пребывающие в Вечности. 21

Станислав кивнул и собрался уже уходить. Олеся окликнула его:
« Лукошко-то своё забери. Или ты его мне оставил?»
« Да чуть не забыл вот ещё о чём спросить»- произнёс парень . По всему было видно , что ему не хочется расставаться с Олесей. « Мы тут недавно корову прикупили. Матушка никак на неё нарадоваться не могла. А та видно хворая попалась. Мать с ней и так и эдак , а та и есть и пить отказывается. Кабы не издохла. А ты не глядя на неё не могла бы определить что за хвороба у неё»?
«Не хворая она вовсе , а тоскует по прежним своим хозяевам. Ты выведи её в поле , а когда домой гнать будешь , подними по дороге веточку или палочку какую и погоняй ей коровку то. А как во двор её заведёшь , палочку ту за воротами выброси и скажет при этом:
« Как этому прутику или палочке на старом месте не бывать , о том месте не тужить не тосковать , так бы и моя Зорька не вспоминала старых хозяев и не сохла по ним.» Запомнишь?»
« Уже запомнил. Спасибо тебе», ответил Стас и быстрым шагом направился к дому.
Почувствовав на себе взгляд, он обернулся. И действительно Олеся продолжала всё так же стоять , глядя ему вслед. Парень махнул ей рукой. Олеся помахала ему в ответ и горестно вздохнула. Она уже знала что это была их последняя встреча.

А утром следующего дня , неожиданно даже для себя самого Стас , ни с кем не простившись уехал в город.
Проснулся он рано. В небе полыхало рассветное зарево и ярко- красный солнечный диск едва поднимался над горизонтом. В доме было тихо.
Стас распахнул окно , вдохнул свежий , прохладный воздух и глядя на утреннюю зарю подумал:
« Красота то какая в здешних местах куда не глянь»
Он окинул взглядом родной двор , ухоженный фруктовый сад.
« Яблок то сколь в этом году» - снова подумал он и почувствовал как тоскливо заныло его сердце.
« Такое чувство словно прощаюсь со всем этим» - подумал он. « И чего не спится в такую рань»?
Тоскливое чувство не отпускало. Что бы как-то его заглушить, парень взял пустое ведро и направился к колодцу. Не успел он набрать воды, как услышал позади себя голос:
« Стасик ты что-ли? Пособи , сынок деду-то»,
На телеге, гружённой мешками, сидел дед Терентий.
« Мешок поднять помоги. надо же свалится ему было окаянному»
« Да ты не слазий , дед, я и сам подыму» - отозвался парень , опуская ведро на землю.
Он ловко вскинул на спину мешок, словно тот ничего и не весил, и с такой же лёгкостью закинул его на телегу.
« Ну и силища у тебя , парень. И в кого только такой уродился. Батя то твой росточком не вышел, да и деда твоего помню , тоже силы богатырской в нём не было» - сказал дед.
Станислав улыбнулся:
« Сам в себя. А ты куда это в такую рань собрался»?
« Да в город решил податься. Деток проведать, да зерно заодно свезть. Продам, да гостинцев внучатам куплю»,
« А меня с собой возьмешь»? - неожиданно для себя выпалил парень.
« А чего ж не взять. Ты мне его и сгрузить там поможешь»
« Я только воду домой снесу и мигом вернусь» ответил Стас.
Стараясь не разбудить родителей и ступая как можно тише, он поставил ведро с водой на скамью, бросил в котомку несколько книг да пирогов в дорогу.
Уходя из дому , он даже не оглянулся.
« Люди говорят примета дурная» - подумал он.
Устроившись на телеге, Стас развязал котомку и достал пироги.
« Угощайся дед Терентий. Пироги вкусные , мать вчера испекла.»
« Спасибо, сынок.» -отозвался дед. « Не привык я ранее полудня трапезничать. Годы мои уже не те и аппетит не тот. А ты молодой ешо, ешь ежели хочется. Слыхал как люди говорят -
« Ешь пока рот свеж». Верно говорят , ежели рот завянет , то и есть не станет. Хоть что ты ему предлагай, а аппетита всё одно нет»
« Слыхал» - отозвался Стас, но мысли его уже были далеко.
Он думал об Олесе , Ярославе и Настёнке. Мучился сомнениями хорошо или плохо он поступил ,что не простился с родителями.
