Принципы искусства

Недавно, читая японского поэта Басё, я наткнулся на два основных принципа искусства. Басё пишет, что однажды, коротая день за невесёлыми размышлениями в своей хижине из хвороста он вдруг сложил строфу о гусеницах Миномуси. Его гость старец Со взял на себя труд прокомментировать эту строфу стихами и прозой, так что вышел великолепный трактат, где автор выказывает сочувствие беззащитным и бесполезным Миномуси. «О Миномуси, — говорит он, — гусеницы-Миномуси, я тронут вашей беззащитностью... сосновых сверчков, за их голоса заточают в корзинки, принуждают трудится на людей и шелкопряда, и только гусеницы-Миномуси кажутся нам совершенно бесполезными, и меня восхищает их безмятежность.»
    Вот так же и настоящий художник, подумал я, вспоминая биографию Ван Гога, делает свои картинки, абсолютно бесполезные на взгляд окружающей толпы, и он так же беззащитен, в это время, перед потребительскими изысками внешнего мира, совершенно как эта гусеница-Миномуси.
    Итак, два основных принципа чистого искусства — беззащитность и бесполезность.


Рецензии