Г. В. Бриггс Горакхнатх и канпхата-йоги. Глава 4

Глава четвертая.

«Расслоение ордена».

Проблема суб-сект Канпхата и отношение их основателей к Горакхнатху достаточно сложна для решения. Традиционно есть двенадцать суб-сект, и каждая из них организована учеником Горакхнатха. Но если некоторые из них сформировались вскоре после смерти Горакхнатха, то другие появились гораздо позже, о чем свидетельствует схема ордена, приведенная в этой книге. Как минимум одна из суб-сект достаточно уважаема, тогда как в большей половине дивизий из других мест отрицаются даже самые элементарные светские приличия. Но каждая суб-секта настаивает на своем происхождении от Горакхнатха. Полное число суб-сект, указанных в различных списках, превышает двенадцать. Конечно же, некоторые из этих имен – это не названия главных дивизий, но имена школ или гуру, последующих, но причастных к наиболее обширным группам.

Автор, после компиляции огромного количества списков, собрал имена суб-сект из всех доступных источников, посетив Тиллу и Амритсар в декабре 1924 года, где он обсуждал весь этот материал с махантом Тиллы Пиром Калла Натхом. Этот махант вообще считающийся главой всех Канпхата, вместе с несколькими другими Йоги, внимательно изучил список имен, отметив часто встречающиеся ссылки на его официальные документы (летописи, записи). Результаты этой конференции были включены в последующие отчеты о суб-дивизиях Горакхнатхов. Все упомянутые имена были классифицированы и приведены в таблицах, прикрепленных к этой главе, благодаря чему можно увидеть, что не все из суб-сект ордена восходят к самому Горакхнатху. Джаландхарпа (Джаландхарипа) был подготовлен Адинатхом, тогда как Канипа и, возможно, Бхартрихари, были учениками Джаландхара. К тому же, у Матсьендранатха было несколько учеников, кроме Горакхнатха, которые один за одним подготовили своих учеников и сформировали суб-секты. И Горакхнатх ассоциировался с Матсьендранатхом в процессе развития других учеников. Кроме того, парампары свидетельствуют, что и Горакхнатх, и Матсьендранатх были тесно связаны узами формирования секты Канпхата, и что Горакхнатх был более велик, чем его Учитель. Каждая последующая традиция накладывает свой отпечаток на предыдущую. На «Диаграмме D» в конце этой главы есть орден, который восходит к Шакти. Это согласовывается с учением Доктрины Йоги и, вероятно, с сущностью теории.

Прежде, чем провести окончательный анализ списков, было бы хорошо записать традицию, вспоминая ранние шайвистские секты, о которых мне рассказали в Тилле. В прошлом было сформировано восемнадцать пантхов Шивы и двенадцать – Горакхнатха. И эти две группы враждовали между собой, в результате чего двенадцать превратилось в шесть, остальные же были разрушены. Оставшиеся двенадцать пантхов из двух сект объединились в орден Канпхата, или Горакхнатхов. Вот те, которые произошли от Шивы:
1. Кантхарнатх Бхуджа, в Каччхе;
2. Пагалнатх Пешавара и Рохтака;
3. Равал в Афганистане;
4. Панкх;
5. Бан из Марвара;
6. Гопал, или Рам Ке;

Вот Горакхнатхи, которые выжили:
1. Хетхнатх;
2. Чолинатх из Аи-Пантха в Деви Бимла (Бомбей);
3. Чанднатх, Каплани;
4. Баираг, Ратадхонда Марвар, Ратаннатх;
5. Паонатх из Джаипура, откуда Джаландхарпа, Канипао и Гопичанд;
6. Дхаджджанатх (Махабир), чьи представители – сплошь иностранные граждане.

Эта традиция, наиболее вероятно, говорит о новом регулировании шайвистских сект под влиянием великого Горакхнатха, благодаря которому многие более старые шайвистские пантхи просто исчезли. Йоги в Пури, вместе с его клубом, вспоминают о Лакулиша и традиции из Тиллы, полагая, что между Сатнатхами и Панками, одной из старейших сект Шивы, существует тесная связь.