« Мать наверняка переживать станет.. Да и отцу одному тяжело на хозяйстве будет. Отправлю им весточку сразу с дедом Терентием -повинюсь, коли любят простят. Знают ведь как я учиться хочу. А там гляди и сам скоро к ним наведаюсь» - Решил Стас и откусил кусок пирога..
« Ежевика то ароматная , словно только что сорвана» - подумал он и его мысли , взяв иное направление устремились в сторону леса. Он вспоминал Олесю , их последнюю встречу , долгий разговор и её напутствия ему.
« Как-то неуверенно она произнесла - буду в деревне , может и свидимся. Наверняка ведь знала , что не увидимся. Ну ничего , как только появится возможность родителей навестить к ней самой первой наведаюсь. Интересно как у них там сложится с Ярославом?»
Парень вздохнул, чувствуя , что уже скучает и по дому , и по родителям и по своим друзьям.
« Надо же даже ещё уехать не успел , а на душе уже так муторно»- снова вздохнул он.
И невдомёк ему было , что это смутное предчувствие надвигающейся беды. Душа подавала ему знак , что разлука будет долгой , а Олесю и Ярослава живыми он уже не увидит.

Вернуться в родные края Стасу довелось только через семь долгих лет.
Мать не сразу узнала в красивом и хорошо одетом молодом человеке сына. Получив от него всего два письма , она не знала что и думать. Все эти годы она жила надеждой на встречу с сыном и это придавало ей сил. Люди сочувствовали ей, считая что её сын давно сгинул где-то вдали от дома. Но её материнское сердце отказывалось этому верить и она усердно молилась по ночам , прося Бога сохранить её сына от невзгод и несчастий.
Станислав повинился перед матерью и пояснил , что он и сам извёлся от переживаний за родителей, но подать о себе весточку не представлялось возможным. Потому как он находился в далёких странах, где ему довелось обучаться разным наукам.
« Как когда-то и обещала мне Олеся»- подумал он и почувствовал как заныло его сердце.
Он готов был лететь на крыльях что бы увидеть своих друзей , а ещё больше он ждал встречи с Настей. И только сыновний долг удерживал его до сих пор в родительском доме.
Терпеливо выслушав рассказ матери о том как тяжело им жилось без него , он сказал что для того и приехал , что бы забрать их в свой дом и более с ними не расставаться.
Он умолчал о том , что приехал так же и за Настёной , потому как не знал как к этому отнесётся сама девушка.
Помнит ли она его? Согласится ли? И отпустят ли её родители?
Стас отдавал себе отчёт в том , что прошло немало времени. Он помнит её совсем ребёнком и вполне возможно что её благосклонное к нему отношение было всего лишь детской привязанностью. Но парень был упрям и надеялся завоевать её сердце.
« Как там Степановы поживают? Настёну ещё не посватали? А Ярик поди сам уже отец семейства»?- спросил он у матери.
Увидев что та побледнела , Стас почувствовал некую тревогу.
« Ой, батюшки, ты ведь не знаешь ещё ничего» ответила мать , качая головой.
Парень , чувствуя как растёт в нём волнение , невольно повысил голос:
« Да говори же быстрее что стряслось»?
И мать поведала ему о случившейся после его отъезда трагедии.
После серии случившихся в деревне пожаров , люди обвинив в этом Олесю учинили над ней самосуд. Подобно варварским средневековым казням , её сожгли заживо прямо возле леса.
Вооружившись палками и рогатинами часть местных жителей отправилась на её поиски.
Но им даже не пришлось разыскивать Олесю, потому как девушка сама вышла им навстречу.
Выместив на лесной ведунье всю свою злобу, они привязали её к столбу и обложив сухими ветками и соломой подожгли.
« А Ярослав»? почти выкрикнул Стас, отказываясь верить тому что услышал.
« Его не было в деревне . Они с отцом ездили на кузню. А когда возвернулись , мать сказала ему что стряслась беда. Мужики с бабами отправились в лес что бы разыскать и сгубить Олесю. Ярик побледнел и бросился прочь из дому. Но он опоздал. Да и вряд ли ему одному удалось бы остановить разъярённую толпу. Растолкав окружающих , он пробился сквозь толпу и бросился к девушке. Говорят она словно ждала его, потому как взглянув на любимого , тот час испустила дух.
Парень вскрикнул и схватившись рукою за сердце , упал бездыханным. Видно не выдержало сердечко, не смог он пережить потерю любимой.
Обезумевшая толпа начала приходить в себя. Кто-то сокрушенно произнёс:
« Что же мы теперь Евдокии скажем»?
