Г. В. Бриггс Горакхнатх и канпхата-йоги. Глава 8

Глава восьмая

«Пантеон».

Йоги - Шайвы по своей природе. Но ряд их интересов и их исторические связи включают и другие элементы. На первом месте не без внимания Вишну. Доказательством этому служат изображения лица Дхарамшалы на куполе Дхинодхара. Хануман и Рам Чандра имеют свои собственные храмы и известные монастыри, такие как те, что в Тилле, и оба они, наряду с аспектами Вайшнавизма и даже с самим Вишну, приравниваются к определенным ветвям Горакхнатхов и непрерывно прославляются в легендах. Изображение Гаруды найдено в официальной церкви в Пури. Хануман изображается в определенных формах «тика». Рудракша с десятью лицами символизирует десять аватар Вишну. Доктрины многих Бхактов Вайшнавов из Западной Индии восходят к Горакхнатху. В Горакхпуре убранство самадхов и храмов содержит в себе много вайшнавских символов и изображений. Согласно Шива Самхите, воспевание Имени Вишну необходимо в йогической практике, когда внимание направлено на чакры.

Многочисленны элементы Буддизма и связи с ним. Это не только система Тантра-Йоги – смесь позднего Буддизма с элементами Брахманизма – которой следуют Йоги, но и история Канпхата, в которой можно увидеть много характерных черт Буддизма. В Бенгали Матсьендранатха, Горакхнатха, Хади и других утвердили как Буддистских святых. Согласно Бенгальским традициям, Горакхнатх изначально был Буддистом по Имени Раманаваджра, принадлежащий Ваджраяне. Он обратился в Шайвизм, взял новое Имя и стал главным героем более позднего культа. Эти люди также имели отношение к развитию Дхармы. Одна из каст Йоги в Бенгали до сих пор известна как Дхармагири Йоги. Шакья, один из религиозных посмертных обрядов, упомянутых выше, указывает туда же. В Непале Матсьендранатха отождествляют с Авалокитешварой, и ежегодный непальский фестиваль вращается вокруг Его древнего Буддистского изображения (Леви). А книга десятого века описывает Бенгали как Его символ. Но это не Буддистская работа. Более того, и борьба между Движениями, описанная в начале Четвертой Главы, может быть отнесена к этому периоду. Шанкара был главным героем Шайвизма Востока. И та борьба, которой Он положил начало, продолжалась в течение столетий, до победы над Буддизмом, но его элементы продолжают жить в современных формах Тантрического Индуизма. Разветвление секты Канпхата на северо-запад и за границы Индии также свидетельствует о Буддистском влиянии.

Джайны воздерживаются от общения. Сыновья Матсьендранатха – Нимнатха и Параснатхпуджа – оба джайнистские святые. Храм Джайнов около Паэ Дхуни в Бомбее – это приют для украшенного драгоценными камнями идола Гхораджинатха.

Контакты Исламистов с административными структурами демонстрируются в поклонении, проводимом у мусульманского мавзолея в Деви Патане, и в том, что мусульмане владеют такими святынями, как Хинг Ладж. Здесь всегда есть молоко, рис, ладан и светильники – в четыре часа утра и в шесть часов вечера – приносимые группами Мусульман Йоги. Но все эти наблюдения скорее свободный полет мысли, чем исчерпывающе точная информация.

Тем не менее, главный интерес Йоги связан с Шивой и религиозными убеждениями Шайвитов. Их символика повсюду бросается в глаза – в святых местах, легендах и церемониях. Шива и Его Супруга – Они всегда впереди :) Да и празднества в кругах Канпхата в большинстве своем Шайвистские. Например, в Дхинодхаре глава монастыря читает гимны в честь Шивы каждый второй месяц. И можно сказать, что Шакти главнее Его.

Это мнение обусловлено тем, что внимание к Шиве ограничено такими аспектами Его истории, как Его характер и деятельность, которые в свою очередь имеют отношение к вере и практике Йоги.

Имя Шивы есть выражение Его благосклонного характера, до тех пор, пока упорно делается акцент на добродетельные аспекты Его личности. И хоть Шива является объектом преданности Своих последователей, Он имеет и другие, зловещие стороны, в которых проявляется Его чрезвычайно раздражительный нрав, и бросается в глаза то, как легко в Нем просыпается жестокость и насилие. Эта Его дикая свирепость заметна невооруженным глазом. Шива – Разрушитель, Внушающий Ужас, и в то же время Он – Производитель, или Создатель, которому постоянно поклоняются. Такие характерные черты выдвигаются на передний план в большинстве случаев, когда Бхайром (Бхайрава) играет на поклонениях Канпхата, и в тех местах, где находится йони-линга, и почитание Шакти превалирует в культах. Более того, по Своей природе, Шива – аскет. Он – Глава Йоги, Йогешвара. Несомненно, это Шива открыл Парвати тайну учения Йоги. Да, это Он научил на примере, как достичь блаженства добровольным мучением плоти, усмирением бушующих страстей и спокойным созерцанием. Но учение стало известным лишь благодаря Матсьендранатху, который в форме рыбы сидел над головой Шивы и все слышал. Вот почему Горакхнатхи вооружены знанием этой божественной тайны (Парвати-то уснула, когда Шива детально излагал доктрину и объяснял принципы). В культе придают особое значение, как медитации, так и физической дисциплине. Даже свобода действий служит скорейшему достижению самадхи. Их Хатха Йога включает в себя использование дхаути и определенные секретные практики, такие, как употребление наркотиков, практика шри чакры и другие ритуалы вамачары. Все стремятся к взаимодействию с мистическими сверхчеловеческими созидательными силами вселенной. Так Шива и Его Супруга неразлучно вовлечены в культ и его традиции.

