Размышления о дружбе. Продолжение 9

        За более чем двадцатилетний период работы в проектном институте у меня, естественно, появились новые замечательные подруги. Рассказ о каждой из них -- это ОТДЕЛЬНАЯ ТЕМА, выходящая за рамки данного письма. Кроме того, с ними у меня происходило ПОСТОЯННОЕ общение -- по телефону, в гостях, чаще всего -- на работе.
        Но навсегда останутся в моей жизни и те, кто сейчас ДАЛЕКО, о ком я рассказала в самом начале. Это сестры-близнецы ЖЕНЯ и РАЯ; это ИРИНА, с которой мы когда-то временно разошлись, но потом, в двадцать лет, снова обрели друг друга; и есть та, которая по РАССТОЯНИЮ немного ближе -- РОДСТВЕННИЦА И ПОДРУГА в одном лице.
        Я уже говорила, что в нашей дружбе с сестрой Галиной был период отчуждения. Может быть, окружающим это было незаметно, но мы по-прежнему радовались друг другу при встречах, по-родственному обменивались подарками... Но мне хотелось большего, а именно -- ДУХОВНОЙ БЛИЗОСТИ: слишком глубокий след оставили впечатления детства. У меня до сих пор хранятся ее письма 60-х годов -- красочно оформленные, трогательно повествующие о событиях. Это НЕЗАБЫВАЕМО.
        А в мои 14 лет наша ПРЕЖНЯЯ ДЕТСКАЯ ДРУЖБА казалась мне достаточным основанием для более глубоких откровений. Но в тот год и последующие я остро почувствовала, что Галина отдалилась от меня. И тяжелую реальность я компенсировала ПОЭМАМИ О ДРУЖБЕ -- собственного сочинения.
        Но как-то раз во время студенческой практики в другом городе (мне было 19 лет) я отправила Галине несколько писем; в них я с юмором рассказала о своих новых приключениях, которыми так богата студенческая жизнь. Она откликнулась, очень живо и образно рассказав о своей защите диплома (как известно, в этот период человека посещает высшее вдохновение).
        Потом мы встречались и в Москве, и в Вильнюсе, рассказывали друг другу о своих переживаниях; ходили вместе в кино и театры, говорили о поэзии... Были моменты, когда я со всей пылкостью прежних юных дней ощущала ВОЗРОЖДЕНИЕ ДРУЖБЫ.
        И глубокое взаимопонимание между нами наступило в ЗРЕЛЫЕ годы (лучше ПОЗЖЕ, чем НИКОГДА?!). Сейчас нам уже далеко за сорок, мы чувствуем себя в расцвете сил, и я рада повторить, что с годами наша дружба обрела ИСТИННУЮ ЗРЕЛОСТЬ.
        И однажды в этот период Галина призналась мне, что читает "Братьев Карамазовых".
        Когда я услышала это признание, во мне ожили КАРТИНЫ ПРОШЛОГО: далекие дни нашего ДЕТСТВА и ОТРОЧЕСТВА, проведенные вместе; дни нашей ЮНОСТИ -- мои попытки откровенных объяснений в наши "шестнадцать -- четырнадцать лет"; наше ДАЛЬНЕЙШЕЕ ВЗРОСЛЕНИЕ -- редкие встречи в последующие годы, из которых я ДО СИХ ПОР ПОМНЮ, какие места мы посетили вдвоем, какие фильмы смотрели вместе во время моего пребывания в Вильнюсе...
        Эти воспоминания, в которых НЕИЗМЕННО ПРИСУТСТВУЕТ ГАЛИНА, имеют для меня ОСОБУЮ ЦЕННОСТЬ и по сей день.
        Не знаю, как сама Галина относится теперь к подобным воспоминаниям: у каждого человека -- свои РЕЛИКВИИ, свои ЛЮБИМЫЕ ОБРАЗЫ, и я тоже ИМЕЮ НА НИХ ПРАВО.
        И когда мы с ней проходили по улице, где много лет назад ЖИЛА НАША БАБУШКА, и обе знали, что наша встреча -- не последняя, то, надеюсь, сестра ПОНЯЛА МОЕ ЖЕЛАНИЕ привести слова из бессмертного романа Достоевского, вложенные в уста одного из главных героев -- Ивана Карамазова, выражающие в тот момент и МОИ ПЕРЕЖИВАНИЯ: "...буду счастлив пролитыми слезами моими. Собственным умилением упьюсь". А это порой бывает так необходимо человеку для ВОЗРОЖДЕНИЯ К ДАЛЬНЕЙШЕЙ -- такой разнообразной, ПРОТИВОРЕЧИВОЙ, но все же -- драгоценной, ЕДИНСТВЕННОЙ ЖИЗНИ!
       И я "упивалась собственным умилением", созерцая -- одна или вместе с Галиной -- те ЗАВЕТНЫЕ места*...



       *На снимке: Наталья Шилова (слева) с двоюродной сестрой Галиной в 2003-м году на Зеленых озерах (пригород Вильнюса).


                (окончание следует)


Рецензии