Основные пантхи, или суб-секты ордена, могут быть описаны следующим образом:

1. Сатнатх. Это название встречается практически во всех списках. Суб-секта тесно связана с Панками, четвертой выжившей группой из Шива-Пантха. У них есть гадди в Пури и другие заведения в Бхева, Тханешаре и Карнале. По утверждению маханта в Пури, у них есть униформа с меткой суб-секты, в которую входит головной убор, накидка и стеганое одеяло. От этой линии произошли Дхарамнатхи. И Гарибнатхи, которые сопутствовали Дхарамнатху в Каччхе, были из этой дивизии. Говорят, этот пантх следует Брахме.
2. Рамнатх (Рам Ке) иногда ошибочно идентифицируют с Рамчандрой. Эта суб-секта тесно связана с группой Шивы под названием Гопал. Она ведет свое происхождение к Сантокнатху, который не сам сформировал пантх. Их главное гадди находится в Дели. О Дас Гопалнатхах упоминается из Джодхпура.
3. Дхарамнатх. Эта суб-дивизия берет свое начало от Раджи Дхарама, который стал Йоги в линии Сатнатх. Их штаб-квартиры находятся на Годавари. И у них есть знаменитые и важные монастыри в Дхинодхаре, в Каччхе. Говорят также, что Дхарамнатх был учеником Матсьендранатха. Его считают одним из девяти натхов. Но предыдущее утверждение точнее (ближе) соответствует традиции, имеющей к нему отношение.
4. Лакшманатх. Лакшманатхи являются преемниками Горакхнатха в Тилле. Этот пантх имеет две дивизии, или школы, Натешри и Дарйа. Отличительными характеристиками этих двух школ является то, что первые живут на холме в Тилле, а последние – на равнинах. Дарйа также считаются отдельным пантхом, берущим свое начало в Тилле. Другая суб-секта известна как Натешри в Амритсаре и как Дарбари Тилла Бал Гондал в Хошиарпуре. Это Хетх, или Хетхнатх, пантх подлинных Горакхнатхов. К этой дивизии принадлежат Хайтх районов Амбала и Джхелум, и Балджати Карнала. Ранджха относится к Натешри. Джафир Пирс (смотрите ниже) – последователи Ранджха.
5. Дарйанатх. Несмотря на то, что в настоящее время это отдельный пантх, эта дивизия принадлежит Хетх-пантху истинных Горакхнатхов. Члены этого пантха разбросаны по всей Северной Индии и Пенджабу. Многие найдены в Синде. Вне Индусов эта дивизия имеет учреждения в Макхаде, Кохате и Куете. Их священное место в Удеролале, в Синде, где была найдена могила младенца, который преобразовал себя в вооруженного всадника и появился из Индусов упрекнуть Муслим Маххаммад Юсуф Тата. Также он известен как Удеролал, Дуланлал, Амарлал, Зинда Пир и Дарья Шах. Его также зовут Шекх Тахир из Удеролала и Кхваджа Кхзир из Суккура. В его храме в Удеролале всегда горят лампы, и на каждое новолуние ему поклоняются в реке или водоеме, или водой с рисом, сахарными леденцами, специями, фруктами и зажженными лампами. Он покинул мир, исчезнув в земле. Был спор между хинду и мусульманами, как избавиться от его тела – кремировать или похоронить. Он снова появился и скомандовал им использовать два метода. Поэтому в этом месте есть и могила, и храм. Около 50 000 человек посещают ежегодный религиозный фестиваль в Удеролале.
6. Ганганатх. Эта суб-секта была основана Ганганатхом, который был последователем Капалмуни. Из этой дивизии некоторые проследили Кайанатхов. Прослеживается некоторая связь с Ратаннатхами, суб-дивизией, описанной ниже.
7. Баираг (Бхартрихари, Баираг Чатри). Это четвертый оригинальный пантх Горакхнатхов. Его историю можно проследить к Бхартрихари, который был инициирован Джаландхарипой, но был учеником Горакхнатха. Говорят, он отрекся от трона в Уджджаи, став Йоги. Одна традиция сделала его сыном Раджи Бходж. Хотя он был инициирован Джаланхарипой, он был учеником Горакхнатха. И Аипантхи из Хардвара говорят, что он был инициирован Горакхнатхом. Его шеф ассоциируется с одним из Каплани-пантха, который также берет начало из суб-секты Джаландхарипы. Другая традиция утверждает, что пантх восходит