Шива, Махадева, как великий аскет, полуобнажен и однолик. Со спутанными волосами, измазанный пеплом, Он сидит в глубокой медитации под деревом баньян или под навесом, по форме напоминающим капюшон змеи. Далеко в горах, на маленьком пятнышке земли Он находится в полном уединении миллионы лет, бесстрастный, недвижимый и спокойный. В Пуранах Он изображается как нищий, одетый в тигровую шкуру, с растрепанными локонами и змеями, которые служат Ему лентами и завязками. Он несет трезубец. Его полузакрытые глаза полны слез. Одеяние и манера поведения говорят о злоупотреблении вином и наркотиками. Дакша описывает Шиву следующим образом. Он скитается по отвратительным кладбищам в сопровождении толпы гоблинов и духов, обнаженный, похожий на сумасшедшего, с всклокоченными волосами, смеющийся и плачущий, Он умывается пеплом погребальных костров, носит гирлянду из черепов и украшения из человеческих костей, безрассудный, жаждущий абсурда, Господин тех, чья природа – Изначальная Тьма. В другом эпизоде Его описывают, как несущего лингу, желанного для преданных, в пепле, с посохом, пучком волос на голове, шкурой антилопы и серпом луны. Его тело светится, как вечерние облака. Он имеет огромную силу концентрации, и однажды, возбужденный, Он сжег огнем третьего глаза Каму, превратив его в пепел. Его Имя Боланатх, Владыка Безразличия, и, подобно скитальцу, Он отвлечен, апатичен от наркотиков или погружен в медитацию. «Бом! Бом!» - это крик, означающий «Безразличие», «Равнодушие».

В равной степени Он появляется в Великом Эпосе, где мы видим типичного Йоги, намеренного достичь экстатической и магической силы через самоистязания и насильственную бессодержательность, апатичность и транс, сопровождаемые интервалами болезненной нервозности и умственной экзальтации. Еще одно описание Шивы дополнит такая картина: «Он носит украшения из змей и кожи; на лбу – третий глаз, выкрашенный мыльным камнем; в Его кулаке – рукоять трезубца; всегда с Собой – искусно вырезанная лютня; копна волос громоздится на Его голове, словно корона; Он одет в черную одежду, подобную коже слона; Его тело покрыто пеплом; на шее висит гирлянда из черепов». С этим описанием связаны внушающие страх ритуалы черной магии. Барт говорит: «С самого начала Шайвизм потворствует аскетичному фанатизму больше, чем другие индуистские религии. Больше никто не выставляет напоказ так много ужасных и отвратительных обрядов, никто не носит так демонстративно свою символику, достаточно странную даже для посвященных». Это описание придает особое значение изучению Шайвистского культа, предшествующего Канпхата, потомками которых являются наши Йоги.

Вымазав тело пеплом, Шива сопоставляет Себя с гоблинами и всеми кладбищенскими кошмарами. И в этом обычае как никогда бросаются в глаза наводящие ужас дьявольские стороны аскетизма. Секты, подобные Капалика (которые были предшественниками Горакхнатхов) и Агхори часто используют в своих практиках некоторые из этих элементов.

С Именем Шивы тесно связан бык, а в поклонении Ему всегда присутствует фаллический символ. Самадхи Йоги увенчивают йони-лингой; и эту же эмблему символизируют сингнад и павитри на священном шнуре. Клеймо, которое Йоги получают в Котешваре, представляет собой изображение йони-линги. И, конечно же, такой символ содержит в себе каждый храм их секты. Поклонение линге едва ли не самое старое в Индии. Вероятно, его происхождение приписывают первобытным источникам. Возможно, этот культ, подобно некоторым аспектам Самого Шивы, нашел свой путь в Брахманскую культуру. На первых порах это происходило медленно. Во всяком случае, ранних ссылок на фаллический культ немного. Вот две из Риг-Веды (7, 21, 5; 10, 99, 3) – если таковой имеется в виду под шишной. Это один из периодов описания и порицания не-арийцев. Позже Сайана заметил, что те, кто щеголял шишной, вели себя непристойно. Рамаяна не знает лингу, но в Дидактическом Эпосе она (линга), как и Шива, довольно хорошо известна.

Шива – не является именем бога ни в Риг-, ни в Атхарва-Веде, но это слово, означающее «благоприятный», используется для описания Рудры. Как бог, до 200 года до нашей эры Шива не появляется.

Рудра из Ведического Пантеона по характеру и вовсе не ариец. Некоторые его черты, однако, представляют интерес с точки зрения врачевателя: одна из них – управление бурями, а другая – его ужасные, внушающие страх поступки. В Риг-Веде Он – интеллигент; щедрый, целитель скота, коров, детей и взрослых, знаток лекарств, Тот, кто дарит процветание. Он красного цвета; вдобавок, силен, стремителен, неистов. Он несет жезл, причиняет зло и мстит. Его описывают, как нестриженного аскета с заплетенными волосами. Он совершает жестокие обряды очищения и дарует дождь. Он – отец богов бурь (Марутов), владелец молнии, лука и стрелы. Его знают, как юнца, сидящего на колеснице, и как дикого зверя, лютого разрушителя, свирепого человекоубийцу. Это ревущий бог муссонов и молний, уничтожающих все на своем пути. В Шатарудрии сформулировано сто аспектов Бога, Чьи отличительные особенности, уже перечисленные ранее, повторяются, подчеркивая Его страшную, жестокую, безумную природу. Он – Синешеий Бог, и зловещие стороны Его характера выявляются также и в том, что Он – страж дорог, покровитель грабителей, мошенников, мелких воришек и убийц. Несмотря на это, Он – Благоприятный (Шива). И если в Риг-Веде Он – злобный и недоброжелательный, то в более поздних Ведах Его описывают как гораздо более агрессивного и ужасного. Это в Яджур-Веде Рудра, ранее называвшийся Ишвара и Махадева, начинает появляться как Шанкара, или Шива. В Атхарва-Веде и в Брахаманах Рудру называют Владыкой Животных, Пашупати. В Атхарва-Веде упоминаются и Его большеротые воющие собаки, которые глотают свою добычу, не жуя. Он может наградить чахоткой или отравить. Он – разрушительная сила молний. В Упанишадах Он приобретает характер пантеистически описанного Мудрого Творца. В Атхарва-Ширах Рудра представлен в похожей манере. Его отождествляют с Гаури, Умой, Вишну, Брахмой и Махешварой, говоря о Нем, как о бессмертном, непреходящем Боге, созидающем, поддерживающем и разрушающем.

Его эпитет, Пашупати, раскрывает важные благодетельные стороны Его характера. Как Владыка открытых полей, Он – Покровитель и Защитник крупного рогатого скота, который бродит по ним. А еще Он – Бог, который обладает властью над огромными пространствами, домами, полями, пустынями, кладбищами, горами, старыми деревьями и реками. Куда бы ни шел человек, испытывая страх и ужас, Рудра – Тот, о Котором думают и Которому молятся, прося защиты… В Рудра-Шайвизме чувство страха – это суть, базис, то сокровенное, что бесспорно служит развитию и формированию различных Рудра-Шайва-систем в последнее время.

