Г. В. Бриггс Горакхнатх и канпхата-йоги. Глава 6

Глава шестая.

«Святые места (окончание)».

Вернемся в настоящее, на северо-запад, к храму АМАРНАТЕ в Кашмире. Йоги посещают святыню их учителя, расположенную в пещере. Прежде все танцевали здесь перед Шивой обнаженными. Теперь только женщины носят кое-какую одежду. Шива здесь представлен ледяной лингой из цельной глыбы льда.

Рядом с важным монастырем Горакх Тиллы есть немало хороших мест в Панджабе, связанных с Горакхнатхами. ГОРАКХШЕТРА, или Горкхатри в Пешаваре было одним из любимых мест Канпхата Йоги и упоминалось еще Бабером и Абул Фазалом. По традиции, это место, где Горакхнатх жил в Сатья Югу. На северо-западе главная святыни Канпхата – это Ратаннатх Пешавара. Эти Йоги не носят кольца в ушах, потому что они претендуют на то, чтобы носить их в своем сердце.

В Кохате, Джалалабаде и Кабуле также есть святыни Йоги.

СИАЛКОТ – это знаменитый дом Пуран Бхагата, известного ученика Горакхнатха. Родник, где Пуран был найден этим выдающимся Йоги, находится в двух милях к северу от военного городка. Легенда, связанная с этим местом, рассказывает о том, как Басак Наг (Король Змей) ухаживал за женщиной Кхатрани во время ее купания в реке Айк. В результате она родила сына, которого назвали Шалавахан, мальчика необычайной силы и энергии. Позже, при содействии змеи (Нага), он стал королем. У него родилось два сына, будущих Йоги, старшим из них и был Пуран Бхагат, благодаря которому тот родник знаменит до сих пор. В роднике ледяная вода, обладающая целебными свойствами. Женщины Хинду купаются в нем с целью излечить бесплодие. Особенно по воскресеньям и на новолуние. Для этого они стекаются сюда со всех концов Панджаба.

В храме Гуга, в СУЛТАНПУРЕ, который принадлежит Чамарам, Гуга и его Вазир изображены конными (Горги – на кобыле), тогда как Нарсимх, Кайла Бир и Горакхнатх – пешими.

В БАТРЕ есть относительно новая святыня Гуги, возведенная одним из тех, у кого лишь в старости, благодаря молитвам, родился сын. Рядом с нею – святыня Горакхнатха, лицом на восток.

А вот святыня Бираг Лока, близ ПАЛАМПУРА, с легендой, связанной с Горакхнатхом. Однажды основатель святыни, когда он был еще мальчиком, пас скот и встретил госаина (говорят, то был сам Горакхнатх), который сказал ему никогда не раскрывать факт их дружбы, если тот хочет продолжать жить во дворце. Мальчик честно хранил секрет, но однажды он заболел, и ему стало так худо, что в конце концов он рассказал своим родителям о госаине. Родителя дали ему сатту для святого человека. Но во время ее приготовления мальчик пожаловался, что ему не хватило воды. Тогда госаин дотронулся до земли своей гаджей (железным посохом) и в том месте забил источник, который существует до сих пор. Госаин не ел обычную пищу, говоря, что его голод может быть удовлетворен лишь особым вкусом. Тогда мальчик схватил святого человека за руку, но что-то ударило его и швырнуло на камни. Прошло несколько дней. Вдруг Бхат Брахман стал одержимым и увидел все, что случилось. Тогда был возведен храм, и место назвали Бираг (Госаин) Лок (искаженное от «alop», «исчезновение»). Так как Бираг Лок был пастухом, он стал особенным гуру КРС и дал обет заботиться о нем. Праздник в этой святыне проводился трижды на Хар. В жертву приносили козлов и зерно. Изображение Горакхнатха было помещено в храм во времена Сикхов. Это храм Сиддхов. В нем – три образа – Гуги, Горги и Гуру Горакхнатха – каждое около трех футов в высоту, верхом.

Монастырь Аи-пантха в Такшала Гейт, ЛАХОРЕ, довольно бессвязное место. Там есть несколько самадхов и храм Шивы. Перед этим храмом – огромная круглая черная каменная плита, с фигурой Кал Бхайрома, тоже черной, и громадным трезубцем. Здешний махант – пуджари храма. Во время визита автора (10 декабря 1924 года) махант был всего лишь представителем Йоги. Ограда монастыря используется как своеобразный «сараи» (carivanserai). Серьги в ушах Йоги были из хрусталя.

В АМРИТСАРЕ, в храме Бхайрома, в Дургиане, есть изображение Бхайрома и большая кубическая платформа, около пяти футов высотой, выкрашенная в красный и закрытая тканью, в которой есть ниша и лампа. Рядом с нею – храм Шивы. Это место встречи групп, известных как двенадцать пантхов. С Пиром Тиллы автор встречался именно здесь.

Близ ЛАДВА, в районе Амбала, есть место, где две святыни построены очень близко друг от друга. Одна – справа, а другая – слева от Гуги. И та, что слева, посвящена Горакхнатху. Это объясняется тем, что Гуга был учеником Горакхнатха.

В БОХАРЕ, в Рохтаке, есть прекрасное здание, принадлежащее Йоги, последователям Мастнатха. Здесь проводится ежегодная ярмарка сомнительного характера. В Тарикх-И-Шер-Шахи (датированном около 1579 года) есть упоминание о Балнатхе, рядом с фортом Рохта, принадлежащем Йоги.

Вот знаменитый монастырь в КИРАНЕ, с огромным земельным наделом. Его постоянные жители – Аугхары, их глава – Пир. Они носят тюрбаны цвета охры, поверх которых наматывают черный позолоченный шнур. Пир, который однажды избран, может больше никогда не спускаться с холма, на котором расположен его храм. Этот монастырь был перенесен из Тиллы, благодаря обстоятельствам, описанным ниже.

Самое знаменитое учреждение Канпхата в Панджабе, да и во всей Индии, фактически, это ГОРАКХ ТИЛЛА.

Тилла, или Горакх Тилла, находится в двадцати пяти милях к северо-западу от Джхелума, в самой высокой точке изолированной цепи холмов Соленого Ряда, на высоте 3 242 фута. Сам холм неровный, и восхождение на него сложно. На одной его стороне – отвесная скала, почти перпендикулярный обрыв. С ним связана следующая легенда. К Лакшманнатху, Джоги из Тиллы, однажды пришел Сиддхвачарнатх (Бхартрихари), но тому было нечем угостить гостя. Тогда Бхартрихари унес часть холма в Кирана Бар, бросил его оземь и основал на нем новый монастырь. Это объясняет крутизну обрыва Тиллы. Вид, открывающийся со стен монастыря, один из самых прекрасных. Снег – обычная погода для Гималаев – создает потрясающий пейзаж. Поблизости, ниже по склону, останки распадшихся холмов. Отсюда ясно виден курс на Джхелум.

