Последняя Любовь

  Говорят, что природа под конец жизни дарит
     мужчине самый бесценный дар – любовь.
(Народное поверье)

Владимир Степанович со своей женой Тамарой Михайловной прожил сорок лет. Это была самая обычная семейная пара со своими привычками и особенностями. Как и в любой семье, у них иногда возникали ссоры и какие- то мелкие конфликты, но ненадолго. И общее мнение среди знакомых о них сложилось самое позитивное. В молодые годы Володя и Тамара, как им казалось, любили друг друга, а может быть, это была просто влюбленность. Время шло, эйфория первых лет прошла, и семейная жизнь постепенно переросла в обыденные будни. Остальную часть жизни супруги жили, как большинство женатых людей, по привычке, привязанности, из чувства долга и ответственности за ребенка.  При этом подразумевалось  ведение общего хозяйства, воспитание сына и желание сохранить  до конца своих дней уважение друг к другу. К своим семейным обязанностям Владимир Степанович относился ответственно. В доме царил мир и порядок. Супруги имели постоянных друзей и были верны дружбе. Из всех увлечений Владимир Степанович предпочитал только рыбалку и сбор грибов.
По образованию Владимир Степанович инженер- строитель. Проработав много лет в строительном производстве, он приобрел большой практический опыт, что довольно удачно отразилось в его новой работе ГИП  (ом)  в проектном институте. Придя в проектный институт, он быстро освоился и стал одним из лучших специалистов строителей, совмещая при проектировании приобретенные практические навыки с использованием теории и строительных норм и правил. Ему было уже шестьдесят лет, но о пенсии он даже не помышлял. Руководство института его ценило, и никаких, даже мелких, намеков на окончание трудовой деятельности Владимира Степановича от него не исходило.
Неожиданно у него заболела жена и, проболев два месяца, умерла. Владимир Степанович овдовел. Взрослый сын со своей семьей жил отдельно. От его устоявшейся спокойной жизни ничего не осталось. Смерть жены его подкосила. Привычный семейный уклад, годами заведенный порядок были нарушены. Появилась какая-то неустроенность,  неопределенность и безразличие.  Внешний вид его сразу претерпел изменение. Владимир Степанович постарел и из статного, ухоженного пожилого человека превратился в придавленного горем старика. С его лица исчезла улыбка. Ходил он теперь хмурый и отрешенный. Иногда задумывался над своим будущим и думал, что скоро  подойдет и его черед. Ему казалось, что жизнь потеряла всякий смысл.
Подходил к концу очередной рабочий день. Владимир Степанович безучастно сидел за столом, склонив голову и подперев её руками. Его коллеги, два ГИП(а), уехали в командировки, и в комнате он был один. Вдруг тихо открылась дверь, и в комнату не спеша, вошла молодая проектировщица из группы строителей со словами:
- Здравствуйте!
Владимир Степанович никак не прореагировал  на эти слова. Его взгляд, не выражавший ни положительных, ни отрицательных эмоций, был устремлен куда-то вдаль, а мысли блуждали неизвестно где. Это была Марина Нецветаева. Немного полноватая, светловолосая, среднего роста девушка, очень общительная и непосредственная, с большими карими глазами на круглом лице. Голову украшала высокая пышная прическа, скрадывающая округлость ее лица. Они, конечно, знали друг друга, но напрямую не общались. Все задания он выдавал её руководителю группы. Подойдя к нему, она произнесла ободряющие слова:
-Владимир Степанович, не переживайте так сильно. Жизнь на этом не кончается. В институте Вы всегда были для нас нечто вроде эталона настоящего мужчины. Своим  внешним видом, корректностью, знаниями, уважительным отношением к нам, Вы заслужили самое высокое о Вас мнение. Вы всегда выгодно отличались от многих незрелых молодых людей.
Слова участия, их добрый тон, мягкий голос подействовали на него ободряюще. На него словно повеяло каким-то целебным воздухом. Он приподнял голову, посмотрел  на неё и машинально ответил какой- то незначительной фразой. Потом она еще говорила какие-то добрые слова. Он отвечал. Разговор увлек их. Они не заметили, как прозвенел звонок, означающий конец рабочего дня, который вернул их в реальную обстановку. И тут Владимир Степанович обратился к Марине со словами:
-Марина! Можно я вас провожу?
-Да, можно. Но только до трамвайной остановки.
Выйдя из института, Владимир Степанович, глянув на неё, заговорил:
-У вас имя Марина, а фамилия Нецветаева. Почти так же, как у известной поэтессы. Только фамилия с приставкой «не». Может быть, вы тоже стихи пишете?
-Да. Я писала. Но уже с предлогом «не», т.е. не так гениально, как Марина Цветаева. Просто для себя. Когда было настроение.
-Прочтите что-нибудь из ваших стихов,- попросил Владимир Степанович.
 Она улыбнулась, немножко задумалась, и прочла:
Снег падает с неба, не тая.
Покрывает тропинки в саду.