В Рамаяне Рудру, как и в Дидактическом Эпосе, называют Шивой и Махадевой. Он проклинает Каму; получает Уму из Гимават (существует описание Их супружеской жизни); и ловит Гангу, когда Она падает с небес.

Вместе с Дидактическим Эпосом Рудра становится Махадевой, или Шивой; и Шива сталкивается с растущим признанием того, что равноправные Брахма и Вишну принимают поклонение от Кришны и даже превосходят богов. Одна из последовательниц Шивы-Махадевы описывает Его следующим образом:

Он принимает форму не только богов (Брахмы, Вишну, Индры, Рудры), но и людей самой разнообразной внешности, гоблинов, демонов, варваров, прирученных и диких животных, птиц, пресмыкающихся, рыб, и так далее. Он – Дух миров, всепроникающий, пребывающий в сердце всего живого, знающий все желания. Он несет диск, трезубец, булаву, меч и топор. Он имеет пояс из змей, серьги из змей, священный шнур из змей и верхнюю одежду из змеиной кожи. Он смеется, поет, очаровательно танцует и играет на различных музыкальных инструментах. Он прыгает, широко открывая рот, плачет и заставляет плакать других. Он разговаривает, как сумасшедший или пьяный; или голос Его слаще меда; или смех Его раскатист и страшен. Он – и видимый, и невидимый, на алтаре, в жертвенном столбе, в огне, в маленьком мальчике, юноше или старике. С волосами дыбом, непристойной внешностью, голый и возбужденный, Он развлекается с дочерьми и женами Риши. Он одноликий, двуликий, трехликий, многоликий.

Во всей Анушасанапарве Махадеву экзальтируют, подчеркивая Его потрясающий характер, как внушающий ужас. Даже боги, услышав звуки Его смычка, боятся.

Вновь Рудра поджигает три города Асуров (Трипура): в золотых небесах, в серебряной атмосфере, на земле из черного железа. Это Он уничтожает одной стрелой половину численности богов. Он ест сырое мясо, кровь, костный мозг, Он вспыльчив и свиреп. Он часто посещает кладбища, выполняет там ужасные ритуалы – это просто какой-то кошмар. Короли предлагают Ему человеческие жертвы. Даже сейчас в Его храмах делают подобные приношения. Он – правитель бхутов (демонов), Он окружен бхутами и пишачами, Его зовут Бхайрава.

Шива – это тот самый страшный Рудра, поэтому Его качества сохраняются.

Однако существуют доказательства того, что, когда Эпосы были переписаны, Шива не достиг полного равенства с другими богами. Он явно добился положения равноправия, отчасти угрожая им. Одна из наиболее известных историй о Нем касается жертвоприношения Дакши. Шива был единственным богом, которого не пригласили на эту церемонию. В той же эпической поэме Он изображен, как соперник Кришны, после того, как между Ним и Вишну не было обнаружено видимых различий. Кришна признает Его величие и получает по восемь даров от Махадевы и Умы.

В Линга Пуране найдено описание знаменитого появления лингама, чьих краев не смогли достичь ни Брахма, ни Вишну.

Очевидно, Шива ведет свое происхождение (по крайней мере, отчасти) к северу, к горам. Один или два поступка, приписанных Ему, стоит записать. Заслуживает упоминания история сожжения Камы, где третий глаз Шивы имеет огромную важность. Когда Ума закрыла Его глаза ладонями, весь мир стал темным и безжизненным. И вдруг мрак рассеяло удивительное пламя, внезапно появившееся изо лба Махадевы. В этом пламени сформировался третий глаз, сияющий, словно солнце. В огне этого глаза сгорели Гималаи, и все на них было уничтожено. Но когда Ума покорно предстала перед Шивой, Он вернул горам их прежнее обличье.

В Эпосе Шива также показан как мудрец и философ. Его часто изображают с серьгами Канпхата в ушах. Таким образом, описания Шивы (и Рудры) представлены в зависимости от форм и практик, определенных верой Йоги.

Сейчас Шива обитает на Кайласе вместе с Парвати и немалым количеством последователей, включая Ганов, Натха и Сиддха. Там, над Гималаями, Его дом.

В упоминаниях о Шиве из других глав можно заметить, что Ему поклоняются под различными Именами, такими, как Пашупати и Шамбхунатх, чьи почитатели в Непале совершают кровавые жертвоприношения. В этом культе, часто безнравственном и несдержанном, уделяется особое внимание Бхайраве, или Бхайрому, и Его Шакти. Выходит, что Бхайрава, воплощенный в человеческом облике, это самый страшный аспект Шивы. И что Канпхата, как представителям предшествующей секты, выражают глубокое почтение. Бхайрому поклоняются и Йоги, и Шакты. Он принимает от восьми до двенадцати обликов, самый известный из которых – Кал Бхайром. Более подробно, в Северной Индии Его представляют с собакой; в средней части Индии изображают подпоясанного змеями барабанщика или красный камень. Его часто рисуют с восемью руками, гирляндой из черепов, серьгами и браслетами из змей. Змея обвивается вокруг Его головы. В Его руках – меч и чаша, полная крови. Земледельцы Кунби из Деккана поклоняются Ему в образе стоящего человека, обвитого змеей, с трезубцем в одной руке и барабаном, похожим на песочные часы, в другой. Он живет в неотшлифованном камне, измазанном маслом и киноварью. Его Имя – Бхут Бхайром, Повелитель злых духов – усиливает Его ужасный аспект. Его отождествляют с Капалином, который Созидает и Разрушает. Трезубец – символ Его власти. Кроме того, Бхайром несет дубину и черную бутыль, Его сопровождает черная собака, или Он едет на ней верхом. Когда Он использует собаку, как средство передвижения, Его зовут Швашва (Тот, чья собака служит, как лошадь). Он играет важную роль в легенде, как Великий Едок. Через Него можно приблизиться к Шиве, и, как Заместитель (Помощник) Шивы, Он командует толпой демонов. Он – страж, или привратник в храме Шивы, особенно, как Кал (Черный) Бхайром. В Бенаресе Его знают как Котвала (констебля) этого города, и Он является хранителем всех храмов Шивы. В холмах Кумаона и Гархвала широко известный культ Бхайрома находится в руках Йоги. Кедар – основное место поклонения. В Горакхпуре Его местоположение отмечено множеством тришул около кургана красной каменной кладки, перед верандой, слева от главного входа в усыпальницу Горакхнатха. В монастыре в Пури Бхайрома изображают с тремя головами и одной ногой, и Его образ защищен соломенным сводом. Изображения Бхайрома найдены в официальных церквях Таксила Гейт, Лахоре и Амритсар. В Тримбаке Его символом стали огромные камни, с глазами из серебра, выкрашенные в красный цвет. Во многих местах большие багряные тришулы из бамбука или железа отмечают Его место, и огромные их картины часто бросаются в глаза.

