История легенды

  «Красная Москва». Кто из советских женщин ни помнит эти знаменитые в то время духи?!  Ими благоухали наши мамы и бабушки. В нашей ушедшей стране это были духи №1, духи целой эпохи, увековеченные даже в кино (вспомните хотя бы  эпизод из «Покровских ворот», где  Маргарита впервые ведёт Костика в сталинскую высотку знакомиться с родителями).

На тему «Красной Москвы» в открытой печати существует огромное количество версий. Основная суть многих из них сводится к тому, что «Красная Москва» -  это, якобы, «Букет императрикс»  или «Любимый букет императрицы»,  преподнесённый Генрихом Брокаром  императрице. Сначала в виде оригинального подарка   -  изящных восковых цветов в хрустальной вазе,   источающих настоящие идентичные ароматы (императрица-мать и дала название  -  «Любимый букет императрицы»).  А в 1913году,  по случаю 300-летия Дома Романовых,  и  виде флакона  духов с одноимёнными ароматами  и одноимённым названием, за что он и был удостоен звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Давайте попробуем вместе разобраться, так ли это? Один и тот же это аромат, объединяющий все три названия;  идентичны ли названия «Букет императрикс» и «Любимый букет императрицы» и  кто кому и что дарил?

Итак, что гласят факты?

В 1861году в Россию на жительство прибыл молодой потомственный французский парфюмер Генрих Брокар (Henri Brocard). Солидный парфюмерный опыт у него был, а вот денег было маловато, да и конкуренция была уж больно сильна. Поэтому он решил попытать счастья в далёкой России, где парфюмерный рынок начал развиваться бурными темпами. Обосновался Генрих Брокар в Москве (холодный чиновный Петербург, куда он  первоначально направился, якобы, ему не понравился), что явилось первым шагом к последующему успеху.

Нашему герою повезло: фабрикант Константин Гика искал главного парфюмера.
Молодой (род. в 1837 г.)  амбициозный француз ему понравился (он же не знал, как обернётся дело в будущем),  и 18 августа 1861 года  Генрих Брокар  приступил к работе в качестве «главного парфюмерного мастера», заключив соответствующий контракт на 3 года и 8 месяцев, в течение которых он должен был получать  по 125 рублей серебром – первые восемь месяцев и по 2 тысячи рублей серебром за каждый последующий год из трёх, а также «иметь от г-на Гика квартиру с отоплением и освещением».   

Спустя год судьба преподносит Брокару ещё один замечательный, можно сказать, знаковый подарок . 7 сентября 1862 года он женится  на Шарлотте Равэ, любимой женщине, ставшей верным другом и помощницей. Девушка из бельгийской семьи, но при этом коренная москвичка, закончила московский пансион, владела русским языком как родным и знала все особенности не только русской жизни, но и русских характеров, что очень пригодилось для семейного дела в  дальнейшем.

Но главное – мадам Брокар обладала недюжинной деловой хваткой. Отсюда можно предположить, что именно она надоумила мужа обойти все условия контракта, по которому Генрих Брокар обязан был передать работодателю все наработанные, как сегодня бы сказали, ноу-хау, ибо, пункт 4-ый договора гласил: «В течение последних трёх лет обязываюсь я, Брокар, если пожелает того г. Гика, передать ему книгу его фабрикант, т.е. способ приготовления парфюмерных товаров, выработанных мною на фабрике г. Гика, за что г. Гика обязывается мне заплатить две тысячи рублей серебром».  И после окончания срока договора Генрих Брокар покинул на время Россию  с целью предложить французским парфюмерам разработанный им способ приготовления концентрированных духов.

И хоть изобретение сулило немалые выгоды (концентрированные духи было легче хранить и проще перевозить), французские коллеги не спешили раскошеливаться. Наконец  в столице французской парфюмерии  Грассе ему удалось продать своё изобретение  фирме «Рур-Бертран» за 25 тысяч франков.

Этой суммы оказалось достаточно, чтобы основать в Москве собственное дело.  И начали Брокары с производства мыла, причём «Детского», ведь родители ничего не пожалеют для своих чад.