Старые здания Тиллы были разрушены Шахом Дуррани в 1748 году и реконструированы Раджей Манном из Джодхпура [?].

Тилла – одно из старейших религиозных мест в северной Индии, оно используется для религиозных целей тысячелетия после прихода Горакхнатха. Традиция утверждает, что Горакхнатх поселился здесь в Трета Югу, после Рамчандры, и усыновил Балнатха и его ученика. Это место было однажды известно, как Тилла Балнатх (имя произошло от названия храма на вершине, посвященному солнцу, как Балнатх). Это было здесь, что Балнатх подвергся епитимье и только благодаря ему Бхартрихари выучил практику аскетизма. Самадх Бхартрихари находится в Тилле; здесь есть и пещера, названная в его честь. В настоящее время монастырь находится на попечении Лакшмана, или Дарьи, или секты Хетхнатх пантха. У них есть ученики по ту сторону афганской границы.

То, что Горакх Тилла, или Джоги Тилла, был одним из первых центров Канпхата Йоги, несомненная правда. В легендах Панджаба постоянно упоминается это место, как одно из тех, где Горакхнатх часто уединялся. История о бракосочетании дочери Валмики направляет нас в Тиллу. «В пруду, где брахман в Кумбха Мелу вылечился от проказы, искупается Горакхнатх, тот, благодаря которому в Тилле появится храм». За незначительный период все другие центры Канпхата в Панджабе сосредоточились вокруг Тиллы. Йоги Горакхпура утверждают, что сегодня Тилла – главное место секты. Пир Тиллы – глава всех горакхнатхов. (Но комитет Двенадцати Пантхов обладает высшей силой контроля. См. вторую главу).

Учреждение расположено на вершине холма и окружено стеной. Один из ведущих храмов за главной оградой – это храм Ханумана. На западе – внутри окружной стены – небольшая возвышенность, с самадхами в трех углах и храмом Шивы на востоке от центра платформы. Перед храмом, на севере, каран Лакшмана. Само собой разумеется, на платформе, северо-западнее храма, огромный трезубец. К северу от храма – маленькая святыня Бхайрома. Немного восточнее ее – старое дерево, под которым в нише есть уютное местечко, где любил сидеть Горакхнатх. Говорят, что Тилла и это дерево – ровесники. На востоке, у самых стен ограды, находятся кладовые, а также резиденция маханта и некоторых других Йоги. У главной ограды – сарай для скота. На юго-запад от него – большой водоем и несколько очень старых самадхов, в большинстве своем, руины. Здесь в округе очень много самадхов. Каменная плита обозначает место, где сидел Раньджха, и где он был инициирован после того, как его изгнали из дома в Хире. Горакхнатх проколол ему уши. В резиденции обычно находится от тридцати до сорока Йоги. В то время, когда автор посетил Тиллу (в декабре 1924 года), махант и многие другие Йоги были в Амритсаре, заинтересовавшись тамошним монастырем. В то время в городе были серьезные волнения, и кое-кто из Йоги был арестован. Как следствие, махант отправился в колонию (поселение).

В марте в Тилле проходит особенная ярмарка.

Во владениях монастыря есть акт, дарованный Акбаром и подтверждающий все ранние дотации. Сегодня имущество монастыря – всего одна деревня, из-за серьезных долгов, оставленных монастырю некоторое время назад одним махантом. Аугхары Кираны более состоятельны.

В Саргоде, на расстоянии около четырех миль, есть филиал монастыря в Тилле.

Несколько мест в Синдхе и одна святыня по ту сторону западной границы Индии используются для обучения теми Йоги, которые не принадлежат Канпхата. Среди них Нагар Тхатха, Пир Арр, Котешвар и Хинг Ладж.

НАГАР ТХАТХА (Нангар Татта) расположен в семидесяти милях от Карачхи, на плато холмов Макли, возвышающихся над Индией. Город, который занимает громадную площадь, был древней столицей Синда. Сегодня здесь находится знаменитое мусульманское кладбище. Город славится своими шарфами и набедренными повязками, тканями из смеси хлопка и шелка, шелка и золота, великолепным университетским образованием. Это место важно для горакхнатхов своим бисером, бусинами, которые очень ценятся, славятся и приобретаются здесь. Плато вокруг Тхатхи сплошь усыпано галькой и почковидными глыбами тяжелого, желтого известняка. То здесь, то там – небольшие вкрапления нуммулитов. Они отличаются от всех и лежат на земле в таких количествах, что ими торгуют, предварительно собрав и нанизав на нить. Их называют thumra и продают паломникам на пути в Хинг Ладж. Есть два вида четок из белых бусин, которые сделаны из таких вот нуммулитов. Они различаются по размеру «камней». Меньшие бусины в Хинг Ладже называются «ка тхумра», а большие – asapuri. Говорят, что эти бусины – превращенное в камень просо (бусины побольше) или рис (бусины поменьше). Очевидно, чем дешевле выглядят такие четки, тем дороже ценятся. В них – от 500 до 1000 бусин. Как и все пилигримы, Йоги приобретают эти бусины в Нагар Тхатхе, и, добравшись до Хинг Ладжа, жертвуют их богине. После этого четки можно надеть. Когда, на обратном пути, паломники достигают святыни Асапури Деви в Нагар Тхатхе, они жертвуют и вторую пару, которую затем надевают.

Йоги объясняют наличие материала для бусин и стоимость самих бусин следующей легендой. Шива и Парвати по пути в Хинг Ладж остановились в джунглях Асапури. Там Шива попросил свою супругу, пока он будет в джунглях, приготовить ему khichri из проса и риса. Шива нарисовал пеплом магический круг вокруг супруги и места для приготовления пищи, объяснив, что во время его отсутствия великан (asura) может прийти и досаждать ей. Но что она будет безукоризненно защищена, пока будет находиться внутри круга. , а демон будет сожжен заживо, если рискнет переступить магическую черту. Затем Шива оставил жене свой трезубец и отправился в джунгли. Пока он отсутствовал, пришел демон, и Парвати убила его трезубцем. Кровь залила все вокруг, осквернив и место для приготовления пищи, и огонь, и саму пищу, которую приготовила Парвати. Вскоре вернулся Шива, и демон тут же воззвал к нему с просьбой даровать ему освобождение, или mukti. Шива выполнил просьбу, и дух демона взошел на Кайласу, Небеса Шивы. Тело гиганта превратилось в пыль, которую до сих пор используют, как пудру ладана. Увидев, что кровь великана залила и осквернила все, Шива приказал Парвати выбросить пищу прочь. Зерна кхичри превратились в камни, из которых и по сей день делают знаменитые четки.