Он молча её ожидает.
Она обещала:- «Приду».
-Остальные строки я позабыла. Давно не читала.
-Я не силен в поэзии, но мне понравилось, - сказал Владимир Степанович.
На другой день к концу рабочего дня он снова заговорил с Мариной:
-Марина,  вы внесли  в мою жизнь много нового. От вас исходит какая-то свежая жизненная сила, вы светлый, добрый человек.  Вы вселили в меня надежду на избавление от мыслей, что всё потеряно, жизнь прошла. Я почувствовал прилив новых сил. Можно, я снова провожу вас до трамвая?
В третий раз он проводил её до дома. Это общение их захватило, увлекло и не отпускало. Владимир Степанович помолодел. Снова его фигура приобрела статность, стройность, лицо посвежело, в глазах появилась жизнь.  Костюм на нем стал выглядеть чистым и отутюженным. Безликие цветные рубашки сменились на белые с галстуком. Так продолжалось больше месяца. Наконец он не выдержал. Любовь неожиданно налетевшим вихрем подхватила его, закружила и не выпускала  из своих объятий. Он решился. И провожая Марину в очередной раз, объяснился  ей в любви.
-Я, конечно, человек в возрасте. Мне шестьдесят лет, но я искренне, всем сердцем полюбил тебя. Поверь, это очень серьезное и сильное чувство. Вначале я думал, что это, возможно, простое увлечение, влюбленность, что скоро пройдет. Но оно не проходит. Часто меня мучает мысль: «Зачем я морочу голову молодой, красивой девушке?  я для неё стар. Но ничего не могу с собой поделать. Это выше моих сил. Любовь - это божественный дар, который, видимо, дается не каждому. Давай его не будем упускать. Это совсем не то, что я испытывал, когда был женат на Тамаре Михайловне. Ты вдохнула в меня такой заряд молодости, что мне захотелось жить и любить. Душа моя поёт, как в знаменитом романсе и даже ещё сильнее»:
Только раз бывает в жизни встреча.
Только раз судьбою рвется нить.
Только раз в холодный зимний вечер.
Мне так хочется любить.      
        -Марина! Я тебя не обижу, предложив выйти за меня замуж? Если тебе сейчас трудно ответить, не отвечай. Подумай, ответишь потом.
-Нет, почему же. Я отвечу сейчас, я тебя тоже полюбила.
-Марина! Я так счастлив. Пойдем ко мне, отметим это событие. У меня дома есть бутылочка хорошего французского шампанского, – предложил Владимир Степанович.
Выпив по бокалу, Владимир Степанович сказал:
-Оставайся у меня.
Марина ничего не ответила, а просто сказала:
-Отвернись.
Не спеша, разделась и легла в постель. Повернувшись к ней, Владимир Степанович сел рядом. Бережно взял её руку в свою. Теплые, мягкие, нежные пальчики её руки ответили легким пожатием. Он наклонился и поцеловал её. Потом  осторожно лег рядом. Его губы то касались её щеки, то  мочки уха, то он погружался в ее душистые волосы. Их охватила дрожь. По коже прошел озноб. Он снова и снова ее нежно целовал и говорил:
Я люблю тебя. Ты моя последняя любовь. Я не смогу жить без тебя. Я умру.
 Снова были объятия, поцелуи. Все произошло просто и естественно.
На другой день Марина повела своего возлюбленного знакомить со своей матерью. Перед уходом на работу она предупредила её, что вечером придет со своим будущим мужем. Владимир Степанович волновался, не зная, какая будет реакция её матери на его появление. Чтобы как-то успокоиться, предложил Марине немного прогуляться по парку.  Он нежно держал ее под руку. Влюбленные не спеша  шли по аллее, наслаждаясь вечерней тишиной и впитывая ароматы уходящего лета, лишь только опавшие листья деревьев умиротворяюще шуршали у них под ногами. В конце аллеи Марина взглянула на часы и сказала:
-Нам пора. Мама уже ждет.
У него снова забилось сердце. Марина нажала кнопку звонка. Дверь открылась. Они вошли. В коридоре их встречала моложавая женщина очень похожая на его избранницу. Марина представила его матери. Та внимательно посмотрела на Владимира Степановича и пригласила их в комнату. 
Вид Владимира Степановича, его возраст произвели на хозяйку дома эффект маленького взрыва. Мать Марины была моложе его на тринадцать лет. Они общались весь вечер, и постепенно удивление и разочарование от первого впечатления менялось на уважение и понимание произошедшего. Побеседовав с ним, она уже была спокойна за свою дочь.
Сын Владимира Степановича тоже с изумлением и непониманием отнесся к женитьбе отца. Он не одобрил его намерения, заявив:
-Папа, ей двадцать три года. Она даже для моего возраста молодая. А ты в три раза ее старше. Не понимаю, на что ты рассчитываешь?
Но свадьба состоялась. Отличалась от других, не показной роскошью, а скромностью и искренним  весельем. Приглашены были только самые близкие.
Через год Марина родила мальчика. Через три второго сына. Заходившие к ним друзья и знакомые по этому поводу шутили: «А не собираетесь ли вы родить еще третьего  ребеночка»? На что Владимир Степанович отшучивался:
-Непременно. Как только мне исполнится семьдесят лет.


Рецензии