Фабрика росла, развивалась (1864г. – мастерская, с 1869 – фабрика, с 1872г. – торговый дом, с 1893 – Товарищество парфюмерного производства «Брокар и Ко»), производила не только мыло, но и помаду, пудру, саше, завоёвывала многочисленные награды на регулярно проводившихся русских выставках… Но, всё это было не то. Амбициозному Брокару этого было мало.

Господин Брокар страстно мечтал приобрести статус «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Ведь любой товар, которым пользовалась царская семья, безо всякой дополнительной рекламы становился популярным у зажиточных сословий  огромной Российской империи. А это не дешёвые парфюмерные наборы и копеечное мыло. Это совсем другой уровень.  Смог же конкурент Брокара, француз Альфред Ралле, основавший в 1843 году в России крупнейшую парфюмерную компанию «Ралле и Ко» (ныне «Свобода»), удостоиться  спустя 12 лет (1855г.)  звания Поставщика Двора.

Методов для внедрения в Зимний дворец существовало немало -  Шарлотта Брокар была прекрасным, как бы сейчас сказали, маркетологом, да и связи по московскому пансиону у неё были.  Но главным из них было вручение эффектного подарка высочайшей особе. Увидеть императора на выставке в Санкт-Петербурге в 1870 году Брокару не удалось, да и вручение монарху мыла, пусть и оригинального, могло быть истолковано неоднозначно.
 
И в 1872 году Генрих Афанасьевич отправился в очередную разведывательную поездку, но уже для того, чтобы познакомиться с новейшими секретами производства одеколона и духов.

Можно предположить, что Брокары, заранее создав оригинальный подарок,  идея которого пришла к нему, согласно легенде, во сне, приберегли его для подходящего случая. И такой случай вскоре представился.

«Летом 1873 года, -  согласно жизнеописанию Генриха Брокара, - Москву посетила Её Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Александровна, герцогиня Эдинбургская (дочь российского императора Александра II и императрицы Марии Александровны,  бывшая  замужем за вторым сыном королевы Британии Виктории герцогом Эдинбургским  - примечание моё).  Во время Высочайшего приёма в Кремлёвском дворце Генрих Афанасьевич Брокар имел счастье представляться Великой Княгине и, приветствуя Августейшую Гостью, лично поднёс Её Императорскому Высочеству букет цветов, составленный из роз, ландышей, фиалок, нарциссов и других душистых цветов, которые были необычайно искусно сделаны из воска, причём были отдушены соответствующими запахами. Этот букет производил полную иллюзию настоящих живых цветов и вызвал удивление всех, кто присутствовал на Высочайшем приёме. Её Императорское Высочество выразила своё удовольствие Генриху Афанасьевичу и благодарила его».

В следующем году из столицы империи на имя Московского Генерал-Губернатора пришла депеша, где было указано, что «Государь Император Высочайше изволил разрешить: Московскому парфюмерному фабриканту и купцу французскому подданному Генриху Брокару именоваться поставщиком Государыни Великой Княгини Марии Александровны, с правом употреблять на вывеске вензельное изображение Имени Её Императорского Высочества».

А ещё через некоторое время Генрих Брокар создал духи «Букет императрикс», которые, по утверждению современников, сочетали ароматы всех цветов, входивших в тот знаменитый букет. Однако никаких сведений, что он презентовал их Великой Княгине, нет. Да и герцогиня Эдинбургская, как известно, никогда не взошла на трон.

Так почему же духи носили название  «Букет императрицы»? Здесь существует два предположения. Либо это было благое пожелание самих Брокаров, либо духи были посвящены другой Марии Александровне – венценосной супруге императора Александра II. Однако никакого нового звания фирме Брокара в тот момент это не принесло.

Некоторым  утешением мог служить тот факт, что в последний год своей жизни  Генриху Брокару всё же удалось покорить «Парфюмерную Мекку мира». В 1900 году на Всемирной выставке в Париже продукция «Товарищества «Брокар и Ко», согласно ряду некоторых источников, получила высшую награду  -  «Гран-при» (к сожалению, первоисточника я найти не смогла). А духи «Персидская сирень», созданные по легенде в подарок любимой жене Шарлотте к серебряной свадьбе, которую они отмечали в 1887 году, получили на Всемирной выставке  в Париже (по одним источникам, в 1889, по другим, в 1900 г.г.), Большую золотую медаль, опередив именитых французских парфюмеров и благополучно дожив до XXI века.    