С другой стороны, считают, что создатель бросил эти превращенные в камень зерна на землю, чтобы они напоминали ему о его творении.

Силы и эффективность тхумры подтверждена следующим рассказом. Во время четырнадцатилетнего изгнания Рама и Сита путешествовали в окрестностях Асапури. Там Сита умоляла Раму отправиться к Шиве и попросить тхумры для них. Грех Рамы (убийство брахмана Раваны) был прощен, когда он пожертвовал четки Хинг Ладж Деви.

Асапури свято благодаря тому факту, что Рамчандра по пути в Хинг Ладж оставил свой посох в этом месте.

Другая легенда гласит, что раньше в Нагар Тхатхе мусульманские факиры постоянно преследовали последователей индийской веры. Однажды Деви предстала перед хинду верхом на льве и убила факиров. Затем она отправилась в Хинг Ладж и сделала это место своим жилищем. По этой причине Йоги посещают и Нагар Тхатху, и Хинг Ладж.

В этой легенде хорошо прослеживаются элементы мифологии Шивы-Парвати, связанные с элементами паломничества Божественного Йоги, Шивы, по древним святым местам. Заслуживает внимания также и то, что Вайшнавские элементы широко распространены в этих историях.

ХИНГ ЛАДЖ, последнее святое место Хинду в западном направлении, посещаемое горакхнатхами. Они считают, что паломничество в это место необходимо для всех, кто желает стать настоящими адептами йоги.

Хинг Ладж находится на побережье Макран, в восьмидесяти милях от сердца Индии и всего двенадцати милях от моря. Святыня – ниже пика с таким же именем – на берегу реки Хингол, в штате Лас Бен. Река прорывается через горы в ущелье шириной почти две сотни ярдов между тысячефутовыми утесами. Над ущельем – страна (деревня) – дикая и плодородная. Ниже него – река, которую называют Агхор. В 1844 году Масон писал, что он видел изображения луны и солнца, прорубленные в скале в неприступном месте.

Хинг Ладж – одна из пятидесяти одной питхи, или места, знаменитого тем, что здесь были разбросаны части тела Сати. В Хинг Ладже упала корона (макушка) с Ее головы. Святыня посвящена ужасной Агни Деви, или Хинг Ладж, известной также как Хинг Ладж Деви, Хингуда Деви и Красная Богиня. Мусульмане знают Ее как Биби Нани, индусы – как Парвати, Кали, или Мата. Биби Нани прославлена от Ганги до Евфрата и, возможно, это и есть Чхалдеан Нана, очень-очень старая, появившаяся «за тысячу лет до Авраама». И, скорее всего, Она – Нанайа персов и бастров. Хинг Ладж – лучшее из известных мест паломничества в Балучхистане. Деви – это Богиня Рода у большинства племен западной Индии. Даже в Мирзапуре, в Объединенных Провинциях, Ей поклоняются Кхарвары. По всей Индии Она одинаково известна.

Святыня типична для вамачары и чакрапуджи. Она достаточно долго была в руках мусульман, и женщина, которая когда-то ухаживала за этим местом, делала мусульманами всех паломников-хинду, посещавших святыню. Имя смотртельницы было Чандала Маи. Ее потомки утверждают, что она была так близка Богине, что даже играла с Нею в шахматы.

Паломники в это священное место следуют по дороге Карачи – Миани – Хинг Ладж вдоль побережья Макран. Расстояние – сто пятьдесят миль, но путь настолько тяжел, что занимает не меньше двадцати четырех дней. Пилигримы идут из Карачи группами от сорока до пятидесяти человек. Каждую такую группу сопровождает брахман, называемый «агуа». В Карачи он получает пропуск (проход, перевал) для группы. В Миани можно увидеть, как бхарти (наследник-наблюдатель) собирает плату со всех, кроме верующих и незамужних девушек. Во время путешествия все пожертвования совершаются агуа в пятидесяти местах.

У каждого паломника с собой прут олеандра, порой золочёный или серебрёный. И каждый должен выбрать «дхарам баи», или «брата по долгу (вере)». Эти отношения завязываются еще в Кхаринади, где каждый берет себе посох напарника. Достигнув Хинг Ладжа, они жертвуют свои бусы богине и затем меняют их.

В путешествие отправляются вдовы и замужние женщины вместе с детьми и мужьями.

Голдсмит, посетивший Хинг Ладж в 1861 году, путешествуя по реке, заметил жертвенник в полости холма, посвященный Богине, испачканный кровью животных, принесенный Ей в жертву. И скалы, украшенные сектантскими красными письменами. От этого места и до храма – больше четверти мили – камни под ногами измазаны кровью.

Святыня лежит в зеленой долине, окруженной горами со всех сторон. Внизу – жилище Нани, построенное в виде замка грязное здание с грубой деревянной дверью. Ступеньки ведут нас вниз, в глубину, в полукруглую расселину, проникнуть в которую можно только на четвереньках. Путешествие через нее к храму – тест на целомудрие. Тот, кто грешен, не сможет преодолеть преграду. У здания плоская грязная поверхность, на которой стоят зажженные лампы.

Здесь находится дхуни Горакхнатха, Горакхджи ки дхуни.

В водоеме Алаил Кунд каждый может искупаться, прыгнув с головокружительной высоты. Кокос и кусочек красной ткани приносятся в жертву. Кокос бросают в воду как вещественной доказательство того, что паломник действительно был здесь (вещ. док. природы профессии пилигрима). И если, когда кокос упадет в воду, поднимутся брызги, у паломника есть и будет безупречная жизнь. Если же брызг не будет, он должен наложить на себя епитимью во имя искупления грехов.

Рядом со святыней – колодец, измерять глубину которого, говорят, никому не под силу. Отсюда паломники берут воду. Хаджи Абдула Наби описывает колодец следующим образом. «Временами вода поднимается с журчащим шумом, изменяет свой цвет, как речной паводок нарастает после дождя, увлекая за собой грязь, перемешиваясь с нею. Индийские паломники бросают в воду листья бетеля, гвоздику, кардамон и кокосовые орехи. В перерывах между восхождениями паломники несчастными голосами просят Мата подарить им хотя бы один взгляд Ее глаз, убеждая один другого рассказать о своих грехах и от всей души покаяться. Когда вода поднимается, они кричат «салам», соединив ладони, и бросают свои приношения, которые при втором подъеме воды выплескиваются обратно. Их собирают, сортируют и запекают в огромном пироге тут же, недалеко».