к Маинатху, сироте, который был вскормлен и воспитан Меосом, и который позже стал учеником Горакхнатха. Важное имя в этой дивизии Горакхнатхов – это Премнатх, который, как иногда говорят, основал пантх. Другим знаменитым учеником Бхартрихари был Ратаннатх из Пешавара. По ту сторону границы и в Пешаваре последователи Ратаннатха не носят мудру. Объясняется это тем, что однажды в Тилле, когда Ратаннатха упрекнули в том, что он не носит серьги, он раскрыл свою грудь и показал всем свое сердце. Тогда его серьги забрали в наказание за этот проступок. Он открыл рот и продемонстрировал, что серьги там. Мусульмане благоговели перед ним. Ратаннатх знаменит тем, что создал мальчика из грязи своего тела. Позже этого мальчика знали под именем Кайанатх, или Куаим Уд Дин. Когда Кайанатх умер, и мусульмане, и хинду, потребовали его тело. Но оно исчезло. Осталась только одежда. Хинду построили для него самадх, а мусульмане – могилу с надгробием. Другая группа Йоги, имеющая отношение к Ратаннатху, это Мекхла Дхари. В Амбале они носят тараги. В Набхе есть мирские Йоги, которые ведут свое происхождение от Ратаннатха. Они принадлежат к Пунийа Готре (Джат Готре). Основателем этой группы домовладельцев был Маинатх. После того, как он стал Йоги, Джаты заставили его жениться на девочке из группы Йоги фокусников. Бхарат в Дера Гази Кхан принадлежал этой дивизии. Ратаннатхов примерно столько же, сколько и Дарийанатхов. Их святыни связаны с именем Ратаннатха в Кабуле и Джалалабаде. Даже мусульмане верят в силу этих Йоги.
8. Равал, или Нагнатх. Это третья группа, ведущая свое происхождение от Шивы. Равалы, которые так важны для Мусульман-Йоги, великие скитальцы. В западных районах Пенджаба «они – оккультисты и шарлатаны». Все они делятся на две главные группы: (1) Мадья, говорят, что она была основана Горакхнатхом; (2) Галл, которых относят к Шиве, и которых знают и как Падалпантхов, и как Равал Галла. Представители второй дивизии найдены в Пешаваре. Монастырь Бохар в Рохтаке принадлежит им. Основное место Равалов – это Равалпинди, и членов пантха можно найти в Хаджаро и в Афганистане. Не все признают Равалов как одну из двенадцати сект Горакхнатхов, но, несмотря на это, такая версия широко распространена. Согласно одному мнению, они формируют «половину» одного из двенадцати орденов, а другая половина – это Параснатхи. Равалы также Капхлайны. Равалы найдены в Доминионе (во Владении) Низама.
9. Джаландхарипа. Эти принадлежат пантху Паонатха, пятому из настоящих Горакхнатхов. Но парампары согласны, что Джаландхарипа принадлежит ранней ветви секты. Он был основателем «ПА»-пантхов, от и до «НАТХ»-пантхов. «ПА» - это тибестский для wala, он иллюстрирует восточное влияние внутри Канпхата. В некоторые списки Горакхнатхов они включены в пределах этой дивизии Канипа и Гопчанд. Папнатх также известен как Панатх. Говорят, что он является суб-дивизией Джаландхарипа и последователей Махадео (Шивы). Джаландхарнатх (и Кампхнатх) время от времени идентифицируются с Аугхарами, тогда как Горакхнатх и Матсьендранатх известны, как Канпхата. Сфера деятельности первого – Бенгал и Бихар, тогда как последние два – в Объединенных Провинциях и Панджабе. Этот пантх имеет хозяйство в Джаипуре.
10. Аипантх. Этот пантх имеет отношение к Чолинатху из настоящей Горакхнатх-груп и связан с обоими, Бхуштан и Каркаи, учениками Горакхнатха. Карканнатх также известен как Капакнатх и Канкхнатх. Говорят, что последователи двух названных Йоги принадлежат школам Хетхнатха. Говорят, что Аипантхи Хардвара были последователями Пира Параснатха, и что они отделились от них через поклонение Аидеви. Они ведут свое происхождение от женщины, ученицы Горакхнатха, которая известна, как Бимла Деви. Они объясняют это, говоря, что «АИ» означает «МАИ» (Мать, Богиня). Они используют «АИ» вместо «НАТХ» в