Привести в боеготовность

24 мая 1941 года
Обстановка обостряется с каждым днем. Очень похоже, что мы можем подвергнуться внезапному нападению со стороны фашистской Германии.
(Сталин. Расширенное заседание Политбюро с участием Тимошенко, Жукова и др.)
                ________________

К настоящему времени невозможно, к сожалению, восстановить на документальной основе точную последовательность приказов и директив в последние предвоенные дни. Соответственно, и результатов их исполнения.

Тем не менее, историки пытаются путем сравнительного анализа доступных на данный момент архивных документов, мемуаров и других источников реконструировать события – хотя бы частично, - а также исключить хотя и устоявшиеся, но не соответствующие исторической правде стереотипы.

Документы эти заставляют сильно задуматься. Начнем с фрагментов двух приказов Наркомата обороны.


19 июня 1941
Приказ НКО № 0042
По маскировке аэродромов и важнейших военных объектов до сих пор ничего существенного не сделано.
……
                С.Тимошенко, Г.Жуков
                ________________

20 июня 1941
Приказ НКО № 0043
…такое отношение к маскировке как к одному из главных видов боевой готовности ВВС дальше терпимо быть не может.
…….
Тимошенко, Жуков, Маленков
                _____________

Эти приказы, как и аналогичные  предыдущие 1939-го и 1940-го  годов, выполнены не были – что и привело к очень большим потерям на аэродромах.
                ______________

В начале 50-х годов Генштаб (по другим данным – Институт военной истории) запросил оставшихся в живых генералов и некоторых полковников, когда и какие получили приказы о боеготовности и как выводили войска на рубеж обороны.

Ниже приведены краткие выдержки из некоторых ответов. Далее следуют фрагменты директив штабов военных округов,  в целом подтверждающие сказанное.

Более подробно эти и другие аналогичные документы, с указанием должностей, фамилий и архивных адресов можно найти в доступных книгах А.Мартиросяна (особенно Трагедия 41-го года), Ю.Мухина, В.Мещерякова и других. Факты оспаривания подлинности документов неизвестны.
 

Прибалтийский военный округ

- 16 июня в 23 часа командование 12-го мех. корпуса получило директиву о приведении соединения в боевую готовность.
18 июня командир корпуса поднял соединения и части по боевой тревоге и приказал вывести их в запланированные районы. В течение 19 и 20 июня это было сделано.
- 16 июня приводился в боевую готовность и 3-й мех. корпус…

- Утром 19 июня я лично проверил выполнение приказа. Части 10, 90 и 125-й стрелковых дивизий занимали траншеи и деревоземляные огневые точки, хотя многие сооружения не были еще окончательно готовы. Части 12-го мех. корпуса в ночь на 19 июня выводились в район Шяуляя, одновременно на командный пункт прибыл и штаб армии.

Киевский военный округ

- 20 июня я (командир 72 горно-стрелковой дивизии 26-й армии) получил шифровку из Генштаба: «Все подразделения и части Вашего соединения, расположенные на самой границе, отвести назад на несколько километров, то есть на рубежи подготовленных позиций…Все части дивизии должны быть приведены в боевую готовность. Исполнение донести к 24 часам 21 июня». Что и было сделано.

- Части 62-й стрелковой дивизии  5-й армии на основании распоряжения штаба армии в ночь с 16 на 17 июня выступили из лагеря Киверцы. Совершив два ночных перехода, они к утру 18 июня вышли в полосу обороны.

Западный (Белорусский) округ


- 17 июня в штабе округа нам объявили, что 37 сд должна убыть в полевой лагерь под Лиду…Два полка выступили из Лепеля походным порядком, а части Витебского гарнизона были отправлены железной дорогой. Эшелоны составляли по принципу удобства перевозки, поэтому штаб дивизии следовал без батальона связи, а боеприпасы находились в заключительном эшелоне.
О начале войны узнали в 12 часов 22 июня на станции Богданув из речи Молотова. В то время части дивизии еще продолжали путь, связи с ними не было, обстановку ни командир, ни штаб не знали.

- Судя по тому, что за несколько дней до начала войны штаб округа начал организовывать командный пункт, командующий войсками округа был ориентирован о сроках возможного начала войны. Однако от нас никаких действий почему-то не потребовал.
    (Военно-исторический журнал 1989 год, с № 3)

- И после телеграммы начальника Генерального штаба от 18(!) июня войска округа не были приведены в боевую готовность.
    (показания начальника связи округа генерала Григорьева, 1941 год)


Прибалтийский военный  округ

18 июня 1941
Директива штаба округа
С целью быстрейшего приведения в боевую готовность театра военных действий приказываю:
…для постановки минных заграждений определить состав команд и план работы их…
3 и 4-й понтонные полки иметь  в полной готовности для наводки мостов через р. Неман…
План разрушения мостов утвердить военному совету армии.
Срок выполнения – 21 июня 1941г.