Рядом с деревней Кхаджури есть яма, углубление, где брат Хинг Ладж Деви был насильно закопан в землю габарами и зороастрами. Благодаря этому брату, которого мусульмане звали Гаиб Пир (что значит, исчезнувший), а индусы – Махадео, из этого места хлынул родник.

Есть легенда, которая заслуживает записи с связи с этим стечением обстоятельств. Пока Шива был в Асапури, Хинг Ладж Деви в форме мухи устроилась в Его волосах. Когда Он и Парвати после двенадцатилетнего путешествия в поисках Деви, так и не нашли Ее, Шива в гневе решил провалиться сквозь землю, отправившись в Паталу. В этот момент муха выползла из волос, и Деви, представ в своей обычной форме, спросила: «В чем дело? Разве есть повод для злобы? Я здесь, с вами!» Углубление в земле обозначает яму, в которой Шива собрался исчезнуть. Здесь часто слышится звук: «Бам! Бам!» Те паломники, которые слышат его, гарантированно избавляются от грехов. Но те, которым это не дано, великие грешники, и служители монастырей настаивают на их исповеди и покаянии в грехах. Их спутники даже выражают готовность взять на себя половину этих грехов. Затем звук повторяется вновь.

Деви милостива к своим поклонникам. Угра Прабху, внук Наини Пал, который получил королевство Марвар в 470 году, совершил паломничество в Хинг Ладж. Богине так понравилась строгость его аскезы, что она заставила меч подняться из фундамента (основания) храма. С этим мечом Угра Прабху завоевал южные страны. Другой человек, Рана Хамир, у которого были пятна проказы на руке, совершил паломничество в Хинг Ладж и исцелился.

На обратном пути из Хинг Ладжа паломники останавливаются в храме Махадео (Шивы) в КОТЕШВАРЕ («Роща (лес) Шивы»). Она знаменита древней Тиртхой, которая когда-то лежала на границе Индии. Это в Синде, недалеко от Карачи, на реке Лакпат, в десяти-двенадцати милях от бара, или входа (мелководья, переправы). В этом месте есть особый камень размером с шиллинг, который похож на лингам, направленный вниз, встречающийся повсеместно. Может быть, это объясняет значение слова «Котешвар»? Здесь горакхнатхи получают клеймо в виде йони-линги, эмблемы Шивы-Шакти, на верхней части правого предплечья. Необходимость такой практики заключается в том, что во время паломничества Йоги пересекают границы Индии, и что святыня Хинг Ладж принадлежит мусульманам. Следовательно, паломники должны снова стать хинду, когда они вернутся в Индию. В легенде, объясняющей практику, рассказано, что в прошлом в Хинг Ладже была мусульманка, которая могла сказать с помощью магии, когда Йоги были среди пилигримов, приходивших в святыню, и что она могла с помощью тех же средств узнать, когда они прибывали на место. Она ставила им на лбы тику, таким образом, делая их мусульманами. Следовательно, на обратном пути из святыни, они должны были остановиться в Котешваре и получить клеймо Махадео, как доказательство того, что Он снова сделал их хинду. Практика существует и по сей день. Знак Махадео выглядит следующим образом:

[КАРТИНКА]

Истории, что сконцентрировались вокруг Нагар Тхатха, Хинг Ладжа и Котешвара, показывают, что в Западной Индии полно древнейших святых мест, таких старых, как те, что в Гималаях и Бенаресе. И что ранние контакты между Индией и Западной Азией были обычны; благодаря некоторым из них, особенно, Хинг Ладжу. Также просто (понятно) то, что мусульмане благодаря удачно выбранному времени вступилиь во владение (овладели) святыми местами, но что паломничества туда продолжаются, даже после того, как прежние горакхнатхи отдали Котешвар атитам в XVI веке.

Существует три престола канпхата в Дхинодхаре – в Каччхе, Вагаде и Бхудже. Последнее место – самое важное.

Монастырь Кантхаднатха в МАНПХАРЕ, близ Кантхкота, в Вагаде, ведет свое происхождение, говорит Кхакхар, к Кантхкоту 844 года. Но сам монастырь не стар. Йоги в этом месте называют себя кантхаднатхи. Они холостяки и извращенцы. Некоторые из членов секты позволили себе жениться. Их могущество в Каччхе было повержено около трехсот лет тому назад. Потомки Йоги этих мест стали пастухами. Кантхаднатхи поклоняются Ганеше и Кантхаднатху, повторяя имя последнего, перебирая бусины. Кантхаднатху поклоняются дважды в день. Устройство монастыря для милостыни и благотворительности почти такое же, как в Дхинодхаре, но в гораздо меньшем масштабе. Легенда рассказывает, как Рао Бхармилджи со своей армией был однажды приглашен в это место Удекантхом, который позже стал главой монастыря из-за того, что накормил пищей с маленького блюдца целую толпу. Другая легенда рассказывает, как разозленный Кантхаднатх сорвал планы начальников (лидеров) Саммы в их усилиях построить крепость (в 1300 году) на холме Кантхкот. Отшельник жил на этом холме и не имел ни малейшего желания лишаться своих владений. Как бы быстро ни строились стены, аскет разрушал их силой своих заклятий. Но он был миролюбив и добр, возможно, именно поэтому форт все-таки закончили и назвали его именем.

Канпхата Шиварамандапа в БХУДЖЕ на сегодняшний день независимы от Дхинодхара. Свой центр основали в 1749 году под руководством Рао Десалджи, давшего землю Йоги Дхинодхара. Эти монахи были потом восстановлены (замещены) Севанатх Шринагаром, чья линия продолжается до сих пор. Они из секты Сантинатха и поклоняются Шакти.

Монастырь в ДХИНОДХАРЕ – один из самых важных центров канпхата в западной Индии. До него сложно добраться – она располагается у подножия высокого холма, окруженного джунглями; на краю Рана, двадцать семь миль к северо-западу от Бхуджа. Некоторые святыни, принадлежащие данному учреждению, найдены на самой вершине холма.

«Дхинодхар» означает «обладатель терпения», ссылаясь на «способность» холма нести вес греха и епитимьи Дхарамнатха.