В Пенджабе Ему поклоняются (но это еще под вопросом), как Покровителю Ферм. Ему жертвуют зерно и животных, предлагают спиртные напитки. Он предотвращает болезнь и смерть, защищая людей, и скот. Некоторые приносят Ему в подарок детей. Он символизирует плодородие, пока существует вера в то, что Мать Земля – Его Супруга. В Басдаде (в Ревари) молоденьких девушек из касты водовозов выдавали за Него замуж. Но вскоре после церемонии они умирали, так что практику прекратили. Лодочники Маллах из Агры отдавали Ему в жены своих дочерей, потому что однажды Он спас тонущую лодку. Потом эта семья женила на Нем одну из девушек, оставив ее в Его храме, где девушка оставалась в живых меньше года. Даже сейчас там есть кукла, сделанная из теста, формально вступившая с Ним в брак.

В Пенджабе храм Бхайрома есть в каждом важном городе. Ему поклоняются по воскресеньям и вторникам с предложением урд-пирожных, сырого мяса, молока, спиртного, цветов и сладостей (ладдху). После окончания церемонии все подношения съедаются верующими. В Деви Патане полуденное пожертвование – это блюдце, наполненное вареным рисом, которое ставится перед платформой Бхайрома, после того, как пространство вокруг нее облили водой. Этот рис потом бросят собакам. В Бенаресе фигурки собак делают из сахарных леденцов и жертвуют Бхайрому. Те, кто умирает в Его главном храме в Бенаресе, верят в то, что их подвергают наказанию во имя искупления грехов, известному, как Бхайрави-Ятана. И что потом их ждет вечное блаженство. Этих людей называют Рудрапишача (духи Рудры). Другие же, умирая, попадают в руки Ямы – и им придется вернуться на Землю при последующем перерождении. Он имеет много поклонников в Бенаресе и близлежащих районах. Но Хопкинс твердо уверен в том, что Его сторонники – это невежественные крестьяне и распутные голодранцы. Сарангихар Йоги просят милостыню во Имя Бхайравы.

Кажется, это Бог Дравидов, коренных жителей, чье начало унаследовали Канпхата и другие тому подобные секты. В знаменитой Прабодхачандродае Капалика имеют власть над Бхайравой.

Как поклонники Супруги Шивы, Йоги – это Шакты. Изучение святых мест Канпхата и их традиций проясняет эту сторону их культа.

Шакти значит «сила», поэтому Она олицетворяет божественную энергию, таинственную мощь созидания. Такая созидательная сила живет в богинях и нимфах разного ранга, в каждой женщине, в самке каждого зверя. В любой особи женского пола – Ее источник.

Культ Шакта всегда связан с поклонением фаллосу, который в символе соединен с вульвой.

Говорят, что когда у детей нет меток ни Брахмы (лотос), ни Вишну (диск), ни Индры (молния), они отмечены мужскими и женскими половыми органами. Значит, дети – потомки Махадевы. Так как все они имеют либо половые органы Деви (Умы), либо Ее Супруга.

Возвращаясь к культу Шакти, стоит отметить, что Деви в общепринятом значении - это Амба, богиня-мать, великая сила природы и матерь вселенной (Джаганмата, Джагадамба), могущественная, таинственная энергия. Шакти имеет две функции. (1) Направлять и контролировать естественные потребности и страсти: как для поддержки тела с помощью еды и питья, так и для размножения живых организмов посредством сексуального контакта. (2) Направлять и контролировать овладение сверхъестественными способностями (сиддхи): как для личного возвеличения человека, так и для уничтожения его конкурентов.

На обратной стороне постижения Шакти лежит появление самосознания в Едином Бытие. В Универсальной Реальности вместе с рождением этого сознания появляется двойная природа, частично мужская, частично женская. Как указывает слово Ардханари, женский аспект двойственности более важен, так как женский аспект является активной энергией, или материей, через которую происходит созидание. Именно в этом аспекте Реальности Богиня становится объектом поклонения. Такая идея очень стара. В Риг-Веде (10, 129: 4) есть следующие строки:

Вначале Желание вошло в Единое:
И стало первым зернышком, плодом мысли.
Мудрецы, ищущие в своих сердцах Знание,
Раскрыли тайну Бытия в Небытие.
* * * *
Там была сила созидания, плодородная сила:
Внизу была энергия, вверху – импульс.

Идея, что вселенная рождается от слияния мужского и женского начал, изложена в описании родительских чувств Дьяуса и Притхви. В Риг-Веде тоже есть женские божества, такие, как Адити (мать богов) и Уша. Еще раньше появляется мнение, что Единое Бытие, почувствовав Себя несчастным в одиночестве, разделилось на мужское и женское. Благодаря этому возникли человеческие существа и другие формы жизни. Такая точка зрения существует также в Ману и Пуранах. Этих двоих, мужчину и женщину, отождествляют с Пурушей и Пракрити системы Самкхья. Богиня – это мула-пракрити и майа, мать богов и людей. В индийской скульптуре средневековья Шива представлен в форме Ардханари, где Его левая сторона женская, а правая – мужская. В современном представлении – это символ Йони-Линги.

В Тантрах соединение мужского и женского начал описано в мельчайших подробностях. Как две стороны единого целого, появляются пары – так происходит мировая эволюция. На каждом уровне есть как возможная, так и фактическая их деятельность. И Шакти – созидательный, творческий принцип – является вместилищем семени (бинду) Шивы. Эта двойственность проявляется в каждой чакре. Через Шиву и Шакти образуется бинду (капля), которая развивается в женский элемент, Нада (звук), содержащий в себе названия всех существующих в природе вещей. С Бинду и Нада связаны мужские и женские элементы, таким образом, что формируется реальность Кама-Кала, благодаря которой и происходит созидание. Это Их манифестация.