А дальше и вовсе чудеса начались. Пошёл сильный дождь и затушил огонь. На девушке только истлела её одежда , само же тело огонь не тронул.
Прибежавшая Агафья закричала:
« Беда то какая. Что же вы натворили, ироды. Не будет теперь спокойной жизни ни у вас ни у детей ваших. Вы же не голубков влюблённых сгубили , вы души свои загубили.»
Клавдия тоже закричала:
« Не слушайте эту полоумную она сама ведьма. Бейте её..» и бросилась на Агафью. Но её оттащили и стали винить , что это она во всём виновата.
Бабка Агафья взглянула на Клавдию и произнесла странные слова:
« Думала что добилась своего. Даже не надейся , не носить тебе короны до веку»,
И пошла восвояси. Что она хотела этим сказать никто не понял , да только померла Клавдия по истечению трёх дней.
Её бездыханное тело нашли в избе прямо на полу. Следов на нём никаких не было , что бы подумать буд-то бы расправу над ней кто учинил. И хворой вроде не была, на здоровье никогда не жаловалась. А вот померла и всё тут.
А Агафья исчезла. Соседи говорят ушла на рассвете кудась , да так более и не вернулась»,
« А Настя»? почти шепотом спросил Станислав.
« Настрадалась она бедолажная так что и врагу не пожелаешь. Евдокия то после смерти сына слегла. всё казнила себя что открылась ему , да дома его не удержала. Буд- то бы сама его навстречу смерти своей отправила. Так и не смогла она оправиться от удара и померла через полгода.
Насте пришлось и хозяйство вести и за больной матерью ухаживать. Сразу стала взрослой не по годам.
Отец то ещё держался первое время. Но после смерти жены сильно сдал и тоже через год преставился. Это же какие силы иметь надо что бы такое пережить ? Три гроба в дому. Бедная девочка как тень ходила. Люди добрые правда помочь ей старались как могли. Она с той поры затворницей живёт. Ежели куда и выходит так в лес , да на кладбище. Какое уж тут сватовство? Она и на гулянья не ходит , даже в праздники. Что дальше с ней будет»?
« Я знаю что будет» - уверенно произнёс Стас. « Я её увезу отсюда. Люба она мне давно , понимаешь»?
Мать удивлённо поглядела на сына и спросила:
« Когда успел то»?
« Успел как видишь. Я к ней побегу прямо сейчас. Не обижайся мать , ладно»?
« Чего обижаться, дело то молодое. А ты приводи её к нам , а я тем временем угощение вам состряпаю»
« Я только сейчас понял какая ты у меня расчудесная» произнёс парень и обнял мать.
«Ладно не подлизывайся. Беги уже раз приспичило. Даст Бог хоть у вас всё сложится.» добавила она и смахнула набежавшую слезу.
Стас замер в нерешительности перед дверью дома где жила Настя. Собравшись с духом он взялся за ручку двери , последняя тихонько отворилась. Парень вспомнил что родители Насти и Ярослава никогда не запирали двери. Настя вероятно не запирает тоже.
Его сердце бешено колотилось и разрывалось на части от противоречивых чувств. Одна его часть ныла от боли невосполнимой утраты тех кто были ему безумно дороги , а другая ликовала , предвкушая встречу с той, с которой он мечтал разделить свою жизнь и судьбу.
Стараясь ступать как можно тише Стас прошёл в горницу.
Настя , превратившаяся за эти годы из девочки-подростка в прекрасную девушку, сидела на кровати с книгой в руках. Парень молча любовался ею , никак не решаясь заговорить.
Девушка оторвалась от чтения , подняла голову и взглянула прямо на него.
Смертельно побледнев , она резко вскочила , выронив из рук книгу.
« Стас»?- почти беззвучно прошептали её губы.
Она пошатнулась. Парень бросился к ней что бы её поддержать. Он усадил её на кровать и присел рядом с ней .С минуту на него молча смотрели глаза Ярослава.
« Надо же как они похожи» подумал он.
Девушка постепенно приходила в себя. Она сделала глубокий вдох , собираясь с силами и заговорила.
« Я подумала что я грежу наяву. Это действительно ты»?
« Конечно же я. Я недавно приехал и сразу же отправился к тебе»
« Эх , Стасик, где же ты был всё это время.? У нас тут столько всего случилось».
На её прекрасном личике отразились все пережитые ею страдания.