18 июня 1941г.
Распоряжение начальника штаба 8-й армии
Оперативную группу штаба армии перебросить на КП Бубяй к утру 19 июня.
Немедленно готовить место нового КП. Выезд провести скрытно, отдельными машинами.
С нового КП организовать связь с корпусами в течение первой половины дня 19 июня.

19 июня 1941
Выписка из приказа штаба округа
…В предполье закончить работы. Но позиции предполья занимать только в случае нарушения противником госграницы.
Для обеспечения быстрого занятия позиций как в предполье, так и в основной оборонительной полосе соответствующие части должны быть в полной боевой готовности…

Балтийский флот

20 июня 1941 г.
Донесение командующего флотом командующим округами, начальнику Погранвойск
Части КБФ с 19.6.41 г. приведены в боевую готовность по плану № 2, развернуты КП, усилена патрульная служба в устье Финского залива и Ирбенского пролива.
(Есть аналогичные донесения по Черноморскому и Северному флотам).
                _______________

Решения о серьезных передвижениях войск и приведении в боевую готовность в приграничной полосе не могли приниматься без ведома высшего  руководства страны – не дать повода для провокаций и агрессии!

Напомню, что к этому времени были выполнены и другие действия. Призвано около миллиона резервистов, двигались эшелоны из Сибири...

Своевременно были приведены в боевую готовность все виды войск, подчинявшихся НКВД. В первую очередь - пограничные, выдержавшие первый удар на всех заставах и не отходившие без приказа. Может быть, стоит напомнить, что эти войска дали основную часть снайперов, костяк партизанских отрядов, в том числе диверсантов и разведчиков, основу комсостава дивизий, формировавшихся для защиты  ближних подступов к Москве. Не говоря об охране железных дорог и тыла, борьбе с диверсантами, шпионами итп.   

Исходя из этих и других документов, многие исследователи приходят к выводу, что первые предупреждения и директивы были направлены на места, в том числе в партийные органы, не позднее 15 – 16 июня. Это подтверждается и телеграммами некоторых обкомов в ЦК в первые дни войны (в данной заметке не приводятся). А 18 июня последовала «генеральная» директива Генштаба о полном приведении в боевую готовность приграничных округов.

Между прочим, видно из этих и многих других документов, что войска Белорусского округа были, мягко говоря,  хуже других подготовлены. Итог оказался печальным - 16 июля немцы заняли Смоленск. В эти же дни на Севере - Ворошилов окружал и громил Манштейна под Сольцами (Новгородская обл.) На юге (Буденный) немцы подошли только к старой границе Украины до 1939 года.


В настоящее время местонахождение директивы в архивах неизвестно.


Рецензии
НИКОЛАЙ!

согласен-мемуары жукова заказные и обиженные в чём то-чтобы не провоцировать общей мобилизацией рассылка директив по округам началась с 13 июня-18-19 был осуществлён выход в предполье и штабы на запасн узлы связи...кроме павлова...

поэтому южный округ наступал на румынию-а западныцй драпал к минску...

да ещё и фланги завернул прибалтийскому и центральному-и им тоже пришлось отступать...

а с клиньями нам сложно было сражаться ибо наши войска стояли против турции-ирана-маньчжурии и японии...
переброска дивизии ок 40 эшелонов шла 1-2 месяца...а немцы из польши югославии и даже франции тратили лишь 1-2 недели...

по машинам рациям противотанковой артиллерии проигрывали раз в 5-10!

выигрыш был по танкам но без горючего снарядов и запчастей кот находились ещё в пути...поэтому уже сражение под бродами и луцком под тысячу танков с каждой стороны-увы-было отмечено массовыми танковыми таранами с нашей стороны!!! боезапаса не хватало или просто не было...

из-за проигрыша в кол-ве автотранспорта и лошадей сильно зависели от ж-д...но они перерезались танками или бомбились на большую глубину итак проигрышное снабжение армии ухудшалось ещё более...
выбив технику всей европы-трёхсотмиллионной против 185 млн чел в совсоюзе-только после курска начали давить техникой и ее нарастающим количеством...

с покл нч!

Ник.Чарус   19.12.2015 12:46     Заявить о нарушении
Рад единомыслию. Конечно, и наши части были очень различны по устойчивости вначале...

Очень согласен с тем, что Западный подвел обоих соседей. А Одесский вывел командный пункт в поле и полностью подготовился. Недаром Захаров долгое время был Нач Генштаба после...
А Генштаб Жукова не оценил радио, хотя Берия продвигал у себя...

Николай Старорусский   19.12.2015 13:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.