При приближении к месту из Арала, ветви монастыря, первые пять миль путешествия в Дхинодхар, по большей части, это песок – довольно много песка с растущими то здесь, то там, кактусами и верблюжьей колючкой. Последняя миля при подступе к вершине холма очень-очень крута. Холм имеет высоту 1 268 футов, и часть восхождения на него – практически перпендикулярная стена. Здесь есть пролет, состоящий из 638 каменных ступенек. На этом пролете никогда не бывает тени.

Вершина холма выглядела (в 1924 году) немного по-другому, по сравнению с описанием Кхакхара 1879 года. Тогда на холме был храм, около шести футов высотой и пять и три четверти фута в квадратном основании, с мусульманским куполом, посвященным Дхарамнатху. Вход очень маленький, двери нет. Храм означал то место, где Дхарамнатх совершил свою знаменитую епитимью. Внутри него был найден камень, в углублении которого он простоял на голове двенадцать лет. Этот камень, как объект поклонения, покрыт красным графитом и гхи. В храме есть еще мраморная статуя святого, высотой около трех футов, с большими серьгами в ушах – символом секты. Кроме того, здесь можно найти три маленьких линги и еще латунных и каменных идолов. Лампы горят, не потухая, со времен Дхарамнатха. Храм обращен на восток. Рядом с ним – дхуни, или огонь Йоги, который горит со времен святого.

С тех пор храм был расширен, с фронта была достроена веранда. Крыша сегодня обнесена зубчатым парапетом. Храм увенчан самым большим, главным куполом. Впереди него – купол средних размеров. Еще дальше, в линию вдоль веранды, три маленьких купола. Размер плинтуса храма (вместе с верандой) – 13 на 26.5 футов, где 13 футов – размер стороны квадрата веранды. Внутри храма – 8-футовый квадрат. В центре пола – квадрат из белого мрамора, на котором – каран Дхарамнатха. Граница этого квадрата – из черного мрамора. Слева, перед караном, лампа для окуривания. По левую сторону от мраморного квадрата – пять маленьких линг, изображение Гаури-Шанкар, и камень, на котором Дхарамнатх стоял на голове. Его не покрывают гхи и красным графитом. По правую сторону карана – колокольчик, два сосуда для питья, муслиновый узор и раковины. Над караном – занавес, натянутый под потолком. Над дверью храма и перед колоннами веранды – огромные трезубцы, выкрашенные в красный.

Слева от храма – низкое здание, в котором вечно горит огонь дхуни. Это здание также украшено красным трезубцем.

Между храмом и навесом для дхуни, есть маленькая платформа, размером три фута десять дюймов на три фута семь дюймов, на которой, в желтом камне – каран Джотнатха.

Впереди, справа от храма, вытянулся в ровную линию ряд маленьких «однокомнатных» храмов. Каждый из них – квадратной формы, с зубчатым парапетом на крыше, увенчанной куполом конической формы. Все эти храмы обладают огромными красными трезубцами, изображенными прямо на них. Надлежащим образом, глянув на восток, эти храмы – Бал Бхайром, Вишну Бхайром, Кал Бхайром и Хинг Ладж Деви. У каждого есть маленькая плита, установленная позади, с изображением соответствующего бога или богини, выгравированного на плите и выкрашенного в красный. Немного дольше на восток находится храм побольше. Он посвящен Шиве, и внутри него установлена красная линга. Этот храм также имеет куполообразную крышу.

Еще дальше на восток, немного впереди храма Дхарамнатха, слегка ниже уровнем, утсановлена красная каменная плита. Это для Бхайрома.

Прямо перед храмом Дхарамнатха, но тоже на нижнем уровне, располагается дхарамшала, или дом отдыха. Это длинное узкое здание, обращенное на север. Оно украшено вайшнавскими изображениями Кришны, Радхи, гопи и других. В середине фасада дхарамшалы, прямо над дверью, голова Джогешвары с огромными красными серьгами в ушах.

На северо-востоке дхарамшалы – кухня.

Все постройки в хорошем состоянии, прочные, отремонтированные. Говорят, что их построили тридцать лет тому назад. Самое старое здание возведено в 1821 году. Постройки на вершине холма были на попечении аугхара. Исполняющий обязанности был родом из Агры. Он совершал поклонение в храме дважды в день, трижды дул в раковину и предлагал нехитрые приношения. Кроме этого, он ухаживал за дхуни. В важные дни года он приносил воду из Арала – для различных целей.

Чуть ниже вершины холма – водоем, наполненный водой муссонов.

Спуск к монастырю лежит через довольно узкое и обрывистое ущелье, полное камней различных форм и размеров, нанесенных бешеным горным потоком в сезон дождей. В этом скалистом месте – глубокое ущелье, покрытое белыми пятнами, про которые говорят, что это пятна проказы, которой заболел холм, когда часть его рухнула под весом грехов Дхарамнатха. Это ущелье отделяет разрушенный холм от того, на котором Дхарамнатх в конце концов свершил свою епитимью. Оно, вместе с белыми пятнами, является доказательством правдивости легенды о святом.

Часовой спуск с холма приводит нас в джунгли, где прямо перед нами предстает монастырь, расположенный на его восточной стороне. Путь проходит рядом с храмом Хинг Ладж Деви, местом паломничества для тех нерешительных, кто так и не отважился посетить Ее храм на побережье Макран.

В монастыре, обозначающем место, где Дхарамнатх зажег дхуни, когда он спустился с холма после окончания епитимьи, на вершине холма произошли кое-какие изменения. Стена, которая окружала земли монастыря, в нескольких местах обветшала. Но часть стены отделана в стиле старого индийского форта, с бойницами. И большинство зданий внутри стены великолепно отремонтированы, что в целом говорит о процветании этого учреждения.

Кроме дхарамшал и резидентских квартир, самые интересные места – это храм, святыни Дхарамнатха, самадхи и кухни.

Храм Дхарамнатха сегодня – это претенциозное здание на высокой платформе, окруженное стеной с тщательно отделанным входом, через который по ступенькам можно попасть в святыню. Вход был построен в 1899 году. Храм – правильной прямоугольной формы, со слегка наклонными стенами, куполообразной крышей, зубчатым парапетом и «лицом», обращенным на восток. В нем – маленькая мраморная статуя святого, около 15 дюймов в высоту, с большими серьгами в ушах. Здесь же – несколько маленьких лингамов, латунные идолы, трезубец, колокольчик и лампа. Платформа – беломраморная, с черным бордюром. Стены и потолки крыты черепицей белого и черного мрамора с желтыми кубиками по углам белых и черных квадратов. В одном углу святыни – веер из павлиньих перьев. В нише стены – большая лампа-чаша, наполненная гхи, фитиль которой, зажжен, как утверждают, еще при Дхарамнатхе. Слева – изображение лошади, на которой восседает Рава Пир, и рядом с ним – еще одно. Перед изображением – лампа с пятью ложечками для богослужений и коробка (ящик, сундук). Храм вдосталь снабжен колокольчиками и барабанами.