Система Шакта на практике и по интересам гораздо более тесно связана с Шивой, чем с Брахмой или Вишну. Акцент на Шакти наиболее силен в Тантрах, где Сила воплощена в женском божестве, и где жены Шивы, а не Он Сам, получают максимум внимания. Сегодня Шактизм – по существу, ветвь Шайвизма – это и форма взглядов на Супругу Шивы в Индуизме. Деви часто путают с Нею, но слово «Деви» должно рассматриваться как Святое Имя Богини, а не только как имя жены (например, Ума, Парвати, и т.п.) грозного бога.

В Шакти проявляются все характерные черты Шивы. Как Он имеет два цвета, так и Она – наполовину белая, наполовину черная. И каждый из Ее аспектов имеет свою персонификацию. У Умы, Гаури, Парвати, Джаганмата и Бхавани – мягкий характер. Своим свирепым нравом славятся Дурга, Кали, Шьяма, Чанди, Бхайрави, Калика. Но есть и другие имена, например, Махабхавани (известная Своим созиданием) и Махабхайрави (разрушительница).

Ума – милосердная супруга Шивы. Упоминания о Ней встречаются еще в Кена Упанишад и Тайттирия Араньяке. Ее знают, как дочь Дакши, и часто считают дочерью Химават (Гималаев). Как действенная Сила, или Энергия Шивы, Она облекла Себя в тело для того, чтобы суметь в должной форме соединиться с Ним. Жертвоприношение Дакши тесно связано с Ее смертью. Ума умерла от разочарования, потому что Шива, Ее супруг, был не только не приглашен, но и высмеян. Как умершую тогда, Ее называют Сати. Она переродилась в семье Химават, и поэтому носит Имя Парвати (Горная). Шива и Парвати описаны как живущие вместе на Кайласе и предающиеся любовным играм друг с другом; или как ведущие разговоры на глубоко философские темы.

У Парвати был очень темный облик, и однажды по этой причине между Ней и Шивой возникла ссора. Но она наложила на Себя строгую епитимию, в результате которой Ее кожа стала светло-золотистого цвета. Вот откуда Ее Имя – Гаури («Белая»). На индийских оттисках вы можете увидеть условно изображенный след стопы Гаури. Иногда Ее отождествляют с Амбой.

А сейчас возвратимся к пугающим формам Шакти и рассмотрим несколько Имен.

Дурга – «Недостижимая» – это воинский аспект Супруги Шивы. Ее назвали так благодаря демону, которого Она повернула вспять. Порою с Ней отождествляют Парвати. А одна из главных форм Дурги – четырехрукая Кали, которая жаждет предпочтительно человеческой крови, несмотря на то, что в наши дни Ее удовлетворяют кровью животных. Самый страшный Ее аспект украшен гирляндами из голов демонов. У Нее кровавая пасть и черепа вокруг запачканного кровью горла. Вместо серег – два мертвых тела. Трупы – в каждой из рук. Она живет на шмашанах. Кали – самый страшный аспект Дурги и Шакти, исключая разве что Бхайрави. В Бхисмапарве Она – Капали. Благодаря Капаликам и Каламукхам Ее безумный дух был успокоен животными и человеческими жертвоприношениями. Дурга представляет Собой разрушительные силы мира.

Есть и другие Шакти – в основном, это формы Ее темного аспекта, о котором уже было сказано. Среди них, прежде всего, стоит упомянуть Камакхью (местное название Дурги), потому что Ее святыня в Ассаме является центром тантрического культа и местом его происхождения, откуда он попал в Непал и Тибет. Камакхья тесно связана с Ваджраяной. Говорят, что Ассамский храм был главным храмом вайшнавской секты Махапурушия.

Следующее сообщение (с некоторыми дополнительными замечаниями) о Камакхье и Ее святыне было предоставлено Элиотом. Главное святилище Шактизма находится в Камакхье (или Камакше), на холме, который возвышается над берегами Брахмапутры, около двух миль ниже Гаухати, в округе Камаруп (Ассам). Это место упоминается в Падма Пуране. Государство Камарупа было довольно древним, описанным еще в Махабхарате. Сохранились медные гравюры его королей, датированные девятым, десятым, одиннадцатым и двенадцатым столетиями. Холм, на котором стоит святыня, известный также как Камагири, или Нилачал, обозначает точку, где упали репродуктивные органы Сати, когда Вишну расчленил Ее тело. То есть, это Питха, одна из самых известных. Кроме этого, подразумевается, что она находится в той местности, где Кама, испепеленный гневным взглядом Шивы, вновь обрел свою естественную форму (Камарупу). Храмы на этой территории восстанавливались несколько раз. В восемнадцатом столетии они были щедро одарены королем Ахомы и переданы под руководство Брахмана из Надии в Бенгали (с дальнейшим отходом имущества к его потомкам, которые носят титул Парбатия Госаинс). На их ремонт и обслуживание до сих пор выделяется немалое состояние. На холме построено десять храмов, посвященных различным формам Шакти. Прекрасное местоположение, внушительная экстенсивная панорама над Брахмапутрой и прибрежными равнинами, но ни одно из зданий не имеет большой архитектурной ценности. Самое крупное и лучшее из них посвящено Камакхье, Богине Сексуального Желания. Неосвещенный храм построен в стиле, обычном для Северной Индии, увенчан куполом и граничит с довольно богатой папертью, которая тоже неполно освещена. Сохранилась надпись, фиксирующая реставрацию храма примерно в 1550 году, но с тех времен остался только фундамент, большинство же построек современны. Скорее всего, европейца не пустят в храм, но изображение Богини можно, увидеть из боковой двери. Говорят, в каменной глубине святыни есть трещина, которую почитают как Йони Шакти. Перед храмом – два столба; к ним ежедневно в полдень привязывают козла и обезглавливают его. Ниже основного места поклонения находится храм Бхайрави. Место привлекает значительное число пилигримов из Бенгали, а однажды богатый преданный даже построил на холме усадьбу и не раз приезжал туда с целью принятия участия в обрядах. Наиболее ценные священные писания секты – это Йони Тантра, Маханирвана Тантра и Калика Пурана. Камакхье поклоняются как любовью так и жертвоприношениями. Здесь зачастую выполняются ритуалы «5М». Жуткая сторона культа подтверждается тем фактом, что в храме нередко можно встретить Агхори. К тому же, Камакхья требует кровавых приношений. Вплоть до недавнего времени Ей предлагали человеческие жертвы. В 1832 году Правительство положило конец этой практике. Не отрицают, что если бы человеческие жертвоприношения были разрешены законом, такие ритуалы проводились бы и по сей день. Богиня принимает в жертву мужчин без физических недостатков. При освящении храма в 1565 году Ей были предложены на медных подносах головы 140 мужчин. Их называли Бхоги, и все они были добровольными жертвами Богине. Однажды они объявляли, что Богиня зовет их – с этого момента к ним относились как к привилегированным личностям, и они могли делать все, что угодно. Любая женщина была им подвластна. Но их лишали жизни и приносили в жертву на ежегодном фестивале. Калика Пурана посвящает целую главу правилам исполнения человеческих жертвоприношений:

• Жертва не может быть из первых трех каст.
• Жертва может являться Не-Арием под брахманским покровительством.
• Жертвы не могут образовывать ветвь религии Ариев.
• Жертву представляют правителям и министрам.
• Обряд не может быть исполнен без государственного разрешения.