« Я всё знаю Настенька. Мать мне всё рассказала. Прими мои соболезнования и прости что меня не было рядом. Больше я тебя никогда не покину» с твёрдыми нотками в голосе добавил он. Настя взглянула на него глазами полными слёз.
« Я знаю что для тебя это будет неожиданностью и тебе понадобится время что бы подумать , но скажу всё как есть. Я приехал за тобой. И если я хоть немного тебе люб , я хотел бы что бы ты уехала со мной и стала моей женой.»
Девушка ничего не ответила и опустила глаза , пряча от него свой взгляд.
« Почему ты молчишь? Ты мне отказываешь»?
Настя подняла на него сияющие глаза и улыбаясь ответила:
« А ты сам как думаешь? Может ли девушка ответить парню отказом , если она любит его большую половину своей жизни»?
« Значит ты согласна»? воскликнул Стас и крепко прижал её к себе.
Девушка ощутила пробежавшую по её телу волну и почувствовав слабость, отстранилась.
« У меня даже голова закружилась» произнесла она. « Для меня является неожиданностью не твоё предложение , а твоё появление. Я до сих пор не могу поверить что говорю с тобой. Ты знаешь многие люди сочли что тебя уже нет в живых. Только я этому не верила. Именно вера в то что ты где-то есть придавала мне сил и позволяла жить дальше»,
Она снова горестно вздохнула.
« Я знаю сколько тебе довелось пережить. Прости меня , родная что в этот тяжёлый для тебя период я был так далеко от тебя. Я клянусь тебе что отныне мы всегда будем вместе . Со временем ты обо всём забудешь и снова будешь счастлива. Я тоже тяжело переживаю эту утрату. Ты же помнишь мы с Яриком были как братья. И именно потому что я хорошо знал и его и Олесю, я с уверенностью могу сказать что они не хотели бы что бы мы страдали и хотели бы видеть нас счастливыми. Ты знаешь что перед моим отъездом Олеся мне предсказала что я вернусь за тобой. И то что ты будешь моей женой»
« Правда»? улыбнулась Настя. « А что ещё она говорила»?
« Она говорила что мы будем очень счастливы. Мы и наши с тобой дети. И то что ты будешь мудрой женщиной. Ну это я и сам знаю , потому как ты всегда была умницей. За это я и полюбил тебя. А что за книгу ты читала , когда я вошел»?
« Эту книгу мне подарила Олеся. Я знаю её почти наизусть , но всё равно перечитываю. Это единственное что мне от неё осталось»,
« Не скажи. Когда-то она подарила тебе самое дорогое- жизнь. Ты помнишь как ты болела»?
« Я всё помню. Скажи а почему ты не подавал о себе никаких вестей. О себе я уже не говорю, хотя признаюсь что всё это время ждала от тебя весточки. Но родителям ты мог написать»?
« Не мог , любимая. Я был так далеко отсюда , что ты наверное и представить себе этого не сможешь. Я обязательно расскажу тебе об этом , а со временем мы вместе с тобой отправимся в путешествие. Ты увидишь своими глазами сколько прекрасных мест и чудесных стран есть на свете»
Хотя Насте действительно было сложно себе это представить , но она слушая слова Стаса верила ему как себе самой.
« Кстати мама знает что я у тебя и знает что я тебя люблю.»
« Ты сказал ей об этом»? заволновалась девушка. « И что она на это ответила»?
Парень поспешил её успокоить:
« Она благословила нас и сказала что ждёт нас сегодня на ужин».
Настя спрятала своё лицо на его груди.
Немного помолчав , она отстранилась и сказала:
« Знаешь мы похоронили Ярика и Олесю вместе. Обещай мне что мы навестим их перед отъездом»?
« Конечно , родная. Я и сам этого хочу. У меня к тебе предложение: пойдём прогуляемся в лес. Это самое прекрасное место в здешних местах и Олеся это знала и очень его любила. Ты я слышал тоже любишь туда ходить»?
« Откуда ты знаешь»? спросила девушка.
« Секрет»- загадочно произнёс Стас и добавил с улыбкой:
« Я всё про тебя знаю. Мы ведь с тобой одно целое , верно? Ну что пошли? Там есть одно живописное местечко , где я и расскажу тебе о своей жизни, учёбе и конечно же о свой любви к тебе»

Перед отъездом Стас с Настей навестили могилы её родителей и Ярослава с Олесей. На могиле Олеси лежал букет из свежих цветов, оставленный там чьей-то благодарной рукой.


Рецензии