своих именах, но пять поколений после Нарманджи они продолжили использовать имя «НАТХ». Маинатхи, вероятно, берут начало из этой группы. Пять поколений после Нарманджи, который жил несколько поколений после Горакхнатха, стал Мастнатхом, и с этих времен члены этого пантха стали называться «НАТХИ». Нарманджи родился в Кхоме, сейчас в Штате ДЖинд. Как ученик Горакхнатха, а потом Мастнатх, он не мог считаться современником великого Йоги. Последователи Мастнатха не очень респектабельный, и только недавно их стали считать частью ордена. Они носят изогнутые крючковатые палки, которые используют, как опору для рук (костыли). Бава – это Аипантхи благодаря Мастнатху. Аипантхи былит включены в двенадцать, когда был организован орден Канпхата. Это означало, что орден Горакхнатхов был объединен в важное время после смерти Горакхнатха. История говорит, что однажды, когда Мастнатх был погружен в медитацию (джог), один из его учеников, который пришел и сел перед ним, одетый только в набедренную повязку, был проклят необходимостью остаться навсегда голым. По этой причине последователи этого несчастливого Йоги называются «НАГА». Есть две дивизии последователей Мастнатха: (1) Барии Даргах, которые сторонятся сырого мяса и спиртного, и (2) Чххоти Даргах, которые принимают и то, и другое. Последняя группа была основана Чамаром, учеником Мастнатха. Слуг этого пантха называют Чамарва. Главный монастырь, который находится в Бохаре, в Рохтаке, был основан Нармаиджи. В этом месте нет идолов. Аипантхи имеют огромное и важное учреждение в Хардваре. Другие места Аипантхов найдены в Ранпате, Мадхата и Чамаре, в Панджабе. Аипантх был упомянут в Аабистане.
11. Каплани. Эта дивизия, включенная в Чанднатх-суб-сект старого ордена Горакхнатхов, ведет свое происхождение от Капалмуни, ученика Горакхнатха. Она была основана Аджаипалом. Этот пантх по-другому называется Капил, или Капил Део Ке. Группа, принадлежащая к этой суб-секте, это Нимнатхи, которых также называют Гапхлани, или Кхискаи. См. (5) выше. Главы пантха находятся в Ганга Сагар.
12. Дхаджджанатх. Этот пантх, шестой в старом списке Горакхнатхов, ассоциируется с именем Махабира (Ханумана). В Тилле и во втором списке он считается одним из двенадцати суб-сект. Утверждение, что члены этой суб-секты носят флаг, и что некоторые из них найдены в Пешаваре и Амбале, не принято в Тилле. Но допускается, что они найдены на Цейлоне.
13. Канипа. Пока Джаландхарипа был заключен в колодец в Уджджаин, из которого он был в конце концов вызволен с помощью Горакхнатха и Матсьендранатха, его ученика, Канипа занял место своего учителя, как Махант. Впоследствии он основал пантх. Из этой линии пришел Гопичанд (Чандра), иначе известный как как Сиддх Сангари, который стал одним из 84 сиддхов. Гопичанду иногда дают имя пантха, и Гопичанд считается также учеником и Канипы, и Джаландхарипы. От Сиддха Сангари происходят Спадха из Бенгала, хранители змей. Один из этой группы инициировал Измаила, основателя пантха. Говорят, что Кал Белийа является его учеником. К этой линии принадлежат еще Сепала, которые заботятся о змеях. Некоторые из этой дивизии носят кольца так, как это делают Канпхата, другие же носят их в мочках ушей. Строго говоря, Канипа не считается одним из двенадцати пантхов, но является половиной суб-секты. Но даже такое утверждение принято не повсеместно. Традиция прослеживает секту Бамарг (секту Левой Руки) к Канипа. С этой точки зрения интересно заметить, проявление эротических элементов в поклонении Шакти было в Бенгале и Ассаме. Список имен, данный СеноМ, гласит: Минанатх, Горакхнатх, Хадипа, Калупа. Хадипа был учителем матери Гопичанда. Джаландхарипа также известен как Хади, или Хадипа. Этот список – из Восточного Бенгала. Другое имя, по-видимому, принадлежащее этому циклу – это Калепа (Карипа, или точно Канипа).

