Вербатим
Глашатай. Студенты! Мы поздравляем вас с открытием очередной конференции. Поскольку ваше мнение все равно не уважается, а голос ваш не учитывается, мы лишаем вас права называться по имени и фамилии. Если по результатам конференции будет издан сборник (что заведомо плохая идея), мы разместим вашим материалы анонимно. Всего доброго и новых открытий вам!
Секция №4
Присутствовали: Т., Н.1., Н.2., И.Е.
Полутемная поточная аудитория. В темноте и тишине сидят люди. Звуковая волна сотрясает воздух, и луч прожектора выхватывает фигуру говорящего.
Выступили:
1. Анна (500)
Луна у Чехова
Студент (под «Студентом» разумеется чудище обло, стоглаво, стозевно, которое, вопреки ожиданиям не лаяй, а, воплощая собой бесплотную студеную массу, задает разные нелояльные вопросы). Какую смыслообразующую функцию выполняет горлышко бутылки как деталь художественного текста?
Анна. Это организует пространство рассматриваемого рассказа, а также является воплощением авторской рефлексии.
Т. В «Чайке», например?
Анна. И в «Чайке» данная деталь выполняет свои функции. За счет смешения субъективного и объективного здесь возникает выраженная импрессионистическая мотивация.
Луна как деталь в текстах И.С.Тургенева (неважно каких!) и чеховских рассказах выполняет разные функции. Вот, например, в «Ионыче». В «Ионыче» стоит говорить о переосмыслении и игре с существующей традицией.
Н.1. Если это было эксплицировано в раннем творчестве А.П.Чехова, то какова дальнейшая судьба данной детали?
Анна. Например, в «Ионыче» классическая ситуация встречи переносится на кладбище. Таким образом, ирония существует глубоко под текстом.
Н.1. Что дает возможность ее обнаружить?
Анна. Здесь есть мена стратегии, по сути, здесь возникает осознанная вторичность, которая является элементом пародии. Отсутствие мены – это также сигнал, значит нужно исходить из определенного контекста.
Т. Ситуация свидания на кладбище (в «Ионыче») пародирует, очевидно, не только романтизм, но и символизм.
Кстати, следует обратить внимание на дом Чехова в Ялте, который, как известно, был окружен садом. Художником Левитаном, близким другом писателя, был нарисован лунный пейзаж для кабинета Чехова. В затемненной комнате бледное лунное пятно действует угнетающе, что немаловажно для характеристики авторской рефлексии.
Снова звучит громкая удручающая музыка. Комиссия прячется в наушниках.
2. Марина (300)
Герой у Гоголя
Студент. Можно ли говорить о неустойчивости статуса персонажа в связи с проблемами его самоидентификации?
Марина. Нет, статус персонажей однозначен.
Н.1. На проблему идентификации персонажа во многом влияет стилистика текста, а также особенности повествования.
Н.2. Что можно сказать о женских образах в «Вечерах»? Например, что касается Солохи и окружающих ее слухов?
Марина. Это нам только предстоит выяснить. Не знаю пока.
Студент. А Вы как-нибудь различаете идентификацию и самоидентификацию?
Марина. На данный момент мы говорим о двойственности мира, вопрос идентификации в нем будет рассматриваться позднее.
Аспирант. Посмотрите о природе двойственности в книге Ю.М.Лотмана «В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь».
Н.2. Это, безусловно, первая ступень изучения творчества Н.В.Гоголя. Однако уже сейчас очевидна перспектива дальнейшего исследования.
Снова оглушительная музыка сотрясает стены, однако с ней борятся, надевая наушники.
3. Алексей (500)
Сюжет о мертвом
Студент. Назовите наиболее очевидные источники данного сюжета в западной литературе.
Алексей. О наиболее очевидных источниках говорить трудно, поскольку это требует дополнительного изучения. Данная схема, где объект сменяет субъект и две эти величины не пересекаются, реализована в четвертой части поэмы «Дзяды» А.Мицкевича.
Студент. А Рабле? А как же этот – который еще «Декамерон» написал?