Ритуал обладает сходством с ведическим жертвоприношением, и его сущность – это представление Богине отрубленной головы в сосуде из золота, серебра, меди, латуни или дерева, но не из железа. Топор, которым должно выполняться обезглавливание, торжественно посвящается Кали, и жертва поклоняется Ей перед началом обряда. Палач медитирует на Брахму и других богов как на присутствующих в теле жертвы, а затем молится ей непосредственно, как всем богам одновременно. «В этот момент», – говорит Шива, раскрывая секрет обычая, – «…жертва и Я – одно и то же». Такое отождествление человеческой жертвы с Богом имеет много аналогий и в других местах, особенно среди Кхондов. Кроме этого, есть сообщения о страшных и отвратительных ритуалах Вамачары, где среди кровавых жертвоприношений существует практика гадания на ребенке, вырезанном в полнолуние из беременной женщины.

Другие формы Шакти не нуждаются в столь подробном описании. О храме и культе Хинг Ладж Деви мы уже говорили.

Асапура Деви, или Мата, упоминается в связи с белыми бусинами, которые носят паломники, посетившие Хинг Ладж, и широко известна как Исполнительница Желаний. Ее изображения найдены в храмах Хинг Ладжа, Чхаула, Бомбейского Округа Колаба и Мадха, около пятидесяти миль к северо-западу от Бхуджа. В Ее честь построен храм в Котешваре. Это Богиня домашнего очага Рао Каччха, Ее образ в храме – выкрашенный красный камень, примерно шесть футов высотой и шесть футов шириной в основании. Она покровительствует детям. Была даже секта Мекхапантхов, известная как Асапури.

Поклонение молодой девушке есть в культе Баласундари, Типурасундари, Типуракумари. Она – одна из Махавидий. В Малабаре почитание шестнадцатилетней обычно. В Гималаях Ей поклоняются для зачатия и защиты детей. В Алморе Йоги взял автора посмотреть на храм этой Богини. Святыня на вершине Дунагири (возле Дварахата) посвящена Типура Деви. Она находится под наблюдением Гири Джоги, как и храм Кедар (в Дварахате), где в 1924 году жила немолодая женщина из этой семьи. За святыню на вершине холма Гири Джоги также несут ответственность. Здесь никогда не предлагают мяса. Время от времени в храме служат молебен индийским богам, и бесплодные женщины всю ночь стоят перед Типурой, держа правую руку над левой. В правой руке – лампа с одним фитилем. Лампа горит до рассвета, и Богиня прощает им грехи.

В Алморе для защиты от лже-обвинений после утреннего омовения Богине предлагают цветы. Йоги старается отождествиться с Типурасундари, представляя себя женщиной. Типурасундари – это Богиня чувственного шактистского культа.

Бхайрави и Наяки представлены в вамачарских ритуалах, где мужчины олицетворяют Бхайраву. Восемь Наяк – это любовницы и не обязательно матери. С ними не связано никакой другой идеи, кроме незаконной сексуальной любви. В Чандродае Мата Бхайрави описана следующим образом:

Ее Образ ужасен: серьги – человеческие черепа; глаза – метают молнии; пальцы – покрыты щетиной цвета бледно-желтого пламени; Она вращает языком меж клыками подобно смене лунных фаз.

Матри также признают официально. В Дхинодхаре Мата (Амба) имеет свою хвалебную песнь (стотру), которую поют на седьмой день каждого месяца. Кхакхар писал, что там, в Дхинодхаре, Шиве поклоняются, следуя ритуалам Мата.

Йогини (иногда их восемь) – это волшебницы или колдуньи, созданные Дургой спутницы и прислуга. Были времена, когда их считали не более чем формами Дурги. Их количество колеблется от шестидесяти до восьмидесяти, и способно возрасти до десяти миллионов. Они имеют необычайную форму, злобный нрав и обладают магической силой. Подобно Дакини, большим специалисткам в области самых мерзких привычек и шаловливым служительницам Кали, Йогини – это злоумышленницы и бедокуры. Как Шакини, так и Дакини играют значительную роль в символических представлениях чакр Хатха-Йоги.

Описания Кундалини будут найдены в главах, поясняющих Горакшашатаку. Кундалини – это свернувшаяся в кольцо спящая Богиня, чье пробуждение – цель Хатха-Йоги, как ее видят и практикуют Канпхата.

Есть еще Богиня, которую стоит упомянуть, Бимба или Мумба. В особенности Ей поклоняются в Бомбее и в окрестностях этого города. Может быть, это и есть Наяка Вимала?

Культ Йоги включает в себя две стороны шактистских ритуалов – путь правой руки, который следует Пуранам, и, скрывающий свое чрезмерное предпочтение эротическим элементам, путь левой руки (Вамачара), который следует Тантрам. Даже и не рассчитывайте на нечистые практики в культах правой руки, хотя кровавые жертвы и жестокое избиение животных кулаками до смерти не считаются «нечистыми». Многие обряды в Дурга Пудже граничат с Вамачарой. У культа левой руки мрачная репутация, и он неохотно признается верующими. Все формы Вамачары (леворучной практики) требуют использования всех или некоторых из «5М». Предшественники Йоги, Пашупаты, Каламукхи и Капалики, были Вамачари. Дурга Пуджа и Чакра Пуджа есть среди главных элементов культа. На виду там – кровь, ужас и эротика.