И Джаландхарипа, и Канипа, находятся в дивизии Паонатх, ниже Горакхнатхов. Некоторые идентифицируют (отождествляют) Джаландхарипу и Канипу.

Два оригинальных пантха Шивы не включены в этот перечень, Бан из Марвара и Кантхарнатх из Бхуджа. Последний включен в описание заведений (учреждений) Йоги, но связь с Кантхарнатхами с признанием суб-дивизий не выяснена.

Число имен осталось рассмотреть. Но они недостаточно (широко известны?) значимы (существенны), чтобы подтвердить их включение в более крупные дивизии Канпхата. По всей вероятности они представляют собой второстепенную дивизию в пределах более важных групп или имен важных персонажей, или некоторых альтернативных имен, некоторые из которых уже записаны. Вот они:

(1) Ханди Пхаранг (Бхаранг, Шарангнатх, Ханди Бхиранг, Чанд Бхаранг [?]). Толкование этого имени дано в следующей легенде. Шаккарнатх, ученик Горакхнатха, в своем странствии забрел на землю, которой правил раджа низкой касты. Раджа схватил его и приказал ему под страхом болезненных пыток вызвать сахарный дождь. Шаккарнатх свершил это чудо, после чего похоронил раджу заживо. Двенадцатью годами позже Йоги вернулся и обнаружил скелет короля. Он оживил его и сделал своим учеником и поваром. (Другая версия этой истории гласит, что раджа ослеп, и лишь спустя двенадцать лет Шаккарнатх вернул ему зрение). Раджа, однако, не стал лучше после наказания. Однажды он готовил бобы, вынул несколько из них и попробовал. Бхайром отказался от предложенной ему пищи. Когда о причине отказа узнали, раджу наказали, повесив горшок (ханди) ему на шею. Его заставили странствовать целыми днями, получая пищу из горшка. Его странствие продолжалось четыре года, после чего он был прощен, но его последователи до сих пор носят имя Ханди Бхаранг. Наиболее интересная версия этой истории рассказана в Тримбаке. В этом месте Йоги показывают камень, который, как говорят, является самадхом Аурангзеба. Есть легенда, в которой Аурангзеб является учеником Горакхнатха, но, из-за того, что другие Йоги отказались есть вместе с ним, Аурангзеб хоронит себя заживо. По происшествии двенадцати лет он восстал из могилы как Мритакхнатх (Лорд Смерти). Он был всего лишь скелетом, когда он вышел наружу, но спустя некоторое время на его кости наросло мясо. Впоследствии Горакхнатх приказал ему приготовить пищу для подношения. Он сделал это, но, когда пища была готова, попробовал ее, чтобы узнать, достаточно ли приправ. Пища была признана нечистой, и горшок надели ему на голову. Вот почему его назвали Сиддха Ханди Пхаранг Натх. Он покинул Пуну, где его секта проживает и по сей день в Ханди Паранг Натхе.