Алексей (разводя руками). Ммм.
Н.1. Мнение А.С.Я***ча, конечно, авторитетно, только в Т**, а не здесь. Генезис данного сюжета не кажется настолько однозначным.
Алексей. Я не занимался вопросом генезиса, однако пытался показать в докладе существующую преемственность. Речь, безусловно, идет не только о В.Ф.Одоевском, но и о народной и сказочной традиции, а также романтической рецепции данного сюжета. Можно сказать, что данная схема получила свое развитие в рассматриваемый период, хотя основная семантика сформировалась ранее.
Н.1. В один ряд были поставлены М.Е.Салтыков-Щедрин и Ф.М.Решетников. В связи с этим возникает вопрос, насколько рассматриваемый сюжет может называться бытовым.
Алексей. Мы рассмотрели только отдельную вариацию данного сюжета, неизменно проигрываемую в провинциальном пространстве. Можно говорить, что мертвое тело существует и как мифологема, и как предмет, организующий ситуацию расследования.
Н.1. Были названы одноименные рассказы, так и называющиеся, «Мертвое тело», однако специального анализа, посвященного данным текстам, не было.
Алексей. В дальнейшем кажется целесообразным рассмотреть эти тексты-омонимы в едином литературном пространстве.
Безумствуя музыка сотрясает конструкции помещения, однако знатоки и судьи привычным жестом прячутся в наушники.
4. Сергей (500)
Набоков и Достоевский
Студент. Мой вопрос будет касаться периферийных смыслов Вашего доклада. Можно ли сказать, что европейская экзистенциальная традиция выросла из голоса Кирилова - одного из героев полифонического романа Достоевского?
Сергей (с видом победителя). Вообще-то Алёши Карамазова.
Студент (с бесстыдном видом, не смущаясь). Вообще-то Ивана Карамазова.
Сергей (улыбаясь, но чертыхаясь про себя). Скорее следует говорить о собственном авторском осмыслении эстетических категорий, воспринятых также экзистенциализмом. В конце концов, в любом произведении мы можем найти черты экзистенциализма. Однако, говоря о В.Набокове, мы подразумеваем определенный контекст. Например, в повести «Соглядатай» наблюдается движение от солипсизма к экзистенциализму, что было замечено рядом исследователей. Так, в конце текста потеря личного описывается через образ тысячи отражающих «Я» зеркал.
Студент. (с подкавыкой) Последнее может быть истолковано в иной религиозно-философской парадигме. Например, буддизм.
Сергей. Я занимаюсь вопросом экзистенциальной традиции и склонен рассматривать текст в данном ракурсе.
Н.1. Выявление экзистенциальных истоков позволяет лучше понять произведения Набокова?
Сергей. Это позволяет рассматривать произведение в разных эстетических контекстах. Напомню, что Набоков трепетно относился к русской литературе. Несмотря на то, что в европейской традиции творчество Достоевского сформировало три устойчивые парадигмы: марксизм, фрейдизм и экзистенциализм – В.Набоков предлагал четкое разграничение творчества писателя и всех его производных. Это хорошо показано в докладе Набокова «Достоевский без достоевщины».
Н.1. Чем обусловлен выбор материала? Почему, например, не «Ужас»?
Сергей. Я рассматриваю данный текст в контексте двойничества. Это парадоксально, но наличие двух сущностей снимает моральную ответственность персонажа: если меня нет, то некому отвечать. Герой «Соглядатая» соответствует бахтинским описаниям. Таким образом, наш дискурсивный подход кажется оправданным.
Студент (про себя). Всё смешал.
ПЕРЕРЫВ
Громовые раскаты музыки, жюри и слушатели не забывают одеться в наушники.
5. Диана (504)
Композиция повести Ю.Тынянова
Т. Каков контекст Вашего исследования?
Диана. В центре, безусловно, «Восковая фигура», однако мы обращаемся к другим историческим повестям, а также роману «Пушкин».
Студент (умничая). Как Вам кажется, повести Ю.Тынянова как-то соотносятся с его теоретическими концепциями?