Канпхата, которые поклоняются как Линге, так и Йони, считают, что для достижения самадхи не нужно обуздания страстей. Они поклоняются женщине, как совершенному мужскому проявлению. Поэтому много внимания уделяется вамачарским обрядам, ритуалам левой руки, или женскому аспекту Единого Высшего. Такие обряды являются центром, ключевым моментом в Чакре; это – Чакра Пуджа, культ священного круга. Мистические цели достигаются сосредоточением ума на Деви, сидящей на коленях у Шивы в Лотосовом Саду; поклонением Шри Чакре, изображению женского полового органа, нарисованного в центре фигуры, составленной из девяти таких же (всего десять); почитанием живой прекрасной женщины; или сакральной формой полового сношения, где нет никаких кастовых различий, в Бхайрави Чакре.

Этот культ распространен гораздо шире, чем можно было бы предположить, опираясь на йогические практики. Несмотря на то, что леворучные ритуалы держатся в строгом секрете, они оказали большое влияние на Бенгальский и Гималайский регионы и продвинулись намного дальше за их границы. Эти ужасные непристойные обряды практикуются как минимум с третьего или четвертого столетия нашей эры. Йоги холмов следуют тантрическим ритуалам, которые отличаются своей особой распущенностью. Они едят мясо, пьют вино и удовлетворяют свои желания в оргиях секты левой руки. Данные практики больше преобладают в Гархвале, чем в Кумаоне. Йоги равнин признают их знание так же, как и Йоги гор. В этой форме Индуизма, целиком и полностью отдаваясь свободному течению всех животных инстинктов, именно женщинам жертвуют так называемое почитание сексуальной любви и плотских страстей. Несмотря на общественные правила и ограничения, поклонники женского аспекта (Шакти) в силу своей природы стремятся доставить удовольствие и удовлетворить Богиню, олицетворяющую Силу и через Нее – Помощь в приобретении сверхъестественных способностей и даже (в конечном счете) Слияние с Высшим Бытием. Для посвященного объединение мужского и женского в культе - это бисексуальный образ Ишвары. «В этом аспекте Шива и Шакти сливаются воедино и, как Ардханаришвара, живут в наслаждении истинной радостью в теле куласадхаки».

Чакра Пуджа – это сама суть, важнейший элемент такого поклонения, и ее описание здесь просто необходимо. В основной церемонии формируется круг, состоящий из мужчин и женщин, вне зависимости от касты или взаимоотношений. Требуется «5М» (макара) – вино (мадья), мясо (мамса), рыба (матсья), высушенное или поджаренное зерно (мудра) и сексуальное соитие (майтхуна). Цель поклоняющихся – не только преступить кастовые ограничения и раскрыть себя, вплоть до самых безнравственных практик, но и, как было только что изложено, обрести сверхъестественную мистическую Силу и Смысл Единения с Высшим через возбуждение, которое должно возрасти вплоть до крайней степени развязности. Вот следующее сообщение о церемонии, принадлежащее Варду:

Тот, кто желает исполнить этот обряд, должен ночью, прежде всего, выбрать женщину как объект поклонения. Дакшиначари (практикующий путь правой руки) должен взять свою собственную жену, а Вамачари – проститутку или дочь танцовщика (купали), рабочего прачечной, парикмахера, чудалу или мусульманина. Посадить ее на сидение или коврик, а затем принести вареную рыбу, жареный горох, рис, спиртные напитки, конфеты, цветы и другие пожертвования, которые, как и женщина, должны быть очищены повторением заклинаний. Сначала совершается поклонение божеству-хранителю, а затем – обнаженной женщине…

…Объектом поклонения является живой человек, женщина. Она принимает участие даже в предложении спиртных напитков и мяса, несмотря на то, что это может быть мясо коровы. Остатки съедаются присутствующими, несмотря на различия их каст; и ни один человек не имеет права отказаться от участия в жертвоприношении. Спиртное пьется без меры, допьяна; и каждый вкушающий пищу должен положить кусочек в соседний рот. Затем жрец – в присутствии всех – ведет себя по отношению к женщине в некотором смысле непорядочно (правила хорошего тона не позволяют нам ссылаться на это); после чего все присутствующие особы повторяют много раз имя какого-то бога, совершая крайне отвратительные поступки; вот почему это дьявольское действо сокрыто от посторонних глаз.

В сносках «Религиозных Сект Хинду» Уилсона есть перевод главы Рудра Ямалы, которая соответствует версии Варда, и комментарии Аиткинсона о том, что описания, данные Вардом и Уилсоном, четко и ясно излагают практики в горах. Каждый шаг мессы, пишет он, сопровождается соответствующей мантрой, вместо тех, которые используются в обычных ритуалах с пятью кругами подношений. На большой службе в Шри Чакре, верующие, мужчины и женщины, садятся вокруг священника, руководящего церемонией, как представители Бхайравы и Бхайрави. Затем священник вводит в круг обнаженную женщину и поклоняется ей, как живому воплощению Шакти. Обряд заканчивается в оргиях, которые, наверное, лучше представить себе, чем описывать здесь. Не удивительно, что храмовые жрецы, как правило, – вырождающийся, нечистый класс, скрывающий разврат и потакание своим желаниям в вине, женщинах и мясе под именем религии. В некоторых случаях снимают ткань с груди женщин и тянут ее, как жребий, чтобы определить, как участники должны расположиться парами. Это известно как Коли Марга (коли – ткань, которой оборачивают грудь). Такие практики применяют по большей части в смешанном обществе, и к ним допущены все классы. Гархвал наиболее часто посещается пилигримами и странствующими религиозными нищими – это веская причина для частых публичных ритуалов. В Кумаоне своя клиентура, но, в общем, все держится в секрете, и никому кроме инициированных не позволительно участвовать даже в открытых обрядах. Для частных церемоний верующий может взять танцовщицу, проститутку, прачку, жену парикмахера или такую же верующую, как и он сам. Посадить ее перед собой, пройти через различные ритуалы и разделить с ней «5М».

Вард утверждал, что практики левой руки находятся в процессе роста. Из вышеописанного (включая более поздние сведения, полученные автором) ясно, что этот Путь все еще в моде.

Система Шакта внедряет единое поклонение Жене Шивы как Источнику любых сверхъестественных способностей и оккультного искусства. Если цель церемонии – в получении контроля над нечистой силой, вам необходимо мертвое тело. Адепт, в одиночестве, в полночь, на кладбище, или в месте, где сжигают и хоронят тела, сидя верхом на трупе, без боязни совершает обычные приношения, в результате которых Бхуты, Йогини и другие мужские и женские духи (досл. гоблины) становятся его рабами. Это Шава Садхана.
Отношение культа Шакти к Хатха-Йоге очень интимно. Магическая Сила, может быть получена через дисциплину Йоги, или поклонение Шакти, или использование Йоги, чтобы контролировать Шакти.