Здесь, за оградой, есть шестнадцать самадхов, могил пиров. Некоторые из них представляют (символизируют) двух пиров, некоторые – четырех, по количеству йони-лингамов. Все фаллические символы выкрашенные в красный цвет. Самадхи – прямоугольной формы с куполообразными крышами.

Среди наиболее интересных особенностей монастыря – кухни, места, используемые для практик благотворительности. Каждый, кто придет сюда, будет накормлен. В одной из кухонь есть дхуни, огонь в которой горит со времен Дхарамнатха. По четыре стороны этого огня – четыре огромных котла на специальных подставках. Они находятся примерно в пяти футах над землею. Их имена – Ганга, Джумна, Сарасвати и Бхагиратхи. Они очень старые, говорят, что они были принесены в Дхинодхар самим Дхарамнатхом. Теперь их используют только раз в год, для приготовления пищи, которую раздадут, как милостыню, на ежегодном празднике Наваратри, в октябре. Котлы – тоже объект поклонения. В кухне напротив есть два больших медных котла, которые используют для приготовления пищи в другие дни. К ней примыкает кладовая. В ней есть изображение Рава Пира верхом на лошади. Это изображение, выкрашенное в красный, объект поклонения. В комнате также есть три больших мельницы – для того, чтобы молоть зерно.

В резиденции монастыря около шестидесяти Йоги и несколько Аугхаров. Контроль над монастырем осуществляет Пир. У настоящего священника (в 1924 году) есть специальный ученик, девятилетний мальчик, к которому тот испытывает большую привязанность.

Жизнь в монастыре по большей части размерена и не богата событиями. Утром и вечером – богослужения. Занятия и обучение могут быть, но, по-видимому, нечасто. А вот благотворительная раздача пищи каждому, кто приходит, совершается каждый день.

От Йоги требуют дать обет безбрачия. Некоторые из них совсем молоды. Один семнадцатилетний мальчик (в 1924 году) Канпхата был очень неугомонным, и, посовещавшись, ему приказали покинуть это место.

Здоровый вид Йоги, хорошее состояние зданий и качественная генеральная уборка местности свидетельствует о высоком уровне процветания. Во владениях монастыря около двенадцати деревень, его доход составляет примерно сто тысяч рупий в год, из которых Рао Каччха получает 25%. Некоторые из членов монастыря проводят по восемь месяцев в году в деревнях, присматривая за уровнем годового дохода.

Филиалы монастыря есть в Арале, Матхале и Баладхийе.

Дхарамнатхи родом из секты Сатнатх (Пенджаб и Непал). Их основатель был учеником Горакхнатха.

Сила Йоги этого места была разрушена в шестнадцатом веке. Тогда они отдали Котешвар и Аджаипал Атитам.

Слава Дхинодхара опирается на историю епитимьи Дхарамнатха. Легенда гласит, что Дхарамнатх прибыл из Пешавара в Катхиавар, а оттуда – в Каччх, в поисках подходящего места для епитимьи. С ним был его друг Шаранатх, и его ученик Гарибнатх. Сначала он зажег дхуни, а затем сделал себе жилище под деревом, недалеко от дворца главы Рйама. Этот дворец располагался в двух милях к северу от Мандави, в Южном Каччхе, в месте под названием Паттан. Потом он отправил Гарибнатха просить милостыню. Местные жители славились своей бесчувственностью, и ни один, кроме престарелых женщин из плотничьих каст, не дал ни крохи. Гарибнатх ничего не сказал своему учителю о неоправданных ожиданиях, продал немного дров в городе и купил зерна. Пожилая женщина приготовила для Дхарамнатха нехитрой еды. Так, в епитимье, прошло двенадцать лет. Дхарамнатх чисто случайно обнаружил, как на самом деле обошлись с ним люди, и как Гарибнатх и старуха страдали ради него. В жарком гневе он опрокинул свою чашу для милостыни и проклял людей, говоря: «Да будут все города Паттана похоронены заживо». Так и случилось. Все города в Каччхе, несущие это имя, вместе с их обитателями поглотила земля. Избежала опасности только старая женщина.

Объясняя свой стремительный поступок, Дхарамнатх решается на еще одну епитимью. И снова он ищет место, где бы он мог сбросить тяжесть своего греха. Он выбирает Дхинодхар, но часть холмов Дхинодхара раскалывается, не выдерживая такого веса, и склоны покрываются изломами и пятнами. В конце концов, Дхарамнатх решает, что он может взойти к Дхинодхару, если он будет идти задом наперед. И только так он сумел добраться до вершины. Затем он встал на голову и простоял двенадцать лет, опираясь на конусообразный крепкий камень. Гарибнатх и женщина, Чаран Девал, прислуживали ему. Из-за этой епитимьи место, где сидел Индра, затряслось. Боги, Натхи и Сиддхи собрались на совещание, что же делать дальше. И тогда они решили, что пойдут к Дхарамнатху и скажут, что они прощают ему грехи, и пусть все закончится. Но он ответил им, что когда он стоит прямо, куда бы он ни посмотрел, все сразу воспламеняется – города и села рушатся, жители бегут прочь, а вспаханная земля становится бесплодной пустошью. После очередного совещания Гарибнатх сказал Дхарамнатху взглянуть на северо-запад. Он сделал это, и море высохло, обнажив современный Ран.

Вся компания во главе с Дхарамнатхом спустилась с холма. По пути вниз им понадобился бханг. И так как нигде не было ни капли воды, Пир Патхао ударил кинжалом по склону холма – и из-под лезвия забил родник. У подножия холма, на востоке, Там, где Дхарамнатх зажег дхуни, был основан монастырь. Дхарамнатх же потом исчез.

Традиция утверждает, что он переродился из водяного пузыря на руке Чаран Девал. Тогда он был известен как Равал Пир. Под этим именем у него был храм на восточном побережье Мандави.

