели отпустить монаха, как неугомонный Пидипрыгора арестовал еще троих, каких-то высокородных дворян, тоже из Петербурга, которые тоже об убитом Давидченко разузнавали. У этих вериг на теле не было, зато у каждого на спине вытатуирован был лик святого князя Александра Невского, а под рукой кобура, в которой револьверы с рукоятью, инкрустированной жемчугом и тремя латинскими буквами R с короной над ними. Этих и допросить не успели, когда снова телеграмма прилетела из Петербурга, чтобы их отпустили и немедленно. Потому что оказалось, что задержанные принадлежали к тайному обществу имени Святого благоверного князя Александра Невского. Общество это состояло из сановитых петербургских дворян, преимущественно немцев, которые мечтали о дальнейшем расширении империи и не на Восток, как это делал Николай Второй, а на Запад. Этим была нужна Сабля, которая бы обеспечила победоносную войну. Они рассуждали так, что Сабля должна была повести империю к Атлантическому океану, присоединить страны Европы и способствовать тому, чтобы империя одолела в себе азиатчину, превратившись в Европу, единую Европу под Гольштейн-Готторпским домом. Для этого члены общества Александра Невского, или "сашковцы", как их звали, планировали сменить миролюбивого и нерешительного Николая Второго на великого князя Михаила, который был больше настроен к большой войне. Оставалось только найти Саблю.
Судя по всему и синодальники и сашковцы узнали про Саблю и Крест из тайных архивов в Петербурге, однако активизации их действий в Киеве была связана с появлением в городе на Днепре некоего Аскера Тамерлановича Велиханова, жителя кара-кайсацких степей, которого почему потянуло в Украину. Здесь он поселился в Киеве, начал изучать украинский язык, встречался с местными мазепинцами, которым раскрыл, что является на самом деле внуком Тараса Григорьевича Шевченко (тот якобы прижил ребенка от местной девушки во время ссылки в Туркестане) и далеким потомком Чингисхана. Из такого сочетания этот Велиханов делал вывод, что он и есть Украинский герой, который возьмет Саблю и Крест и принесёт Украине свободу. Мазепинцы даже начали собирать деньги для поисковой экспедиции на Хортицу, поскольку, вроде бы, Сабля и Крест были спрятаны именно там, но так как всё было под колпаком, то охранка была в курсе всего происходящего. Дождалась какого-то странного обряда, который Велиханов хотел провести в Каневе, на могиле своего деда. Там он сжег тысячу "Кобзарей", чтобы огнем их набраться сил для восстания. Но не успел, потому что нагрянули жандармы с казаками, всех арестовали, а Велиханова убили, по некоторым данным, специально, потому что боялись, что действительно он Украинский герой.
Когда об обстоятельствах дела стало известно в Петербурге, то официальные инстанции только головой покрутили, так как не могли признать, что воспоминания о Саблю и Крест не что-то иное, как бред. А вот неофициальные учреждения, те же синодальники с сашковцами, принялись снова искать Саблю и Крест, чтобы использовать их в своих целях. Но найти их не смогли.
Во время Украинской освободительной борьбы 1917-1921 годов к Сабле и Кресту не обращались, во-первых потому что мало кто в Украине о них помнил, во-вторых, из-за сплошной метафизической слепоты всей украинской власти от Центральной Рады через гетмана Скоропадского аж до Петлюры. Интересно, что большевики, после инвазии и окончательной оккупации Украины, отнеслись к Сабле и Кресту более серьёзно, развернув массовые поиски их. Но тоже не нашли. Уже при Сталине было решено создать на Днепре ряд водохранилищ, как раз в тех местах, где, скорее всего, были спрятаны Сабля и Крест. Оккупанты пытались, если не найти Саблю и Крест, то хотя бы сделать невозможным доступ к ним.
И поныне местонахождение Сабли и Креста остается неизвестным, хотя в начале девяностых были романтические надежды, что с получением Украиной независимости Сабля и Крест самостоятельно проявятся. Но этого не произошло, поскольку настоящая независимость не получается даром, а добывается в борьбе. К тому же, плен украинский продолжается и поныне, пусть в несколько более вегетарианских формах, но всё равно в тисках собственного холуйства и ядовитого совковства.
 Текущая активность: Сейчас Сабля и Крест ждут появления Украинского Героя (см. 068. Украинский Герой).
Отношение общественности: безразличное. Большинство украинцев не верят в существование Сабли и Креста. А даже те, кто верят, считают, что Украинский Герой так и не появится, а потому  Сабля и Крест не имеют смысла.
Причины появления: нациеобразующие
Упоминания в литературе: о дореволюционных событиях вокруг Сабли и Креста рассказывается в книге графа Климентия Осыки-Маевского "Код Давидченко": http://gak.com.ua/creatives/1/19176
Перспективы: до появления Украинского Героя с Саблей и Крестом вряд ли что будет происходить.
Визуальные материалы по теме: http://superknyga.livejournal.com/321748.html


Рецензии