А что привычная версия, утверждающая, что духи «Букет императрикс» были преподнесены императрице  (то ли императрице-матери Марии Фёдоровне, то ли  действующей императрице Александре Фёдоровне) по случаю 300-летия Дома Романовых?

Это не более, чем  красивая легенда. Ведь ещё в 1882 году «Букет императрикс» были названы лучшими духами Брокара, причём скопировать их не удавалось даже самым квалифицированным конкурентам, в отличие от всей остальной его продукции.  Да и умер Генрих Афанасьевич в 1900 году (3 декабря в Каннах), унеся, судя по всему, тайну аромата с собой.

Правда лишь то, что в 1913 фирма «Брокар и Ко» действительно стала Поставщиком Высочайшего Двора. Но это был уже сын Генриха – Александр. Причём высочайшее звание было присвоено не за дар императрице, а за долгие и качественные поставки и в ознаменование 300-летия Дома Романовых.

А к 300-летию Дома Романовых появился другой «Букет»  -  «Любимый букет императрицы»  с портретом Екатерины Великой.  Создан аромат был тоже в «империи Брокаров», но уже другим парфюмером французского происхождения  - Августом Мишелем.

К  1913 году «империей Брокара» было получено  8 золотых медалей на Всемирных выставках в Париже, Ницце,  Барселоне и других мировых центрах.

После октябрьской революции 1917 года фабрика  была национализирована и переименована  в «Государственный мыловаренный завод № 5». А 1 ноября 1922 года получила название  «Государственный парфюмерно-мыловаренный завод «Новая заря».  «Любимый букет императрицы» был восстановлен, и на Всероссийской хозяйственной выставке 1925 года «Новая заря» представляла его как новые духи  под  названием -  «Красная Москва».  Публика была очарована и флаконом из тонкого стекла, который горделиво венчала крышечка в виде круглой башни Кремля (дизайнер  Андрей Евсеев), и чувственным, сладковато-терпким и томным ароматом.  Причём несомненный  интерес представляет тот факт, что новое название  и  фабрике, и старому аромату «в духе новых революционных традиций»  было дано не кем-нибудь, а самим создателем Августом Мишелем, ведь теперь, с одной стороны,  столь помпезное  название духов выглядело неуместным, а, с другой,  неблагозвучное название знаменитого парфюмерного  предприятия резало его слух. Именитый парфюмер, который, слава Богу, не пострадал от новой власти,  готов был пойти на компромисс с ней ради сохранения  своего творения  и  престижа родной фирмы.  Вот только вкладывал ли он в слово «красная»  тот же смысл, что и партийные руководители? Ведь «красный» можно трактовать и как «красивый». 

«Новые» духи имели оглушительный успех. Вплоть до 70-х годов прошлого столетия все модницы СССР пользовались именно ими.  И до сих пор они относятся к духам элитной серии.

При их изготовлении  практически не используются синтетические добавки. Начальные ноты «Красной Москвы» базируются на строгих и изысканных нотах бергамота, кориандра и нероли, мгновенно приковывающих взгляды к  той, что решилась так громко заявить  о себе. Средние ноты составляют иланг-иланг, роза и жасмин; а шлейф распускается ароматами ириса, ванили и бобов тонка. И, несмотря на то, что каждому времени присущи свои тенденции, «Красная Москва» не подвержена никаким веяниям, никаким ребрендингам. Как говорят на фабрике: «Красную Москву не трогаем, этот аромат – святое».  В наше время эти духи  позиционируются как аромат для сильных, чувственных и уверенных в себе женщин.

А что же «Букет императрикс»? Его секрет так и ушёл вместе с основателем и создателем? Оказывается у его «идеи» есть своеобразное продолжение. Но об этом  в следующий раз.



Выражаю благодарность Ивушке за создание коллажа http://www.proza.ru/avtor/iva2009


Рецензии