Но кажется, что Дхинодхар был знаменитым местом до того, как Дхарамнатх приехал туда жить. Он прибыл в Каччх из Пешавара примерно в 1382 году. А еще раньше город был известен Пиру Патхао, который умер в 1209-м. История связана с тем, как Пир Патхао получил во владение пещеру Пир Арр, в Синде. Он добился этого с помощью Горакхнатха. В этой пещере жил Садху по имени Дайанатх. Сообщение о удивительных вещах, которые этот человек делал в присутствии Горакхнатха, пришедшего помочь Пиру Патхао, будет приведено позже, в истории Дхарамнатха. Когда Горакхнатх вошел в Пир Арр, в Синде, Дайанатх увидел это сверхъестественным зрением. Он очень разозлился, зажег холм своим дыханием и бросил его в небо. Затем он отправился на Холм Дхинодхара, в Каччх. Пир Патхао пришел к Горакхнатху и упрекнул его, говоря: «Ты сидел здесь, а Дайанатх сжег холм и удрал». Гуру посмотрел на него и ответил, что огонь и в самом деле горел между землей и небом. Но, как он заметил, огонь погас, холм упал и раскололся надвое. Гуру Горакхнатх почувствовал, что Дайанатх молится на Холме Дхинодхара, стоя на голове на орехе бетеля, и узнал, что спустя двенадцать месяцев аскетизма в такой позе, тот сможет своим дыханием трижды сдуть весь Синд. Вслед за тем Горакхнатх простер руку так, что никто этого не видел, схватил Дайанатха за ухо и доставил обратно в Пир Арр. Потом он сказал Дайанатху: «Хватит. Не беспокой людей. Я обещаю тебе свое благословение. У тебя и твоих наследников всегда будет вдосталь хороших лошадей и белой одежды». После чего Горакхнатх сделал Дайанатха свои учеником. Проколол ему ухо, вставил в отверстие украшение из слоновой кости, надел на его голову тюрбан из черного шнура и отправил обратно в Дхинодхар.

Рядом с ДХАМАДИКА есть родник, названный в честь великого Йоги.

Есть несколько мест в Катхиаваре, которые связаны с именем Горакхнатха.

На священном холме ГИРМАР разрушено много храмов. У холма пять вершин, самая высокая из которых – 3666 футов – связана с именем Горакхнатха. Над святыней Амба Мата, есть еще один трехфутовый квадрат, посвященный великому ученику Матсьендранатха. Говорят, что Парвати в поисках Шивы, задержалась в Гирнаре, и что Она продолжила возносить молитвы своему Богу до тех пор, пока Он не предстал пред Нею именно здесь. В легендах Синда Гирнар описывается как знаменитое место, которое любил и часто посещал Горакхнатх.

В девяти милях на восток от Патана, и в шести милях на запад от Прачхикунда, есть ГОРАКХМАНДИ, место, также названное в честь великого святого. Оно расположено на реке Сарасвати и считается одним из самых важных на западе. Здесь, в пещере, глубоко под землей, есть три изображения Горакхнатха и одно – Матсьендранатха. Горакхнатх (гуру Рукмибаи, супруги Кришны) – божество монастыря в этом месте. В 1884 году в его резиденции было около сорока монахов. Все они были целомудренны, кроме Бава, или Пира, который был женат и придерживался порядка престолонаследия. Если бы у него не было сыновей, он мог бы усыновить кого-нибудь из паствы. Его звали Натхджи. Все вещи, которые происходили здесь, были самыми обычными. Кое-какие монахи предавались мирским занятиям, у некоторых имелась своя земля, а глава этого учреждения был владельцем богатого поместья. Не существовало запретов на еду, питье и женщин. Пищу раздавали дважды в день, монахи ели вместе с санньяси и доставляли пищу за пределы монастыря. Многие санньяси совершали паломничество в эти места. Атиты, или Госаины, совершали богослужения в храмах Шивы и Деви.

Традиционно, в Двапара Югу Горакхнатх жил недалеко от Двараки. Полагают также, что во время своего трехмесячного путешествия в Кали Югу, он жил где-то в Катхиаваре, на запад от Горакхпура.

Есть несколько мест в Западной Индии, где почитают Горакхнатха. На вершине холма ТУРАНМАЛ, на узком и длинном плоскогорье, на высоте от 3300 до 4000 футов, есть кусок земли около шестнадцати квадратных миль, находящийся в Сатпуре (это цепь холмов), в районе Кхандеш, округ Бомбей. Здесь – прекрасное искусственное озеро и останки многих храмов, приписанных местными жителями Святому Горакхнатху.

Примерно в трех четвертях мили к юго-востоку от ШИРАЛА, в районе Сатара есть роща, названная «Горакхнатх», или, если более корректно, «Горакшанатх», согласно главному божеству. Роща полна чудесных многолетних тамариндов. Изображение главного бога рощи представляет собой огромный валун, похожий на жернов, который находится на северной стороне гигантского старого тамаринда, особо известного, как «Горакхамли». Кора этого дерева сплошь в шрамах. Всюду, в любом направлении – на стволе естественные борозды, морщины и трещины. Многие думают, что это буквы, написанные божеством на незнакомом языке. И имя каждого Канпхата, который придет искренне помолиться сюда, будет написано на дереве, вне зависимости от того, попросит он об этом или нет. И вот еще что интересно заметить: к Горакхнатху, божеству-покровителю рощи, здесь относятся, как к манифестации Шивы.

Вот холмы, к северу от АХМАДАБАДА, в Деччане, названные «Горакхнатх».

В ТХАНЕ, в Ганешпуре, есть несколько горячих источников на дне реки, один из которых называется Горакхмаччхиндар. Вода там очень горячая! И два старых форта на холмах – Горакхгад и Маччхиндрагад – по соседству с которыми есть пещера, символизирующая его старое местожительство.

А вот ТРИМБАК, в восемнадцати милях от Насика, здесь – монастырь Байраг-пантха Канпхата. Несколько построек у подножия холмов, плюс кое-какие возделанные поля в их владениях, и довольно много земли, просто покрытой травой. Монах, постоянно живущий там, утверждал, что вся эта земля была подарена монастырю неким Пешвой. Здание монастыря достаточно просторно, но непрочно. На большой каменной платформе, обращенной в его сторону, стоит огромный валун, разделенный на три части, выкрашенный в красный и олицетворяющий Бхайрома. Серебряные «глаза» вставлены прямо в камень. Место украшено тришулами и флагами. Красная краска повсюду. По трем сторонам платформы стоят самадхи, про один из которых говорят, что там покоится тело Аурангзеба, последнего величайшего Могхула. Во время визита автора во владениях монастыря было три или четыре Аугхара, один Канпхата, Нарбаднатх и путешествующий Равал. Одним из Аугхаров была женщина. Вверх по склону холма, в пещере, где сокрыт исток Годавари, есть каменная фигура Горакхнатха, около пятнадцати дюймов в высоту.