Но (кроме того, что уже описано) есть средства, которыми можно умилостивить Богиню. Они составляют часть культа Йоги. Это - мантры, биджи, янтры, кавачи, нйасы и мудры.

Мантры – несмотря на то, что это просто тексты из Риг-Веды, Яджур-Веды или Атхарва-Веды, – действительно являются заклинаниями, или магическими формулами, которые, при правильном произношении и повторении, обладают мистической силой для добра или зла. Например, Йоги используют Гаятри, ее ритм, слоги или отдельные звуки. Мантры нашли свое место, как в церемониях инициации, так и в йогической практике.

Биджи – это буквы, или слоги, обозначающие корень (мула); важнейшую часть мантры; имя какого-то божества, которому они могут быть адресованы; или некоторую часть тела, над которой это божество осуществляет контроль. Биджи – по существу те же мантры. Пятьдесят букв алфавита равномерно распределены над лепестками лотоса или чакрами тела соответственно. Пятьдесят букв – вообразите себе – словно юные девственницы.

Слог ОМ, АУМ (пранава, омкара) может служить примером использования бидж (и мантр) Йоги. Происхождение слога неизвестно, но, вероятно, в некотором роде связано с интонацией жертвенных мантр, о чем упомянуто еще в Таитиррия Самхите. Позитивно и тоже связано с жертвоприношениями появление ОМ в Брахманах, где оно используется как мистический символ, воплощающий сущность Вед и Вселенной. ОМ приравнивается к трем Ведам; к словам БХУР, БХУВАХ и СВАХ; к Адити, Вайу и Агни; к земле, воздуху и огню. Применение слога постоянно совершенствуется. В Упанишадах медитация на ОМ имеет место при изучении Вед. ОМ становится символом Брахмы. В поздних Брахманах его польза очевидна, сделан акцент и на его магическом значении. ОМ становится средством, благодаря которому ищущий Брахму может достичь Единения с Ним. Вот почему такая маленькая величина приводит нас к знанию священных писаний, а ее изучение равносильно изучению Вед. В ритуальных целях ОМ помещают между человеческим и божественным Словом. В Сутрах аскеты используют OM как объект медитации, как корень дерева Вед и его сущность, благодаря чему Слияние с Брахмой становится возможным. В йогической практике ОМ имеет очистительную силу. В формах Йоги ОМ тесно связано с Ишварой и под именем «пранава» служит для Его выражения. Созерцание OM устраняет преграды и способствует познанию Истины. Широко известно сравнение ОМ с различными триадами, включая Брахму-Вишну-Шиву. В качестве примера приводится йогическая джапа ОМ: так, приняв подходящую позу (асану), следует в тишине повторять ОМ 20 736 000 раз и медитировать на него после каждого глубокого вдоха. Также следует повторить ОМ вслух 12 000 раз. Согласно Шива Самхите, полная биджа-мантра – ОМ-АИМ-КЛИМ-СТРИМ.

Янтры – это мистические диаграммы, часто комбинации треугольных фигур, предположительно, обладающие оккультной энергией. Каждая богиня, которой поклоняются Шакты, имеет янтру, иногда расположенную в центре схематически изображенного лотоса. Янтры считаются такими же эффективными, как и мантры, и в комбинации с последними обладают чрезвычайной мощностью. Они были найдены и в рисунках чакр. А еще, у Йоги есть мистические диаграммы, напечатанные и нарисованные на коленкоре, на которых четыре слона держат четыре угла земли.

Треугольник, стоящий на своей вершине, обозначает Йони; а два треугольника, наложенных друг на друга (как печать Давида), символизируют Йони-Лингу. В некоторых чакрах (см. XV Главу) и одинарные, и сдвоенные треугольники используются так, как описано выше. Сэр Джон Вудрофф в своей статье «Великая Мать Индии» («Indian Magna Mater») публикует разноцветную Шри Янтру, где четыре мужских треугольника наложены на пять женских. Четыре – это развивающиеся или предельные аспекты сознательной энергии; пять – это пять жизненных функций, пять смыслов знания, пять смыслов действия, пять тонких и пять явных форм вещества. Наложение четырех на пять демонстрирует Союз Шивы и Шакти. Несвязанные треугольники приобретают очертания лотоса с восемью лепестками. Они окружены 16-лепестковым лотосом, и, по очереди, областью желтого цвета и «оградой» с четырьмя «воротами». Точки пересечения треугольников образуют девять кругов (чакр): центральная точка – бинду-чакра – блаженство; белый перевернутый треугольник; восемь красных треугольников; десять голубых треугольников; десять красных треугольников; четырнадцать голубых треугольников; восемь красных треугольников; шестнадцать голубых треугольников; и желтая окружность. Каждая чакра имеет свое собственное имя, и в каждой есть целый ряд меньших божеств, осуществляющих контроль над формами ума, жизни, тела и их индивидуальными функциями. Поклоняющийся янтре всей своей сущностью ищет Единения с Матерью Мира в Ее различных формах. Божества янтр – это шаг к Слиянию Йоги с Той, Которая, как Вселенная, находится Сама в Себе. Поэтому весь мир в сознании поклоняющегося поднимается в божественную плоскость; и янтра из материального объекта и совокупности линий преображается в мысленное состояние Союза со Вселенной, Ее Небесностью и Верховным Божеством. Затем следует автоматическая реализация – безмысленное состояние сознания. Поэтому Шри Янтра – это Вселенная и Каузальная Сила Ее различных Аспектов; и верующий реализовывает себя как Шри Янтра.

Кавачи – это амулеты, применяемые как защита от злого воздействия или для осуществления некоторых желаний. Они могут состоять из камня, кусочка бумаги или металлического листочка, с мантрой и янтрой на них. Их носят вокруг шеи, груди, запястья или поясницы, специально используют во время мора и эпидемий. Кроме того, чтение и ношение кавач может умилостивить Богиню или вызвать определенные физические состояния, благоприятные для выработки мужского семени.

Ньяса – это мысленная передача различных частей тела под покровительство их божеств-хранителей, с наложением рук или пальцев, и повторением текстов, мистических слов и использованием символов.

Мудры – это переплетения пальцев, имеющие оккультное значение, и определенные искривленные положения тела или его частей.

Все эти элементы системы Шакта найдены в практиках и учении Йоги, и описаны или заключены в их руководствах и наставлениях.


Рецензии