Диана. Поскольку повесть посвящена искусству, текст решает как эстетические, так и теоретические задачи, связанные с эстетикой кинематографа. Но можно сказать, что это было своеобразным упражнением.
Т. Экспериментом
И.Е. В Вашем докладе я не услышал, как современники отнеслись к «Восковой фигуре». Между тем, здесь можно вспомнить статью Эйхенбаума (который не принял данный текст) и мнение Пильняка (которого не принял Тынянов). Но это, скорее, мысли вслух (поспешно замолкает и, чтобы скрыть смущение, закуривает).
В клубах дыма звучит разрушительная музыка, что вынуждает надеть наушники.
6. Дарья (504)
Гоголь и Горчев
Студент. Что по Вашему мнению попадает в категорию заимствования?
Дарья. Прямых заимствований нет, но есть аллюзии, что я и показываю в своем докладе.
И.Е. У Пруста?
Т. У Достоевского?
Н.1. У Гончарова?
Н.2. У Проппа?
Дарья (едва успевая отвечать). Нет, нет, нет!
Н.1. Чем обусловлен Ваш выбор?
Дарья. Моя дипломная работа обосновывает выбор Н.В.Гоголя как главной фигуры.
Т. Каким методом Вы пользовались при выполнении работы?
Дарья. Я обращалась к прямым высказываниям и искала аналогии в рассматриваемых текстах.
И.Е. У Пруста?
Студент. У Чехова?
Студент. У Решетникова?
Студент. У Набокова?
Дарья (молчит и лишь отрицательно мотает головой, как смертельно уставшая под седоком лошадь).
Н.1. Продемонстрируйте уровни взаимодействия данных текстов.
Дарья. Во-первых, алогизмы. В принципе, когда читаешь Горчева, Гоголь вспоминается сам собою… Понимаете, это ведь крыса, моделирующая мир…
Т. Это кажется слишком простым, и в данном случае не позволяет решать научные задачи. Кратчайшая прямая, которую Вы выбрали, вызывает недоумение. Попробуйте обратиться к методу аппроксимации второго порядка – это существенно поможет в изучении Гоголя.
Безумствуя и неистовствуя, музыка обрушивается на зал, а бледные и испуганные слушатели прячутся в теплых наушниках.
7. Елена (504)
Пелевин и Кастанеда.
Н.1. Какие функции интертекста реализуются в данном случае?
Елена. Ммм. Я говорю о другом.
Студент. О чем?
Елена. Ну…
Стдент. Ну?
Елена. О другом.
И.Е. Кастанедовский текст в рассматриваемых случаях воспринимается как художественный или идеологический?
Елена. Скорее, Идеологический. Хотя, художественный. Или идеологический… Не знаю, решайте сами.
Т. Вы говорите о проповеди Пелевина.
Елена. Я рассматривала текст Пелевина с точки зрения интертекстуальности. На сегодняшний день у меня нет ответа на Ваш вопрос. Не знаю, что тут ответить.
Резкая ужасная музыка внезапно обрывается, и артисты, снимая с себя семь пар наушников, поднимаются и направляются к двери.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Гоголь: Ну, брат, добрались. Теперь они так повадятся, что вовек их не отгонишь.
Набоков: Это ж надо выдумать, один про экзистенциалистов, другой про буддистов. Какой Толстой? Я даже «Севастопольские рассказы» не читал?
Толстой: Но, поговори мне еще.
Слышится возня и словесная перепалка. Набоков и Гоголь отделяются от остальных.
Набоков: Там вчера Достоевского свежего зарыли. Не желаешь ли мясца?
Гоголь: С судовольствием.
Уходят в неизвестном направлении.
Выходит глашатай в алой мантии.
Глашатай. Именем короля и регента мы присуждаем первое место Сергею. Больше мест нет! (с этими словами, как вихрь, проносится по аудитории и роняет все стулья). Остальные на выход. Ждем вас на следующий год.
В гробовом молчании все покидают помещение, торжественно вынося из комнаты Сергея, вперед ногами.
Свидетельство о публикации №211051901097