Шаккарнатх не имел учеников. И, находясь на предсмертном ложе, он позвал мусульманина по имени Джафир, сделал его своим учеником и посоветовал ему брать в ученики только необрезанных мусульман. Эти Йоги работают как повара Хинду и принадлежат секте Сантнатх. Сегодня орден известен тем, что состоит из одних мусульман, который не едят с другими Йоги.

В Тилле считают, что эти Йоги не принадлежат ни одному из двенадцати пантхов.

Чанд Бхаранги, как сказано, были найдены на западе, рядом с Дваракой. И, как изложено выше, члены этой суб-дивизии найдены в Пуне.

(2) Джафир Пирс – это мусульмане. Они хорошо известны в Пенджабе. Несмотря на то, что они являются Канпхата, Хинду Йоги не едят с ними. Они являются последователями Раньджха и учениками Балкешварнатха. Эти Йоги не принадлежат ни одной из двенадцати сект. Некоторые считают, что они восходят к Сантокнатху, который есть Вишну. Пир Джоги, который также является мусульманином, возможно, из того же пантха, будет есть пищу других Йоги, но другие не едят их пищи. В Тилле утверждается, что эти Йоги не встречаются в Сиалкоте.

(3) Маннатх (Манмантхи, Манатхи). К этой линии принадлежит Арджаннада, или Арджаннанга (Пангалнатх [?]), который сейчас на Кайласе, как Сиддха. Линия основана и принадлежит этой суб-секте в Джавалмукхи. Эти Йоги ведут свое происхождение от Раджи Расалу, чьим последователем был Махант. Они найдены в Пешаваре и Джхелуме.

(4) Агхори (Гхори). Возможно, что есть несколько Агхори среди Йоги. Никого из них нет в Тилле, но Йоги оттуда говорят, что время от времени кто-то из Джоги выкапывает и съедает свежие трупы детей. Это подтверждает то, что редкие Канпхата принадлежат этому пантху. Йоги из разных мест одновременно подтвердили, что лишь изредка Аугхары становятся Агхори.

(5) Нимнатх и Параснатх. Эти две персоны были сыновьями Матсьендранатха, рожденными, согласно одной традиции, в Цейлоне. Они были убиты и впоследствии возвращены к жизни Горакхнатхом. Позже, они были инициированы их отцом и основали новые секты. Они – Джайны. Как бы то ни было, в Йоги-Пантхи включены группы под обоими именами. Нимнатхи, которые отличаются от Параснатхов, также называются Гапхаин (Гапхлани), или Кхискаи. Сартора, Нимнатхи, всегда носят одежду, закрывающую рот, и принимают все меры предосторожности против разрушения жизни. Они – скитальцы, и получают пищу, которую приготовили другие люди. Они используют чилам, а не хуку. В суб-дивизии Параснатх Пудж дают обет безбрачия, но живут в домах. Есть интересная легенда, касающаяся следующих двух персон. После того, как Матсьендранатх покинул королеву Цейлона, взяв с собой двух своих сыновей, потому что Горакхнатх воззвал к его чувствам, они попали под его гневную горячую руку, он убил их, снял кожу и повесил на дерево. Позже, ради их отца, он воскресил их. Некоторое время спустя мальчиков отправили в деревню просить милостыню. Они встретили человека, который приказал им оттащить мертвого теленка, прежде, чем он подаст им милостыню. Они сделали все, как он сказал, и за это он дал им пищу. За то время, пока они добирались до учителя, пища превратилась в кровь и червей. Тогда Матсьендранатх проклял деревню. Позже сыновья разделились и сформировали новые пантхи, Пудж и Сартора, к которым другие Йоги не имеют никакого отношения.

Как вариант этой истории, Горакхнатх отправился с мальчиками просить милостыню в лавку купца (бания), и они вытащили оттуда мертвого теленка. Когда Горакхнатх увидел превращение пищи, он схватил их за руки, повел их в дом купца и там убил. Вследствие того все купцы выражают недовольство тем, что он осквернил все их жертвоприношения своим убийством. И он возразил, что они осквернили его учеников. Он согласился, однако, воскресить мальчиков, если купцы впредь будут поклоняться ему и никому другому. Они согласились, и Горакхнатх оставил Параснатха, одного из мальчиков, вместе с купцами, и Джайны полагали, что он – инкарнация бога.