Роуз говорит, что главное местонахождение Дхарамнатхов – на Годавари. Моррис (в 1876 году) сказал, что верховье Годавари – в Тримбаке, на холме, приблизиться к которому можно, лишь пройдя 690 каменных ступеней, примыкающих к невысокой каменной стене. «На вершине каменной платформы, выстроенной у подножия (в футе от) скалы, из которой, капля за каплей, сочится вода ручья, образ под навесом расположен так, что вода попадает прямо из устья в бассейн». Здесь рождается Ганга, и русло ее уходит под землю (название «Ганга» применимо ко многим святым источникам).

Профессор А. В. Вильямс Джексон описывает визит в пещеру Бхартрихари, в старом УДЖДЖАИНЕ. Внутри пещеры – каменный холл, в котором найдена фигура Горакхнатха с Гопичандом по левую сторону. Здесь же, в подземном склепе, каран Матсьендранатха. Говорят, что через отверстие в потолке пещеры, можно, в конечном счете, попасть в Бенарес.

В Пае Дхуни, очень старом религиозном центре, в городе БОМБЕЕ, есть тесное ведомство Канпхата Йоги. Оно используется всеми двенадцатью пантхами, и является одним из четырех монастырей под Матха в Насике. В 1924 году там был Махант Махарадж Бхитхути Натх из Байрага, дивизии ордена. Маханты здесь сменяются раз в двенадцать лет, на Кумбхамелу. В Пае Дхуни есть карат (пае), дхуни и храм Бхайрома – все под контролем Канпхата Йоги.

Знаменитый храм ЭКЛИНГАДЖИ в Раджпутана поддерживает важную связь между Баппа и Канпхата Йоги. Он находится двенадцать или четырнадцать миль к северу от Удаипура, в узкой теснине гор. Через горло ущелья, на север от храма, есть проход со стеной, которая тянется вдоль холмов по обеим сторонам пути. По всей длине его – от начала и до конца – стены ущелья отвесны. Над храмом, к югу, есть озеро. Вход в святыню на юге – это массивный портал, построенный на восточном краю огромной дамбы, которая держит взаперти воду озера. Эта святыня посвящена Махадео (Шиве), богу-хранителю Раджпутов. Шиве поклоняются здесь как Эклингаджи и как Ишвар Чхаумукхи (Бог с Четырьмя Лицами). Фигура Ишвар Чхаумукхи сделана из черного мрамора. А его храм – из белого мрамора, огромный, пропорциональный, с открытым сводом, поддерживаемый колоннами и увенчанный пирамидальным шпилем, или шекхра. Снаружи храма, прямо перед четырехликим господом, стоит совершенный бронзовый бык в натуральную величину. Миниатюрные святыни младших божеств находятся внутри четырехугольника. Госаин, главный священник храма, целомудрен. Те, кто принят в ученики, остаются здесь же. Госаины носят серповидный символ Шивы на лбу, заплетают волосы и обвязывают ими голову. Наносят пепел на обнаженные тела, а одеяния носят цвета охры. Они живут в монастыре и увлекаются наркотиками и спиртным. Они могут собрать здесь много Канпхата Йоги. Брахманы, Раджпуты и даже Гуджары могут принадлежать этому ордену. Некоторые Госаины следуют мирским занятиям и богаты. Некоторые становятся солдатами. Они хоронят умерших в положении сидя, воздвигая над ними конусообразный курган. Раджи Мевара, Удаипура, диваны, или «заместители Шивы». При посещении храма они могут исполнять обязанности главного священника и вести церемонии. Йога Насика говорят, что священники храмов теперь все Лингайаты.

Две интересные святыни Канпхата в Бенгале находятся в МАХАНАДЕ (Верхний Район) и в военном городке ДУМ-ДУМ рядом с Калькуттой. Второе из вышеупомянутых мест называется Горакх Бансури, или Горакхбанши. Хозяйство там хоть и маленькое, но представляет значительный интерес. Небольшие здания, много самадхов, в главном храме – большой образ Горакхнатха, одетый в желтую накидку, с проколотыми ушами и излишне огромными серьгами, непременным атрибутом секты. В центре главного участка – большая цементная платформа, оформленная мозаикой, в юго-восточном углу которой – огромный красный самадх. Севернее платформы стоит храм Горакхнатха. Он точно такой же, как и обычные храмы в Бенгале, с типичными арочными сводами. На противоположной стороне платформы – храм Махадео. На западе – маленький монастырь с жилищем для Пира. На северо-западе – дхуни, под навесом. На востоке от храма Горакхнатха есть маленькая платформа для Бхайрома, с несколькими тришулами, выкрашенными в красный. На востоке и на севере от нее – небольшая святыня Кали. Вдали – «место» Манаса, над которым возвышается высокая пальма. К этой пальме прикреплены маленькие лоскутки ткани, в которые завязаны голыши. Эта пальма – на самом деле книга обетов и клятв. После окончания (завершения) обета голыш жертвуется Горакхнатху. Ряд ступеней ведет вниз, к водоему на востоке. Самадх находится на кладбище, на некотором расстоянии к юго-западу. Это хозяйство – лишь маленький кусочек земли, и всего-то там три или четыре Йоги вперемешку с несколькими Аугхарами. Махант немного путешествует, но об этом слишком мало информации. Он был из секты Каплани, его имя – Лачхманнатх. В этом месте был Йоги по имени Шанкарнатх из пантха Капалмуни, из Ганга Сагар.

В городе ПУРИ (Джаганнатх Пури) есть гадди, или местонахождение (усадьба) секты Сатнатх, Канпхата. На здании время оставило свой заметный след. Земля довольно большая, но постройки маленькие, и крыша храма крыта соломой. Перед храмом – столб, увенчанный фигуркой Гаруды. Другой храм также с соломенной крышей. В нем – изображение Бхайрома с тремя головами и одной ногой. Эта святыня также Алаканатха. Там же – несколько самадхов, на одном из которых длинная деревянная линга. Махант носит лоскутную накидку и шляпу, которые, как он говорит, являются отличительной особенностью секты Сатнатх. У него есть соломенная дубина (сударшан), покрытая тканью. Его руки – сплошь в браслетах, медных – из Кедарнатха, железных – из Бадринатха. Его медные серьги – цилиндрической формы. Его звали Нардхаринатх.


Рецензии