Скрябин

Композитор Александр  Николаевич Скрябин родился в декабре 1871 г. в Москве в семье дипломата. С 1882 г. он стал брать уроки фортепианной игры. Осенью того же года Скрябин поступил во 2-й Московский кадетский корпус, а в 1888 г. сдал экзамены в Московскую консерваторию, которую закончил с золотой медалью четыре года спустя. К этому времени молодой музыкант уже был автором многих сочинений в разных жанрах.  В 1894 г. он познакомился с известным издателем и меценатом Митрофаном Беляевым, сразу же безоговорочно поверившим в его талант. Беляев предложил Скрябину невероятный для начинающего композитора гонорар: 200 рублей за сонату, 100 - за небольшую пьесу. С этого момента сочинения Скрябина начинают публиковаться, а его симфонические творения — звучать в программах Русских симфонических концертов.

С 1896 г. известность Скрябина как композитора становится повсеместной. Происходят изменения и в личной жизни. Александр Николаевич женился на Вере Ивановне Исакович, талантливой пианистке, с золотой медалью окончившей в 1897 г. Московскую консерваторию.  В возрасте двадцати шести лет Скрябин получил предложение занять место профессора фортепианного класса Московской консерватории. Он принял его и в дальнейшем проявил себя как способный педагог.  Но более всего Скрябин был сосредоточен на сочинении музыки. 1900 г. и почти весь следующий прошли под знаком Первой симфонии — монументального шестичастного произведения, в финале которого должен был звучать хор. Основная мысль симфонии заключалась в прославлении искусства, его объединяющей миротворческой роли.

За Первой симфонией последовала Вторая. Впервые она была исполнена в январе 1902 г. в Петербурге. Первые ее такты – одни из самых мрачных, трагических у Скрябина. Музыка окутана трауром. В ней живет лишь горестное раздумье. Далее, путем «борений» тем, путем погружения в «созерцание» и новых «борений», симфония идет к просветлению. Последовательность частей симфонии была  продумана композитором до тонкостей: вторая и четвертая полны драматизма и стремительности; в первой, третьей и пятой – преобладает медленный темп. Но если в первой главенствует «сумрак», то в третьей музыка наполняется воздухом и дыханием природы. Пятая же, заключительная часть – это шаг в торжество. В целом, будучи намного совершеннее Первой симфонии в плане чисто музыкальном, Вторая проигрывала в непосредственности. Первая симфония была по-юношески ясной, свежей, хотя и слегка наивной. И современникам она нравилась больше. Лишь по прошествии некоторого времени, после неоднократных прослушиваний поклонники Скрябина почувствовали силу и красоту  Второй симфонии.

Затем наступила очередь Третьей симфонии — «Божественной поэмы», которую Скрябин завершил в 1904 г  Потрясает масштабность ее звучания,   а также драматическое мастерство композитора. Трехчастное произведение демонстрирует четкую программу, объединенную общим замыслом. Первая часть носит название «Борьба», вторая — «Наслаждения», третья — «Божественная игра». Первую часть предваряет Вступление или «Интродукция»: медленные тяжелые, «утвердительные» шаги и – как ответ – возглас труб «Я есмь!» - так Скрябин словами передал эту тему, назвав ее «Темой самоутверждения». О чем «повествует» его «Поэма»? О том, что мир узнается  через творчество. Приступая к творчеству, художник начинает «звучать в унисон» с мирозданием. В это мгновение  он равен Вселенной. Но прежде, чем он сможет достигнуть «Божественной игры», нужно пройти  и Ад «Борьбы», и Чистилище «Наслаждений». В Петербурге симфония впервые была исполнена в феврале 1906 г. и произвела на слушателей ошеломляющее впечатление. Именно тогда о Скрябине впервые заговорили как о великом композиторе.

