Петр Великий по В. Бортко
Мы как-то уже привыкли видеть в каждой новой работе Владимира Бортко некий месседж о быстроменяющемся нашем времени, считывать его если не в контексте творимой истории, то уж творимой политики — точно. Впрочем, в «Собачьем сердце» это была еще история, точно угаданная, точно ухваченный сдвиг в нашем сознании, в нашем историческом бытии. «Идиот» открыл собой путинскую эру с этим призывом к патриотизму вопреки даже и фактам. «Петр Первый. Завещание» — это уже не Слово, не проповедь, как в «Идиоте», это Дело. Дело государственной важности, которое некому продолжить, некому поддержать.
Короля играет свита — короля сжирает свита. Петр велик, но мелковаты его сподвижники, способные лишь осуществлять конкретные поручения и — воровать, воровать, воровать… Этакие менеджеры среднего звена в париках и камзолах.
Трагедию исторического Петра режиссер Бортко, автор сценария Д. Гранин и исполнитель главной роли А. Балуев обозначили верно. Но именно, показалось мне, ОБОЗНАЧИЛИ, не особенно углубляясь в анализ причин и творя из трагедии — ТВ-шную мелодраму. Петр замкнут здесь в узкий круг своих сподвижников, из-за кольца придворных зритель не видит сложнейшего и очень противоречивого исторического процесса. Он лишь наблюдает борьбу новой, петровской элиты за господство — уже без своего постаревшего и ставшего ненужным господина и благодетеля. Он видит торжество частного интереса над общим, над государственным, частного (среднего) человека — над выдающимся.
Может быть, поэтому среди блестящих работ блестящих актеров я бы выделил игру И. Розановой (Екатерины) — здравомыслящей мещаночки, которая вроде как всю жизнь покорялась судьбе, а потом этой судьбе в лице самодержца рога и наставила; которая спасает и ублажает себя, не ведая иных, отвлекающих от сути ее жизни идей и прожектов.
Да, подлинный герой этого сериала — не Петр, в котором А. Балуев играет уже усталого, истратившего энергию государя (как тут не вспомнить электрическими зарядами бьющий образ, созданный в старом советском фильме Н. Симоновым!) Это и не князь Дмитрий Кантемир (М. Боярский) — потомок византийских императоров, носитель европейской культуры. И не его дочь Мария (Е. Боярская) — под стать отцу, под стать Петру. Это не прожженные плуты и сволочи («сволочь, но своя сволочь!») Меншиков (С. Маковецкий) и Толстой (А. Филиппенко). Все они замечательно профессионально играют, но живет на экране жизнью реального и очень близкого зрителю человека только она — Розанова-Екатерина.
Да, перед нами все-таки только мелодрама. И как бы ни убеждали нас в близости к истории ее создатели, все же частное стало сутью действия. Роман Петра с Марией Кантемир, в сущности, небольшой эпизод в бурной личной жизни царя, под пером сценариста разрастается в единственно подлинную любовь всей жизни. Ради мысли, что великому мужчине нужна и великая женщина, создатели фильма похерили и факты общеизвестные: например, что пик нежности к своей Екатеринушке Петр испытал во время Прутского похода, короновав ее сразу после него императорской короной, то есть формально разделив власть и завещав тем самым именно ей свою империю.
Воссоздав исторически достоверный цвет костюмов во время коронации Екатерины, авторы микшировали суть события. Зато по-киношному поднапустили чернухи в деле Виллема Монса — тайного любовника свежеиспеченной императрицы. Не было там никаких адских пыток, не было публичного унижения Виллема. Мужчины вели себя по-джентльменски: Монса обвинили не в адюльтере с царицей, а только во взяточничестве. И Монс ни разу Екатерину на допросе не упомянул.
Если честно, от сериала веет некоей как бы демонстративной, иронизирующей над собой заказушностью: тут и патриотические тирады, и сарказмы в адрес хилячков европейцев, и очевидно отлакированный, огламуренный, а на самом деле еще очень шершавый при Петре быт придворных и самого царя. Весь набор заманок, обманок и наживок в предвыборный год для отечественного жлобья!
И уж совсем комично выглядит в финале похоронная процессия с гробом Петра на улицах современного, запруженного авто Питера. Так и кажется: выйдет сейчас мадам Матвиенко и устроит фейерверк с регатой на Неве — она по любому поводу их устраивать мастерица.
И только намеком, только логикой самого действия (но эту логику зритель сам должен достроить) показано, что источник тотального воровства и тотальной же безответственности — как раз в этой всеобщей подавленности пятой государственничества. Ибо воровство есть способ отстоять негласно свой интерес, если ты не гражданин, право имеющий, а холоп и винтик.
А в творческой биографии Владимира Бортко его «Петр» останется, мне кажется, работой очень профессиональной, но лишенной следов вдохновения и весомых художнических прорывов.
16.05.2011
© — Copyright Валерий Бондаренко
Свидетельство о публикации №211051600894
Ирина Розанова, пожалуй, единственная из актрис поколения 80-тых, где Ахеджакова, Неелова, Яковлева, Муравьева, Терехова, Чурикова?, оставшаяся не только в "обойме", но и каждый раз УДИВЛЯЮЩАЯ!
Что показал данный сериал?
Появились в "кинопроме" деньги на роскошные костюмы и декорации, появилась качественная пленка.
Так, что же мы всё вспоминаем того "Петра 1", на чернобелой пленке, в театральных декорациях?
Может, потому, что там был Евгений Симонов?
Может, потому, что ТАКОГО царя и жаждала увидеть публика. Царя, в которого хотелось верить - царя-батюшку!:)
А здесь...
Интриги, склоки, словно из "Проклятых королей". И... ни одной личности.
И Алексашка Меньшиков, и Федор Толстой были личностями, а не только мелочными мздоимцами и казнокрадами. И царь, окруживший себя такой шелухой - сам становится...
Я полностью согласен с выводами критика! Спасибо!
Феликс Бобчинский 17.05.2011 08:14 Заявить о нарушении
Cyberbond 17.05.2011 10:21 Заявить о нарушении
Розанова, конечно, № 1 в фильме. Боярская
превосходна, но в ней много рэперства,
великолепны и Маковецкий и Филиппенко;
у Балуева есть потрясающие сцены, а есть проходные.
Уточнение: в отлик закралась оговорка:
исполнитель роли Петра Первого в старом фильме -
Николай Симонов.
С уважением -
Евгений Михайлович Барыкин 29.07.2011 20:08 Заявить о нарушении