Игра в конец света

Хорошее (я бы сказал, - доброе) издательство "Книговек" выпустило презабавную новинку - книгу французского астронома и мыслителя К. Фламмариона "Гибель мира". В аннотации к книге говорится, что сегодня, в XXI веке, распространены идеи о конце света. А Фламмарион примерно полтора века назад писал о том же.


Издательство, конечно, пишет об этом с некоторой иронией. Однако иронию эту понимаешь, только когда знакомишься с самой книгой. Основная ее идея проста - в древние времена люди боялись и почти не понимали (в научном смысле) различные катастрофические явления (кометы, затмения, действия вулканов и т.д.), поэтому они воспринимали их в религиозно-мистическом контексте. Но, пишет Фламмарион, чем дальше развивалось человечество, тем больше страх становился конструктивным, а незнание сменялось знанием. Все эти вещи были достаточно очевидны во второй половине XIX века, когда писал свою книгу Фламмарион.


Но переиздание такой книги в наше время - полностью путает все карты, поэтому и слова аннотации скрывают, вольно или невольно, иронию. Фламмарион явно не мог предугадать, что в XXI веке люди в большом количестве начнут возвращаться к тем самым "устаревшим", по его мнению, религиозно-мистическим форматам восприятия конца света. Так что читать такого рода книги сегодня становится, если можно так сказать, вдвойне интересно.


В самом деле, в последнее время мы постоянно слышим о грядущем конце света - то от не в меру ретивых экологов, то от не в меру любознательных персонажей, заинтересовавшихся пресловутым календарем майя. Лично у меня - я думаю, не только у меня - все эти "модные тенденции" не только не вызывают осуждения (зачем осуждать? не будет этой тупости, придумаю другую), но даже и элементарного интереса. Мне не важно, что там написали в своем календаре майя (может, у них просто иероглифы кончились?). Я бы сказал, что человечество играет в конец света, делает ставки. Ну и с богом. Проблема ведь не в том, верны эти ставки или нет - даже если верны, то что нам дает такое знание, если все мы все равно погибнем?


Подозреваю, что те люди, которые "открыли для себя" конец света, не хотят думать о нем всерьез. И здесь я возвращаюсь к книге, потому что Фламмарион, хотя и популярно, писал как раз для тех, кто хотел бы знать, как, скорее всего, закончится существование человечества, Земли и Солнечной Системы. Ну - как же оно закончится? Да просто - в силу постепенного охлаждения Земли и уменьшения количества воды (Солнце, в свою очередь, просто погаснет). Вот так вот - конечно, снять про это фильмы с миллионными бюджетами вряд ли получится - кому это интересно? За подробностями отсылаю вас к самой книге (кстати говоря, перед тем, как описывать конец человечества, Фламмарион дает свою картину его светлого будущего, построения на Земле царства Разума, что тоже небезынтересно, хотя эта картина и выглядит сегодня несколько устаревшей).


На самом деле, главный вопрос, который скрывается и за попсовой апокапиптикой, и за предположениями Фламмариона, несмотря на всю их разницу, - один. Он вечен, как мир, и не требует для понимания никаких особых знаний - ЗАЧЕМ? Зачем мы жили и живем, зачем работаем, рожаем детей, любим, творим произведения искусства - если все это кончится и будет разрушено? Это - вопрос вопросов. И я лично без доверия отнесусь к человеку - неважно, будет это священник или ученый - который скажет, что он знает на него ответ. Нет. Его не знает никто. Его не знают те, кто верят в "2012" год, его не знал и Фламмарион. Последний не написал об этом ничего нового: человечество и вся Солнечная Система исчезнут, но появятся другие миры жизни и разума. На эти мысли французского астронома я могу ответить. Во-первых, возможно, что это и не так, - не будет никаких других миров. Во-вторых, даже если это так, компенсирует ли это наше существование? Обеспечивает ли его смыслом в полной мере? Вряд ли.


Мы - бегаем, говорим, воюем, спорим, верим и не верим - а зачем это все? Все мы в подвешенном состоянии. Нет опоры. Возможно, что смысла вообще нет, что он абсолютно отсутствует... Возможно, что он есть. Единственное, что нам остается, - это сам вопрос, так сказать, пребывание в этом вопросе. Это пребывание сделает нашу жизнь глубже и осмысленнее. Если мы будем время от времени "упираться" сознанием в тот самый факт будущего всеобщего разрушения - а не паниковать по поводу него - то наше отношение к жизни будет более реалистичным. 


Мы должны почувствовать пульс случайной, негарантированной смыслом Вселенной, и стать его частью.


Ну и потом, нельзя забывать и другое - смысл, это не только то, что есть или чего нет, смысл, в значительной степени, дело человеческое. Мы не только "подчиняемся" объективному смыслу (или объективной бессмыслице), но и творим смысл. И в этом отношении нам все равно, чем всё закончится - и у нас индивидуально, и в Солнечной системе вообще. Да плевать на нее. Для меня смысл в том, что я завтра проснусь и снова пойду к людям - говорить, боятся, спорить, читать, слушать. В том, чтобы накормить вернувшегося из школы голодного сына (чем?). Это важнее, чем судьба Вселенной. Но не потому, что эта судьба в принципе не важна, просто, на нашем примитивном человеческом уровне восприятия, данная судьба предстает как слишком абстрактная.


Вот на такие примерно мысли навела меня книга Фламмариона, чего и вам желаю.







18.05.11.,
Колтуши               


   

   


Рецензии
Спасибо, Павел Борисович, за Ваши мысли!
как поётся в одной песне - "Мир внутри меня меняет эту планету" - мой девиз))))

Валерия Сергеева   21.05.2011 00:02     Заявить о нарушении
Рад, что писал не зря.

Павел Клевцов   21.05.2011 11:52   Заявить о нарушении
Знаете, я почему-то только сейчас заметил Ваш комментарий. Не знаю, прочтете ли Вы мой ответ, но я все равно его напишу.
Спасибо Вам за отзыв. Я не думаю, что что-то распространяю, я просто констатирую факт. А люди, дорогие мне, - не только были, но и есть. С одной стороны, есть наша обычная жизнь, более или менее осмысленная, с другой, жизнь вообще, Вселенная, в которой, м.б., есть смысл, а может и нет. Это страшно, но не я же создавал эту Вселенную. "Этот мир придуман не нами". А что Вы думаете по поводу смысла?

Павел Клевцов   22.06.2011 20:35   Заявить о нарушении