(6) Кантхарнатх (Кантхаднатх). Одни говорят, что эта группа восходит к Горакхнатху, а другие – что к Ганеше. В Амбале они – эндогамный пантх домовладельцев. В Кантхкоте они поклоняются Ганеше и Кантхаднатху, используя последнее имя во время чтения джапы. Здесь Кантхаднатху поклоняются дважды в день. Его последователи дают обет безбрачия. Практически во всех их обычаях они имеют сходство с Канпхата Дхинодхара. Как бы то ни было, на западе Кантхаднатхи часто женятся. Но отцы не едят со своими детьми, пока их уши не будут проколоты, и другие посвятительные ритуалы не будут совершены.

Другие имена, между которыми нет родственных связей (взаимоотношений), еще могут быть определены, как Каикхнатх; Пайалнатх; Удаинатх, идентифицированный с Пашупати, вероятно, тот, кто предшествовал основанию ордена, второй из девяти Натхов, основатель пантха Йоги; Арайапантхи из Бор Босана около Каба Пира, Тханешара; Ревнатх; Таджнатх; Филнатх; Сапратнатх (Чапратнатх, Чапрат, или Дарпатнатх), десятый из Горакхнатхов в списке Сватмарамы; Гаининатх, учитель Джнянешвара; Нараньджаннатх; Бараньджоги; Адхнатх; Адхинатх (?); Папанк; Камдхадж; Касьяпа; Ардханари; Найари; Амаранатх; Камбхидас; Тарнакнатх; Абхапантхи, о котором Абхаргнатх упоминал в Тахкуикуати Чхистхи.

Патхсана в Карнале и Патсиана Джинда также являются школами Йоги.

Некоторое количество аскетических движений обязано своим происхождением Горакхнатху. Одно из них восходит к Шарангнатху, или Шрингнатху, который достиг высшей степени роста своей Силы после смерти великого гуру. Его пантх иногда называют Баваджи Ка Пантх. Он ввел новые правила и заставил своих учеников проколоть уши и вставить в отверстия деревянные серьги. После его смерти было основано десять сект, взлелеянных и вышедших из его ордена. Вот они:

1. Гиринатх;
2. Пуринама;
3. Самисия;
4. Милитант Нага;
5. Аджаипал;
6. Гвалибасада;
7. Исмаил Джоги;
8. Агамнатх;
9. Нимнатх;
10. Джаландхарнатх;

Это может вызвать некоторую путаницу в основном списке из-за повторения некоторых имен здесь и в пантхах Канпхата. Номера пять, шесть, семь, девять, десять – уже обсуждались. Что касается остальных – они появились здесь впервые. В Кедарнатхе, недалеко от города Дварахат в Кумаоне, есть маленький храм Бхайрома. Он находится ниже ворот главного храма, и пуджари в нем – женщина пантха. Когда-то она вышла замуж за Йоги. Ей не прокололи уши. Знаменитая ведьма, Нона Чамари, принадлежит пантху Исмаил Джоги.

Лал Падри не являются Горакхнатхами, хотя первые часто обнаруживаются в тесной взаимосвязи с последними. Они – последователи Даттатрейи, который был знаменит своей практикой йоги и пользовался у Йоги огромным уважением. Полагают, что он является одной из инкарнаций Кришны. В Дабистане изображено состязание в Йогической Силе между ним и Горакхнатхом. Даттатрейа, был, вероятно, обожествленным Брахманом десятого столетия, которому приписывают знаменитую историю подвергания испытаниям добродетелей его жены Атри. Его святыни разбросаны здесь и в районах Пуны. И в одном месте его изображение имеет три головы, символизируя тем самым Индийскую Триаду. Он был Агхори.


Рецензии