В 1904 г. Скрябин отправился за границу. До 1910 г. он жил и гастролировал в основном за рубежом, лишь иногда возвращаясь в Россию. В эти годы в его судьбе произошел серьезнейший поворот - Скрябин увлекся Татьяной Федоровной Шлецер. Его жена Вера Ивановна вынуждена была вместе с детьми уехать в Москву, где возобновила концертную деятельность и начала преподавать в консерватории. Согласия на развод она, впрочем, так и не дала, сохранив за собой фамилию мужа. Татьяне Федоровне, таким образом, пришлось смириться с ролью незаконной жены композитора.

В 1907 г. была закончена «Поэма экстаза», в которой творческий гений Скрябина достиг своего наивысшего расцвета. «Поэма», в отличии от предшествующих произведений композитора, имела очень сложную архитектонику и изображала процесс мучительного творчества, переживаемого художником. Начинается она с темы «томления», которая удивительна своей симметричностью. Тоненькие, узорные звуки «вращаются» вокруг  явно ощущаемого звукового центра. Потом из «томления»  выходит тема «воли» - она зарождается в живом «бульоне» образов, возникающих из первичной творческой истомы, и постепенно обретает законченные черты. Одновременно прорисовываются, выступают другие темы, в том числе «мечты» и «полета творческой фантазии», пока над всеми ими не берет вверх тема «экстаза», знаменующая рождение нового произведения. Но этим поэма не заканчивается! Если ее первая половина – это «дух» художника, рождающего произведение, то вторая половина – это «дух» самого произведения, который преображает сознание и душу своего творца. Вслед за творческим преображением следует неожиданный финал, где все пережитое и переосмысленное сжимается  в единое «мыслечувство» - восходя от блаженного пианиссимо к ослепительному форте. Это как бы вся «Поэма экстаза» свернутая в единый образ.

Следующим музыкальным откровением Скрябина стала «Поэма огня» — «Прометей». Здесь, как и в «Поэме экстаза», композитор задействовал огромный состав оркестра, добавив партию фортепиано и большой смешанный хор. «Поэма огня» должна была сопровождаться светоэффектами при помощи световой клавиатуры, когда зал погружался в сияние того или иного цвета. Но наиболее революционным оказался в трактовке композитора сам образ Прометея. «С «Прометем» Скрябин вступил  в сферу космического начала», - писал один из критиков. Композитор уходит от аксиом классической гармонии. Его звуковое мироздание преображается. «Тайная доктрина» Блаватской, которой он вдохновлялся в эпоху работы над «Прометеем» (и которая буквально вся испещрена пометками композитора) подсказала ему центральную тему. Первые такты «Поэмы» – это музыка без «я», музыка «Первоначала». «Я» просыпается в звуковых недрах этой скрябинской вселенной, оно находит свое тематическое воплощение и проходит земные испытания, чтобы в конце произведения  произвести самоуничтожительный «взрыв». Таким образом, музыка рисует один из многочисленных  циклов в жизни мироздания: Прометей-Брама, «выдохнувший» из себя мир,  «падает» в материю. Материя начинает «проявляться», все более и более наливаясь плотью, дробясь и порождая внутри себя столкновения различных своих «частей». Дойдя до предела «плотскости», мир – через человеческий разум – устремляется в обратном порядке, от материального, грубого – ко все более тонкому, пока земное бытие не перейдет опять в духовное состояние.

Партитура «Поэмы огня» увидела свет в начале 1911 г. Московская и петербургская премьеры состоялись в марте того же года. От «Прометея» открывался прямой путь к итоговому творению Скрябина – к его «Мистерии». Она представлялась композитору как своего рода коллективное религиозное «действо», как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств — музыка, поэзия, танец, архитектура. Под знаком размышлений о «Мистерии» прошло все последнее пятилетие творческой жизни композитора. Однако работа над ней так и не началась. 2  апреля 1915 г. во время концерта Скрябин почувствовал недомогание. Причиной его было сильное воспаление (фурункул) на верхней губе. В следующие дни состояние больного резко ухудшилось. Не помогло и операционное вмешательство. Поднялась температура, началось общее заражение крови. 14 апреля утром Александр Николаевич скончался.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии